Социальные нормы и ценности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.

Оглавление

Понятие этики………………………………………….............…1.
Понятие профессиональной этики…..........…..2.

Этические нормы и ценности социального педагога……........…2.
Проблемные области этики социальной работы……............3.
Международная федерация социальных работников……....…6.
Нормативные документы, регулирующие деятельность социального педагога………...…………......................................14.
Списоклитературных сточников……………………………..17.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.78 Кб (Скачать)

Социальная  работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом, с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, использующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.

  • Социальная работа основана на принципах самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.

  В случаях, когда может  возникнуть необходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями.

  • Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран.
  • Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.

  В «Международных этических стандартах социальной работы»  выделены 5 групп: стандарты этического поведения, взаимоотношения с клиентами, с агенствами и организациями, взаимоотношения с коллегами, отношение к профессии. 

  Стандарты этического поведения:

  1. Стремитесь понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.
  2. Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.
  3. Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
  4. Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.
  5. Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.
  6. Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.
  7. Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства или организации.

  Взаимоотношения с клиентами:

    1. Ставьте на первое место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей.
    2. Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации.

  Сбор  и передача информации другим лицам производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого предварительно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда это может представлять серьезную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника.

    1. Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиента информируют об этом и он действует по собственному усмотрению.
    2. Оказывайте помощь клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) с целью достижения ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.

  Взаимоотношения с агентствами  и организациями:

  1. Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы.
  2. С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства или организации; вносите вклад в разработку социальной политики, методики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.
  3. С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменения в социальную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.
  4. Представляйте профессиональный отчет клиенту и общине об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.   
  5. Не допускайте противоречия в направлении действий, процедуры и практики с этическими принципами социальной работы.

  Взаимоотношение с коллегами:

  1. Относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения эффективности социальной работы.

  2. Относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.

  1. Способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.
  2. Доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики.   
  3. Защищайте коллег от несправедливых нападок.
 

  Отношение к профессии:

  1. Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.
  2. Повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.
  3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.

  4. Давайте конструктивную критику профессии, ее теории, методов и практики. 
5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

  Этические знания - фундаментальная часть профессиональной практики социальных работников. Их способность поступать в соответствии с этическими нормами является важнейшим аспектом качества услуг, предоставляемых клиентам.

  Принципы  прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы.

    Знание этики отношений является  необходимым для любого работника  социальной сферы. Способность  действовать в соответствии с  этическими нормами - основной аспект качества при работе социальной службы с клиентами.

    Цель деятельности Международной  ассоциации школ социальной работы  и Международной федерации социальных  работников в области этических  вопросов - обеспечение возможности  этических дискуссии и размышлений  среди сотрудников членов-организаций,  поставщиков социальных услуг,  преподавателей и студентов учебных  заведений, занимающихся подготовкой  социальных работников. Некоторые спорные этические вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются социальные работники, остаются специфическими для отдельных стран, однако есть и много общего. Определяя лишь общие подходы, совместный свод принципов МФСР и МАШСР имеет своей целью поощрять социальных работников всего мира к осмыслению спорных вопросов и дилемм, с которыми они сталкиваются.

    Профессиональная деятельность  социальных работников способствует  общественным изменениям, решению  проблем человеческих взаимоотношений,  содействует укреплению способностей  к самостоятельному функционированию  людей в обществе в целях  повышения уровня их благополучия. Используя теории поведения человека  и общественных систем, социальная  работа возникает там, где происходит  взаимодействие человека и его  окружения. 

  Основные  моменты дальнейшей работы МФСР по вопросу этики можно найти  в документе "Этика Социальной Работы - Принципы и Стандарты", состоящем  из двух частей: "Международная Декларация Этических Принципов Социальной Службы" и "Международные Этические  Стандарты Для Социальных Работников". Эти документы включают основные этические принципы профессии социального  работника, даются практические рекомендации по решению проблем, возникающих  в процессе социальной работы, затрагиваются  отношения социального работника  с клиентами, коллегами и другими  людьми, с которыми приходится сталкиваться по роду службы. Эти документы должны быть настольной книгой каждого социального работника.  
 

  Нормативные документы, регулирующие деятельность социального  педагога:

  1. Кодекс этики социального педагога /социального работника.
  2. «Этика Социальной Работы - Принципы и Стандарты»

    «Международная  Декларация Этических Принципов  Социальной Службы» 

    «Международные  Этические Стандарты Для Социальных Работников»

  1. Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».
  2. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights)

    Декларация  состоит из 30 статей, которые определяют основные права (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные)и  свободы всех людей. Декларация не имеет  юридической силы, но представляет собой свод нравственных норм, которые  включены во внутреннее законодательство большинства стран мира.

  1. «Конвенция о правах ребенка» 1989 г. (The Convention on the Rights of Children)

    Главная цель Конвенции - максимально защитить интересы ребенка. Согласно конвенции, ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством  не установлен более ранний возраст  достижения совершеннолетия.  
    Конвенция: 
    - призывает государства, ратифицировавшие данную конвенцию, создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран, 
    - защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренныхнародов; 
    - рассматривает проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях;

    - содержит  конкретные предложения, направленные  на защиту прав детей, вовлеченных  в преступную деятельность; 
    - признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении их обязанностей.

  1. Конституция Украины
  2. Законы Украины «Об образовании» и «О всеобщем среднем образовании»
  3. Действующее законодательство Украины ( например: в 1992 году был принят Закон "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине", что послужило основой для развития системы социальных служб для молодежи. Верховным Советом принят Закон "О социальной работе с детьми и молодежью в Украине", что свидетельствует о заинтересованности государства в развитии социальной педагогики.)
  4. Положение о психологической службе системы образования Украины (с изменениями от 07.06.2001 г.)

                «4. Зміст діяльності

    .....................................................................................................................

    4.5. Соціальний  педагог навчального закладу: 
        - здійснює посередництво між освітніми установами,   сім'єю, 
    трудовими колективами,  громадськістю,  організовує їх взаємодію з 
    метою створення умов для всебічного розвитку дітей і підлітків; 
         сприяє участі  вихованців  у науковій,  технічній,  художній 
    творчості,  спортивній,  суспільно-корисній діяльності,  виявленню 
    задатків,  обдарувань,  розкриттю здібностей,  талантів,  дбає про 
    професійне  самовизначення  та  соціальну   адаптацію   учнівської 
    молоді; 
        - залучає до    культурно-освітньої,    профілактично-виховної, 
    спортивно-оздоровчої,  творчої  роботи різні установи,  громадські 
    організації, творчі спілки, окремих громадян; 
        - впливає на     подолання    особистісних,    міжособистісних, 
    внутрішньосімейних  конфліктів,  надає   потрібну   консультативну 
    психолого-педагогічну   допомогу   дітям   і   підліткам,   групам 
    соціального ризику, дітей, які потребують піклування тощо. 
         4.6. Соціальний   педагог   зараховується у загальноосвітні 
    школи,  школи-інтернати  для  дітей,  які  потребують   соціальної 
    допомоги,  школи  (ПТУ)  соціальної  реабілітації  для дітей,  які 
    потребують особливих умов виховання, професійно-технічні навчальні 
    заклади  згідно  з нормативами. Соціальні педагоги зараховуються у 
    ці  навчальні  заклади  за  вакантних посад практичних психологів. 
    ( Пункт 4.6  із  змінами,  внесеними згідно з Наказом МОН N 439 
    (z0570-01)від07.06.2001) 
         4.7.Працівник психологічної служби повинен:   керуватися Етичним кодексом психолога;     дотримуватися педагогічної  етики,  поважати гідність дитини, захищати  її  від будь-яких   форм   фізичного   або   психічного 
    насильства;     будувати свою діяльність на основі доброзичливості,  довіри у 
    тісному співробітництві з усіма учасниками педагогічного процесу; 
        - пропагувати здоровий   спосіб   життя,   підвищувати   рівень 
    психологічних знань педагогічних працівників і батьків; 
         -зберігати професійну  таємницю,  не  поширювати   відомостей, 
    отриманих  у  процесі діагностики або корекційної роботи,  якщо це 
    може завдати шкоди дитині чи її оточенню; 
       -  постійно підвищувати   свій  професійний рівень,  запобігати 
    випадкам здійснення  психодіагностичної,  розвивально-корекційної, 
    консультативно-методичної роботи особами, які не мають відповідної 
    фахової підготовки або права на таку діяльність; 
        - знати програмно-методичні матеріали і документи щодо обсягу, 
    рівня  знань,  розвитку  дітей,  вимоги  державних  стандартів  до 
    забезпечення   навчально-виховного  процесу,  основні  напрямки  і 
    перспективи розвитку освіти, психолого-педагогічної науки.»

Информация о работе Социальные нормы и ценности социального педагога