Библиотека как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы ………………... 4
1.2 Значение и история библиотеки………………………………. 6
1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……... 8

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 11
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27


……….



ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

    Вряд ли существует страна, в истории которой  в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

    В 90–е годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая  личность освободилась от многого, что ее стесняло. Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар. Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками. Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

    Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

    Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

    В последние годы  мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного  пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.

    Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.

Меняются  традиционные внутри библиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с  органами власти, различными социальными  группами.

    Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.

    Только библиотеки стремятся отслеживать весь национальный репертуар печати, приобретают выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование.

    Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны.

    В нынешний момент обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно.

    С конца 1980 года, востребованность в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.

По данным на 1 января 2010 года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч  библиотек.

    Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации - Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук.  

      1.3 Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет.

    Каковы же социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения, которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники – в собственников знаний, подлинных крезов.

    Успешно шествует по планете Интернет. Интернет – продукт   человеческого гения, являясь глобальной системой, создает новый информационный климат на планете, олицетворяет  свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое значение Интернета как средство образования, научно - технического и экономического прогресса, а в политическом отношении – как символа демократии. Интернет  – этап в развитии самого человека.

    Для библиотек Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти  дух сотнях существующих стран и тысячах мест – библиотеках, архивах, музеях и т.п., ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.

Но вернемся к библиотекам, которые обязаны  использовать то, что им необходимо, исходя из запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход  читателя под власть Интернета часто  меняет его потребности, воздействует на психику, отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.

    Агаджанян В., специалист в области библиографии, писал:«Хотя  библиотека и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации. Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их».1

 «Интернет - это стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не утонув и не будучи выброшенным на берег», утверждал Шрайберг Я. российский специалист в области информатизации библиотек.2

    «Всё равно самым доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие времена великое изобретение Гуттенберга – книга… Если люди отказываются от книги, виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию» с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз, аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен - это иллюзорной причастностью к науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл. Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран, думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник. Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.»3

    Библиотека уже в течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.

    Начиная с эпохи Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов экземпляров. Возникли международный книгообмен,  международный межбиблиотечный абонемент – как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность, играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.

    Фонды на протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку, но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам. В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими языками помимо родного, исчисляется уже миллионами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I I  Социальные функции библиотеки 

     2.1 Социальная роль библиотеки в обществе

     Понятие социальной роли можно считать ключевым в иерархии понятий: «миссия», «значимость», «функции» библиотеки.

     В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «миссия» трактуется как «ответственная роль»; «значимость» - как синоним роли; «функция» - «круг обязанностей, назначение, роль».  

  Размышляя над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в нем два взаимосвязанных уровня - глобальный и личностный. В глобальном плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений цивилизации; в личностном - в формировании Человека в человеке.  

   В понятие значимости включается степень необходимости библиотеки, осознаваемой государством, обществом и личностью. Библиотеки играли огромную роль в жизни людей во все времена. И сегодня, в условиях стремительного увеличения потоков информации и знаний, роль библиотек продолжает оставаться прежней. Одна из главных задач библиотек в современном мире – это обеспечить свободный доступ к информации и ее источникам всем желающим. И все чаще библиотекарь из пропагандиста и хранителя книги превращается в информационного специалиста, который с успехом ориентируется в огромном потоке информации.

    Социальная же роль ее - это реальное значение, место библиотеки в действительности в тот или иной период, Активность этой роли зависит от активности и полноты выполнения библиотекой ее функций. Вместе с тем точное определение и вычленение функций связано с четкостью понимания социальной роли библиотеки, обусловленной местом и временем. Функции в данной иерархии понятий - наиболее подвижные, изменяющиеся во времени и пространстве, миссия - понятие неизменное, исконно присущее библиотеке по самой ее природе.  
 

2.2 Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 

    В последнее время много говорится о новой библиотечной теории и реализации её на практике. На различных семинарах и круглых столах обсуждались проблемы формирования новой методологии библиотечного дела и разработки новой модели современной библиотеки, которая бы отвечала требованиям общества. Единой теории библиотеки пока нет, существовали и существуют разные концепции идеальной библиотеки — просветительские, формальные, системные. Сегодня ученые все больше обращаются к содержанию и структуре библиотечного фонда и по нему изучают такие функции как систематизация, хранение и распространение культурного наследия. Проблема соотношения и соответствия библиотечной системы каталогов и представления читателя о том, где может находиться данная книга является очень важной и значимой.

    Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры. Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания. Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает создание другой структурно-тематической модели каталога.

Информация о работе Библиотека как социальный институт