Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:35, курсовая работа
Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы ………………... 4
1.2 Значение и история библиотеки………………………………. 6
1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……... 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 11
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27
……….
ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | ||
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы ………………... 4 | ||
1.2 Значение
и история библиотеки………………………………. | ||
1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……... 8 | ||
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...…………………….. | ||
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11 | ||
2.2. Социо-культурный
подход к библиотеке как | ||
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ………. | ||
ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………… | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 29 |
Введение
Библиотека – это организация, которая собирает, хранит и предоставляет во временное пользование книги, газеты, журналы. Еще библиотекой называют личное собрание книг или книги, накопленные дома. Во втором значении слово библиотека понимается как серия книг, вышедшая в одном издательстве и объединенная, допустим, одной темой. (Например, известная серия «Библиотека зарубежной литературы».)
Классификация социальных институтов по сферам деятельности позволяет выделить институты культуры, важнейшая цель которых – социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре. Библиотека - это храм знаний и наук. Один из таких институтов – библиотека. Речь идет, конечно, о «Библиотеке», то есть, собственно, о библиотечном деле. Отдельные же библиотеки и библиотечные системы рассматриваются как социальные организации.
Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Библиотекарь занимается библиотечной деятельностью, то есть выполнением функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.
Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит электронная или как ее еще называют «виртуальная библиотека». В данной работе предпринимается попытка анализа социальных функций библиотеки.
Поэтому целями данной работы являются:
1) определение библиотеки, как социального института;
2) выявление проблем и перспектив развития библиотеки в информационном обществе;
3) рассмотрение библиотеки, как системы каналов удовлетворения личностных потребностей читателей.
Объект: библиотека как социальный институт.
Предмет изучения:
социальные функции библиотеки.
Метод исследования: изучение и анализ
литературных источников, статей.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ 1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы |
Библиотека (греч. βιβλιοθήκη,
от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») —
учреждение, собирающее и хранящее произведения
печати и письменности для общественного
пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую
работу. Наряду с библиотечным фондом,
библиотека располагает библиотечным
персоналом и соответствующей материально-технической
базой. Современная библиотека гарантирует
открытый, своевременный и беспрепятственный
доступ ко всей документированной информации,
способствует непрерывному образованию,
культурному развитию, поддерживает интеллектуальную
свободу, содействуют охране демократических
ценностей и гражданских прав. В настоящее
время всё более распространяются и включаются
в состав библиотечных фондов микрофиши,
микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы,
оптические носители (например, CD-ROM). Существуют
сотни определений библиотек, но полностью
их сущность всё равно не охвачена. Причины
в том, что речь идет о самых универсальных
учреждениях из всех созданных человеком.
Их богатство и значение росли по мере
того, как человек делал очередные шаги
в познании окружающего мира и самого
себя. Они содержат «всё» и имеют отношение
«ко всему», призваны оказывать помощь
и содействие «кому угодно» и «в чем угодно»,
человеку - в любом возрасте и в любом состоянии,
здоровому и больному, свободному и заключенному,
зрячему и незрячему. В библиотеках - все
знания, накопленные поколениями разных
народов на долгом историческом пути:
о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
Социальные
функции библиотеки — это комплекс функций
библиотеки как социального института,
отражающий взаимоотношения библиотеки
и общества. Представления о социальных
функциях библиотеки менялись исторически.
В античном мире — это «дом мудрости»,
«дом науки», в средневековье — это оплот
религии. Но во все времена основополагающее
значение имела деятельность библиотеки
как книгохранилища. Для этого библиотека
формирует библиотечный фонд, аккумулируя
документный фонд, и организует сохранение
документов для их дальнейшего использования,
тем самым выполняя мемориальную функцию.
Предоставление доступа к накопленным
человеческим знаниям — основа для выполнения
просветительской функции (образовательной).
Возрастает роль информационной функции.
Библиотека выполняет социализирующую
функцию, предоставляя бесплатное усвоение
знаний, способствуя полноценной реализации
личности. Ведущее место учения о социальных
функциях библиотеки среди этих общетеоретических
концепций обуславливалось тем, что именно
оно определяет основное содержание библиотековедения
как общественной науки – исследование
общественных функций библиотек, направленное
на изучение взаимосвязей не только внутри
системы «книга – библиотека – читатель»,
но и с социальной жизнью общества.
Фирсов В. Р. полагал, что интегрирующим понятием, объединяющим социальные функции, является социальная роль библиотек. Она заключается в обеспечении социализации личности, культурной преемственности. Социальная роль библиотеки должна исследоваться в рамках теории культуры, а социальные функции – в рамках библиотековедения.
Наряду с определением социальной роли, Фирсов В.Р. выделял и главную социальную задачу библиотеки – обеспечение становления всесторонне, гармонически развитой личности. Однако при такой формулировке остается неясным, есть ли разница между социальной ролью и социальными задачами библиотеки и в чем она состоит.
Обосновывая необходимость выделения сущностных и производных функций, В.Р. Фирсов В.Р. подчеркивал, что изучение любого социального института, в том числе и библиотеки, включает два взаимосвязанных аспекта. Первый – историческая изменчивость, т.к. каждый исторический период выдвигает различные цели. Второй – внутренняя неизменная сущность, которая позволяет социальному институту выполнить четко определенную роль в обществе, независимо от конкретного исторического периода. Эта неизменная сущность библиотеки как социального института и выражается в ее сущностных функциях.
Анализируя соотношения между отдельными сущностными функциями, Фирсов В.Р. подчеркивал их взаимопроникновение. Так, взаимопроникают познавательная и ценностно-ориентационная функции, поскольку любая воспитательная работа в библиотеке является одновременно и информационная, т.е. направленной на активное распространение социально-значимой информации. Он отмечал, что коммуникативная функция является сквозной, проникающей во все другие функции. Без нее невозможно осуществление познавательной и ценностно-ориентационной функций.
Отсюда должен последовать вывод о том, что коммуникативная функция является не однопорядковой с познавательной и ценностно-ориентационной, а находится на более высоком уровне, является обобщающей по отношению к другим функциям, тем более что сам Фирсов В. Р. представлял коммуникативную функцию, как реализацию коммуникативных отношений в системе «автор – книга - читатель».
Наряду с функциями,
Предпосылки возникновения
1.2 Значение и история библиотеки.
Богатство и значение библиотеки росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»
Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».
История книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.
Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.