Библиотека как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы ………………... 4
1.2 Значение и история библиотеки………………………………. 6
1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……... 8

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 11
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27


……….



ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………        2 
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  1.1. Понятие  «библиотека» и ее научные основы ………………...        4
  1.2  Значение и история библиотеки……………………………….         6
  1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……...         8
    
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
  2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….…………………          11
  2.2. Социо-культурный  подход к библиотеке как феномену  культуры 11
  2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей        14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...        27 
 

……….

 
 
ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………          
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...        29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Библиотека – это организация, которая собирает, хранит и предоставляет во временное пользование книги, газеты, журналы. Еще библиотекой называют личное собрание книг или книги, накопленные дома. Во втором значении слово библиотека понимается как серия книг, вышедшая в одном издательстве и объединенная, допустим, одной темой. (Например, известная серия «Библиотека зарубежной литературы».) 

   Классификация социальных институтов по сферам деятельности позволяет выделить институты культуры, важнейшая цель которых – социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре. Библиотека - это храм знаний и наук. Один из таких институтов – библиотека. Речь идет, конечно, о «Библиотеке», то есть, собственно, о библиотечном деле. Отдельные же библиотеки и библиотечные системы рассматриваются как социальные организации.

    Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Библиотекарь занимается библиотечной деятельностью, то есть выполнением функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.

    Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит электронная или как ее еще называют «виртуальная библиотека». В данной работе предпринимается попытка анализа социальных функций библиотеки.

Поэтому целями данной работы являются:

1) определение  библиотеки, как социального института;

2) выявление  проблем и перспектив развития  библиотеки в информационном  обществе;

3) рассмотрение библиотеки, как системы каналов удовлетворения личностных потребностей читателей.

 Объект: библиотека как социальный институт.

Предмет изучения: социальные функции библиотеки. 
Метод  исследования:
изучение  и анализ литературных источников, статей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
   
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ

1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы

 

    Библиотека (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей материально-технической базой. Современная библиотека гарантирует открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документированной информации, способствует непрерывному образованию, культурному развитию, поддерживает интеллектуальную свободу, содействуют охране демократических ценностей и гражданских прав. В настоящее время всё более распространяются и включаются в состав библиотечных фондов микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители (например, CD-ROM). Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку - в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках - все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках. 
            Социальные функции библиотеки — это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества. Представления о социальных функциях библиотеки менялись исторически. В античном мире — это «дом мудрости», «дом науки», в средневековье — это оплот религии. Но во все времена основополагающее значение имела деятельность библиотеки как книгохранилища. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, аккумулируя документный фонд, и организует сохранение документов для их дальнейшего использования, тем самым выполняя мемориальную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям — основа для выполнения просветительской функции (образовательной). Возрастает роль информационной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатное усвоение знаний, способствуя полноценной реализации личности. Ведущее место учения о социальных функциях библиотеки среди этих общетеоретических концепций обуславливалось тем, что именно оно определяет основное содержание библиотековедения как общественной науки – исследование общественных функций библиотек, направленное на изучение взаимосвязей не только внутри системы «книга – библиотека – читатель»,  но и с социальной жизнью общества.

    Фирсов В. Р. полагал, что интегрирующим понятием, объединяющим социальные функции, является социальная роль библиотек. Она заключается в обеспечении социализации личности, культурной преемственности. Социальная роль библиотеки должна исследоваться в рамках теории культуры, а социальные функции – в рамках библиотековедения.

Наряду  с определением социальной роли, Фирсов В.Р. выделял и главную социальную задачу библиотеки – обеспечение становления всесторонне, гармонически развитой личности. Однако при такой формулировке остается неясным, есть ли разница между социальной ролью и социальными задачами библиотеки и в чем она состоит.

    Обосновывая необходимость выделения сущностных и производных функций, В.Р. Фирсов В.Р. подчеркивал, что изучение любого социального института, в том числе и библиотеки, включает два взаимосвязанных аспекта. Первый – историческая изменчивость, т.к. каждый исторический период выдвигает различные цели. Второй – внутренняя неизменная сущность, которая  позволяет социальному институту выполнить четко определенную роль в обществе, независимо от конкретного исторического периода. Эта неизменная сущность библиотеки как социального института и выражается в ее сущностных функциях.

     Анализируя соотношения между отдельными сущностными функциями, Фирсов В.Р. подчеркивал их взаимопроникновение. Так, взаимопроникают  познавательная и ценностно-ориентационная функции, поскольку любая воспитательная работа в библиотеке является одновременно и информационная, т.е. направленной на активное распространение социально-значимой информации. Он отмечал, что коммуникативная функция является сквозной, проникающей во все другие функции. Без нее невозможно осуществление познавательной и ценностно-ориентационной функций.

Отсюда  должен последовать вывод о том, что коммуникативная функция  является не однопорядковой с познавательной и ценностно-ориентационной, а находится  на более высоком уровне, является обобщающей по отношению к другим функциям, тем более что сам  Фирсов В. Р. представлял коммуникативную  функцию, как реализацию коммуникативных  отношений в системе «автор – книга - читатель».

            Наряду с функциями, соответствующими  основным потребностям личности  в библиотечном обслуживании, библиотека  также выполняет функции связанные  со специфическими потребностями  и интересами личности. Среди  них — рекреационная (развлекательная)  функция, гедонистическая функция  (предполагает участие библиотеки  в формировании эстетических  идеалов человека, получения им  удовольствия от чтения), ценностно-ориентирующая  функция. Эти социальные функции  библиотеки между собой тесно  взаимосвязаны и свойственны  различным библиотекам.

          Предпосылки возникновения библиотеки  — это в основном потребность  в сохранении информации. Библиотека  является социальным институтом  и культурно-просветительским учреждением.  Современные концепции развития  — электронные библиотеки в  сети Интернет. 

      1.2 Значение и история библиотеки.

    Богатство и значение библиотеки  росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

    В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

   Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

     История книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

    Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал  признанной на международном уровне проблемой.

Информация о работе Библиотека как социальный институт