Библиотека как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы ………………... 4
1.2 Значение и история библиотеки………………………………. 6
1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……... 8

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 11
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27


……….



ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

   Библиотека обладает большими возможностями в оказании помощи в нравственном самоопределении личности, в освоении нравственной культуры общества, в организации самовоспитания. От этого во многом будет зависеть, как человек определит для себя цель жизни, какие ценности – “истинные” или ”ложные”– признает для себя значимыми, кто будет для него примером, за кем следовать, не подражая, окажется ли способным почувствовать чужую боль, прийти на помощь нуждающемуся, отстоять свои принципы, проявить волю в достижении благородной цели. Нравственное воспитание тесно связано с воспитанием в духе мира и сотрудничества. В наше время приобретают особую важность бесконфликтность отношений, умение культурно вести диспут, спорить, способность не доводить межличностные отношения до взрыва, истерики, ругани, унижающих людей. Мир между народами начинается с мира между отдельными людьми. Способность испытывать добрые отношения, благожелательные чувства к окружающим, навсегда останутся самым ценным качеством человека. Новая концепция воспитания в условиях демократического общества предполагает всемерное расширение представлений молодежи об общечеловеческих ценностях, морали и культуры, о естественных нравственных нормах, о категориях любви, милосердия, свободы совести. Необходимо критически переосмыслить концепцию всестороннего гармонического развитии личности, как не реальную задачу сегодняшнего дня и даже обозримого будущего из-за отсутствия условий для ее решения. Это касается каждого отдельного человека и большинства людей. Тотальный дефицит материальных и духовных ценностей в обществе вряд ли возможно преодолеть для организации всестороннего воспитания. В педагогической литературе высказывается мнение о целесообразности гуманистического воспитания подрастающего поколения и, прежде всего, гуманные идеи и идеалы, которые выработаны человечеством, движением за мир, за сохранение человеческой жизни. Гуманистическое воспитание взаимосвязано с реализацией идеалов. Идеалы воплощают стремление личности к совершенству, стимулируют волю для практической их реализации. Однако следует учитывать, что претворение в жизнь идеалов вопреки расхожим представлениям наступает не в самое ближайшее время, незамедлительно. Опыт такого скоропалительного осуществления идеала у нас имеется, когда выдвигался лозунг – наше поколение будет жить при коммунизме. Идеалы могут быть различными. В одних случаях это стремление человека к совершенству, желание перемен к лучшему, заинтересованность в более справедливом устройстве общества. Они также могут быть высшими гуманистическими целями, которые отстрочены во времени, рассчитаны на долгосрочное достижение. В библиотеке читательские идеалы, как и духовность, культура, человечность, воспитываются художественной литературой, искусством, что составляет особо важную часть становления личности. Роль нравственных устоев в становлении личности трудно переоценить. Библиотека широтой своих возможностей, богатством и разнообразием литературного фонда воздействует на все стороны формирующейся личности, ее интересы и потребности, разум и эмоции, объединяя основные направления воспитательного процесса – политического, трудового, нравственного, эстетического, экологического. Перечисленные направления, воспитания можно отнести к основным направлениям, не умаляя особой роли и значения других направлений воспитания: атеистического, правового, интернационального, патриотического. Можно также рассматривать как фактор идейного воспитания трудящихся помощь библиотеки промышленному и сельскохозяйственному производству. Сферой воспитания библиотеки следует рассматривать организацию свободного времени различных групп читателей, их досуга, развития духовных потребностей, утверждение норм и принципов здорового образа жизни. Повседневное, систематическое целенаправленное воспитание читателей библиотеки, формирование их как образованных, культурных, нравственных, творчески активных и социально зрелых личностей означает, что через определенное время существенно изменится обстановка в нашем обществе. Работа библиотеки в таком направлении противостоит бездуховности определенных групп молодежи, неверию и отчужденности по отношению к взрослым, увлечению низкопробной массовой культурой, росту детской и подростковой преступности, наркомании, проституции. Все эти негативные явления в нашей повседневной жизни можно рассматривать как следствие общей обстановки в стране, когда мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах. Не следует игнорировать пробелы в воспитании, недостатки в деятельности школы, культурно-просветительных учреждений. Еще не утвердились новые подходы и методы воспитательной деятельности библиотек, новые формы организации общественного книжного пользования, когда у людей поднимается престиж образования, растет потребность в познании. Нерасторжима связь образования и воспитания, культуры и этики. Библиотека как социальный институт вносит посильный вклад не только в прогрессивное развитие современного общества, но и работает на перспективу, непрерывное его совершенствование, освобождение от страха, духовного рабства. Мы должны двигаться к новому обществу, не предопределяя его название, социальную формацию, политическую и экономическую систему. Это общество должно характеризоваться такой организацией жизни людей, при которой каждый человек имеет возможность сформироваться как личность, а в отношениях между людьми господствовали бы нравственность и культура. Важно, чтобы поддерживался в обществе интерес к профессиональной деятельности, вовлечению людей в социальную и профессиональную деятельность, которая жизненно необходима обществу. Библиотека многое может сделать для воспитания трудолюбия, добросовестного отношения к труду. По-видимому, выход один – развитие культуры, обогащение сознания социальным и духовным опытом, целенаправленные усилия библиотек, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по формированию гуманистической зрелости общества. Эффективность воспитательной работы библиотеки определяется степенью ее содействия формированию сознательности людей, повышению уровня их профессиональных знаний, развитию социальной активности, инициативы, творческого участия в трудовой, общественной и политической жизни.   Воспитательный процесс в библиотеке, его эффективность коренятся, прежде всего, в личности самого библиотекаря. Читатели хорошо чувствуют глубину интеллекта библиотекаря, его возможности и уровень общения, внутренний нравственный настрой. Воспитание – это в конечном итоге непрерывный процесс общения библиотекаря с читателями. Переосмысливая воспитательный процесс, многие библиотекари сами осознают необходимость в фундаментальном самообразовании, потому что без подлинной культуры и образованности библиотекарь не состоится. Библиотекарь начинает, и он же завершает образовательный и воспитательный процесс в библиотеке. Эту истину не следует упускать из виду. Отсюда и требования к его профессиональной подготовке, образованию и обучению в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе.

    Коммуникативная функция - функция общения, значение которой все более ощутимо в постсоветской России, когда публичные библиотеки во многом становятся дискуссионными клубами, очаги культурного досуга и развития духовных интересов читателей.

    В переплетении указанных функций публичной библиотеки доминантной является просветительская функция, вбирающая в себя информационные, и образовательные, и воспитательные, и коммуникативные задачи.  

    Библиотека как коммуникативная система, исполняя свою информационную функцию, обязана без разрушений "сотрудничать" с социумом. Согласно идее О. Моргенштейна, при таком взаимодействии часть библиотечной системы может быть разрушена, но структурные элементы, которые обеспечивают стойкий уровень реализации функций всей системы должны оставаться неизменными9.

    Одна из первых попыток создания формальных критериев развития системы связана с идеей Г. Спенсера об усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В основу динамики библиотеки как коммуникативной системы, заложен "человекоцентрический подход" и "человеческое измерение"10 (А. Чачко), гуманистическая направленность которых обеспечивает коммуникативную функцию общения: от межличностного к дискурсивному в системе "библиотекарь-читатель", далее к процессам межкультурной коммуникации и общению в киберпространстве. Общение в виртуальном пространстве для библиотек в последние годы выделилось в специальную среду коммуникации, которая существует только в пределах виртуальной реальности и предопределяет отличительные черты делового общения. В современных компьютерных сетях развита возможность реализации двухсторонней связи в процессе общения между потребителями информации и библиотеками, которые ее предоставляют.

    Динамичность свойственна и информационной функции библиотечной коммуникации, стремительность развития которой может быть представлена общей схемой: от закрытых форм информирования монастырских библиотек к формам информации библиотек открытого общества, далее свободный доступ к информации электронных библиотек и информационной среды Интернет.

    Расширение систем коммуникаций - главная объективная динамическая особенность библиотеки. Она выражается в одновременном существовании двух динамических процессов, которые охватывают коммуникативную систему в целом: свойство первого - постепенно изменять базовые коммуникативные системы; второго - перераспределять свойства между системами. Познание этих процессов дает возможность ответить на вопрос: насколько изменчивы коммуникативные системы библиотек.

     Так, информационные системы, которые стали называть электронными библиотеками, появились благодаря широкому распространению Интернет, стремительному росту емкости запоминающих устройств, а также значительным достижениям в области Web-технологий, в технологиях баз данных и документных систем. Эти предпосылки обеспечили возможность создания больших коллекций документов, в первую очередь, публикаций в электронной форме и массового доступа к ним.

    Ю.Н. Столяров, указывая на истоки электронной библиотеки, обратил внимание на то, что все основные концептуальные идеи электронной библиотеки неоднократно реализовывались в синкретических собраниях документов в глубокой древности, еще в библиотеках Месопотамии за 4500 лет до н. э., Древнего Египта за 3100 лет до н. э. и других античных государств. В библиотеку направляли все, что достойно памяти, что представляло духовную ценность11. Стоит ли повторяться, что такую же цель преследует и современная электронная библиотека.

    Д. Барбер в статье, опубликованной в журнале "Library Technology Reports" указывает, что "… доля имеющегося содержимого в цифровой форме является мизерной по сравнению с объемом имеющихся печатных материалов"12.

    Библиотечный фонд, как и все базовые коммуникативные системы, отличается динамичностью. Со времен Александрийской библиотеки все библиотеки содержат установленные фонды записанных знаний. Поскольку эти фонды растут в объеме, библиотекари помогают обеспечивать доступ все большему числу читателей к большему числу единиц фондов. Однако ни одна библиотека не может иметь исчерпывающего фонда. Совместное использование фондов становится необходимостью и является определяющей в динамике их развития.

    Остановимся еще на одной базовой системе коммуникаций - рекламе. Динамика рекламной деятельности решается библиотеками комплексно, учитывая механизмы ее формирования в процессе развития библиотек: от глиняных табличек Шумера к закрытой системе средневекового монастыря, от моноидеологичной пропаганды к разнообразию взглядов на идеологию современной библиотеки, которая средствами рекламы предоставляет равный доступ читателей к библиотечным базам данных.

    Тип динамичности, который свойственен системам библиотечной коммуникации, создается разумом библиотекаря и служит человеку, составляя ее основной классификационный признак.

    Сегодня, когда все более широкие слои населения втягиваются в воронку бездуховных рыночных отношений, значение просветительской нацеленности библиотечной работы особенно велико.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Библиотека по праву должна быть среди социальных институтов, т.к. может и оказывает социализирующее влияние на личность. Основанием для определения библиотеки как института социализации служат следующие моменты

    Первое. Библиотека располагает огромным совокупным фондом, включающим в себя практически все типы, виды, жанры печатной и аудиовизуальной продукции и представляющим собой обобщенный социальный опыт, т.е. социальную информацию, основной функцией которой является социализирующая.

    Второе. Библиотека не только кумулирует социальный опыт, но является его транслятором, что является определяющей чертой института социализации.

    Третье. Основным способом освоения социальной информации, предоставляемой библиотекой, является чтение, чья социализирующая природа не вызывает сомнения.

    Четвертое. Информация, предоставляемая библиотекой пользователю, носит организованный, систематизированный характер. Она активно продвигается к пользователю. Как показало наше исследование, социализирующий характер носит и влияние библиотеки (библиотекаря) на чтение и читательское поведение юношества. Использование библиографии, разнообразных форм информирования, ориентирования, стимулирования, позволяет дать читателю не только первичную, но и глубоко переработанную информацию, т.е. знание.

    Следовательно, библиотека транслирует не только социальную информацию, но и социальное знание, что имеет особое значение для процесса социализацию в юношеском возрасте, учитывая особенности интеллектуальной практики личности в этот период.

    Пятое. Библиотека как социальный институт стоит очень близко к средствам массовой коммуникации – признанному институту социализации личности. Более того, в отличии от средств массовой коммуникации библиотека имеет не только прямую, но и обратную связь с пользователем, что позволяет корректировать, усиливая  свою социализирующую деятельность. Как показывают исследования, в библиотеке реализуются все основные виды коммуникации: личные, специальные, массовые.

    Шестое. Библиотечное обслуживание охватывает основные сферы, в которых происходит социализация: учебную, досуговую, общения.

    Седьмое. Библиотека оказывает определенное влияние на основные ступени социализации: формирование мировоззрение, выбор профессии, создание семьи.

    Восьмое. Библиотечное обслуживание, не  ограниченное жесткими рамками, позволяет выйти напрямую на такие, важнейшие в плане социализации проблемы, как любовь, смысл бытия, выбор профессии и т.д., рассмотрение которых, как известно, не предусмотрено, например, школьной программой.

    В своей деятельности библиотека использует убеждение, внушение, психическое заражение и т.п. рычаги социализации.

Нежесткость влияния библиотеки определяется и  тем, что подразумевает абсолютно  добровольный и свободный приход читателя в библиотеку, отсутствие какой-либо иерархии отношений, авторитарности.

    Девятое. Влияние библиотеки на процесс социализации проявляется не только через непосредственный контакт с пользователем, не может опосредован книгой, библиотечной услугой.

    Десятое. Социализирующее влияние библиотеки проявляются и в том, что библиотека (детская, юношеская, учебная, специальная, научная, массовая) сопутствует личности на протяжении всей ее жизни, на всех стадиях социализации; а чтение как социализирующий процесс занимает значительное место в жизни, как ребенка, так и старика.

   Проведенное исследование показывает, что осуществление стабилизационной роли библиотеки, как субъективного фактора в условиях неблагоприятного воздействия объективных социально-экономических факторов, в отношении российского читателя определяется следующими моментами:

- усложнением  современных условий социализации  российского  читателя, возрастанием  роли информации в этом процессе;

- увеличивающейся  потребностью российского читателя  в помощи для усиления своих  позиций, в том числе и через  получение знаний, информации;

- высокой  степенью доверия, оказываемого  российским читателем библиотеке  как социальному институту.

    Очевидно, таким образом, что эффективность стабилизационной роли библиотеки находится в прямой зависимости от ее реальной помощи процессу социализации читателя, т.е. от того, насколько библиотечное обслуживание отвечает потребностям читателя.

    Библиотека должна быть осмысленна профессиональным сознанием не только как социальный, но социализирующий институт, деятельность которого необходимо рассматриваться в рамках теории социализации личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Библиотека как социальный институт