Беспризорные дети, как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.

Оглавление

Введение
Глава I
1.1. Беспризорность как социальное явление.
1.2. Детская беспризорность в России.
1.3. Практика беспризорности вне РФ.
Глава II
2.1. Специфические особенности.
2.2. Правовое регулирование.
2.3. Профилактика безнадзорности в РФ
Глава III
3.1. Механизмы
3.2. Красноярский край
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 20011.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Разработаны государственные программы:

- "О поддержке молодых семей";

- "О патриотическом воспитании молодежи";

- "Об обеспечении занятости демобилизованной из армии молодежи";

- "О поддержке одаренных детей и подростков";

- "О профилактике правонарушений, преступности и наркомании в молодежной среде".

     По поручению Президента Министерство внутренних дел вместе с общественными организациями подготовило обширную программу по реализации государственной молодежной политики.

Эта программа утверждена Указом Президента Республики в июле 1999 г. Она состоит из девяти разделов и 58 пунктов и охватывает почти все направления государственной молодежной политики.

     В Восточно-Казахстанской, Алматинской и Жамбыльской областях функционируют общественные организации, сферой деятельности которых является работа с детьми и молодежью:

 

     1. Общественный фонд Центр академической и практической психологии г. Алматы. Формы деятельности: оказание психологической помощи детям, подросткам, молодежи в рамках проведения индивидуального консультирования, тренингов личностного развития, групповой психотерапии.

 

     2. Общественное Объединение Детство без границ г.Алматы. Организация способствует созданию условий, позволяющих детям и подросткам из разных социальных слоев получить возможность равного старта развития; реализации духовного, нравственного и физического потенциала, а также избежать социального сиротства влекущего ухудшение здоровья угрожающие масштабы безнадзорности и беспризорности, рост правонарушений и детско-подростковую наркоманию. Формирование позитивных изменений в обществе в отношении детей и подростков.

 

3. Фонд Шыгыс - социальный корпоративный фонд г. Усть-Каменогорск.

Фонд оказывает значимую поддержку бездомным малоимущим слоям населения, в решении социально-жилищных проблем, чтобы улучшить жизнь нуждающихся людей, помочь им стать самостоятельными и независимыми.

 

4. Союз Кризисных Центров Казахстана, Восточно-Казахстанская область. Союз содействует развитию движения по защите прав женщин и детей от насилия и формированию в обществе культуры, основанной на ценностях ненасильственных отношений.

 

     Данные общественные объединения предпринимают попытки как-то помочь беспризорным детям. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

     Америку проблема бездомности тоже не обошла стороной. По последним данным министерства обеспечения жильем и городского развития США в стране на сегодняшний день более семисот тысяч бездомных. Четвертая часть бездомных - дети.

    Цифры фактически ничего не говорят. На самом деле, число беспризорников намного больше, просто подсчитать точное количество не представляется возможным.

    Примечательно, что почти половину бездомных составляют чернокожие. Это, скорее всего, выходцы из стран Африки.

     В предыдущем отчете, который был предоставлен правительству в двухтысячном году, в Америке насчитывалось всего сто семьдесят тысяч бездомных. А данные девяносто шестого года говорят о восьмисот тысячах. Чьим данным верить и как считать остается загадкой.

 

    Правительство Соединенных Штатов надеется, что в дальнейшем подсчет будет более точным. Сегодня данные берутся из переписи населения, а также в организациях, которые помогают бездомным, то есть выделяют им жилье, кормят и одевают. Можно с полной уверенностью сказать о том, что не все беспризорники обращаются в подобного рода организации.

    Уже долгое время в Америке существует сеть специальных организаций, которые занимаются тем, что строят ночлежки, где любой бездомный может помыться, получить горячий обед и пройти бесплатное медицинское обследование.

     Удивляет отношение граждан Америки к бездомным и беспризорным. Люди с пониманием относятся к человеческой беде. Служащие офисов выносят горячий кофе и угощают обездоленных. Простые люди никогда не выгонят бомжа со скамейки в городском парке. Да и сами бездомные очень дружелюбны.

    Помимо простых ночлежек, есть в Америке и сезонные. Основная масса посетителей появляется там с появлением холодов. В этих домах всегда полно народу. Они играют в шахматы, сидя за столиками и не проявляют никакой враждебности.

    Правительство постоянно изыскивает средства на строительство таких домов. А в будущем планируется и возведение постоянного жилья для бездомных, а также предоставление им рабочих мест и возможности зарабатывать.

 

2.1 Специфические особенности

 

     Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием государственной мудрости и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и охраняемых законом интересов. Соблюдение прав гражданина и человека начинается с того, как общество и государство относится к своим детям. В раннем возрасте они уязвимы и особенно подвержены разным влияниям. Поэтому ребенок всегда должен пользоваться приоритетом в том, что касается забот о нем со стороны государства.

     Оценивая реальное положение детей в России, следует признать, что в большинстве своем они стали заложниками плохо подготовленных экономических и социальных реформ, разрушительных политических и социальных преобразований последних лет. Существенно обострились процессы криминализации в самой подростковой среде. Особенно тревожным является то, что нарастают негативные тенденции, связанные с расширением масштабов безнадзорности, беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних, что является одной из важнейших причин повышения их криминальной активности, формирования устойчивых мотивов противоправного поведения.

 

     Проблема безнадзорных детей – это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной помощи.

     Ухудшение социально-экономического положения российских семей, безработица, пьянство в семьях, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном  отношении регионов, неуверенность в завтрашнем дне, социальные и бытовые неурядицы  остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, бродяжничества и правонарушений в детской и подростковой среде.

     На криминализацию подростковой среды отрицательно сказывается и невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Отсутствие должного контроля за поведением детей  со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводит к  безнадзорности. Семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми приводят к бродяжничеству и уходам детей и подростков из семей или  детских специализированных учреждений. 

Уход ребёнка из дома  явление, в последнее время участившееся. Предоставленный сам себе, ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случились, уход из дому не проходит бесследно. Самой серьёзной проблемой является накопление навыков плохого поведения. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Их некому оградить от проявлений  низменных инстинктов чужих людей. Привычка отстаивать свои интересы с помощью хитрости или злобно агрессивных реакций невольно отталкивает от них  взрослых и сверстников. Бродяжничество - это социальная болезнь. Корни ее находятся в организме общества. Поэтому вылечить болезнь можно только при условии общего оздоровления организма. И здесь главное - правильно определить методику лечения.

      Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для безнадзорных детей Санкт-Петербурга показывает, что около 30% из них нуждаются в помощи психолога, около 50% – нуждаются в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

 

2.2. Правовое регулирование

 

     В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально– экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети–сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально–бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

     В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением, свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения. При этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.

В Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность периодического пересмотра решений, связанных с помещением несовершеннолетних в специализированные учреждения; положения о праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.

     Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его положений противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.

     Экспертиза Закона выявила нарушения в части защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом.

     Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

     В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

     Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно–оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.

2.3 Профилактика безнадзорности в РФ

 

     Система профилактики безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и правонарушений несовершеннолетних должна включать весь комплекс иерархической системы источников административного законодательства, peгламентирующего ее организацию и функционирование. В этой связи большое значение имеет проработка всего комплекса проблем, связанных с профилактикой безнадзорности, бродяжничества и правонарушений несовершеннолетними.

     Таким образом, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в РФ – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.[1]

Информация о работе Беспризорные дети, как социальная проблема