Аномия как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

Практические задания
1. Существовала ли аномия в советском обществе? Обоснуйте ответ.
2. Проанализируйте последствия аномии в современном российском обществе.

Оглавление

Введение
1. Сущность и признаки социальной аномии
2. Основные теории социальной аномии
2.1 Теория аномии по Э.Дюркгейму
2.2 Теория аномии по Р. Мертону
3. Особенности аномии в современном российском обществе

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Интерес представляет наблюдение Мертона относительно механизма поведения индивида, вызываемого  рассогласованием требований к нему. Речь идет, во-первых, о символической, безличной природе денег, обладание которыми не несет отпечатка их законного или незаконного получения. Во-вторых, культура индустриального общества, особенно больших городов, носит анонимный характер, что означает, ко всему прочему, весьма слабую доступность контролю большинства поведенческих актов людей со стороны группы [6]. Надо подчеркнуть, что указанная концепция в целом может быть применена к анализу и других социокультурных систем. Вместе с тем, как представляется, она в большей степени раскрывает своеобразие установок, норм и ценностей, характерных именно для американского общества.

     Таким образом, в классических теоретических  построениях аномия, мыслимая и как  нарушение моральной регуляции в силу изобилия противоречивых социальных норм, и как расплывчатость, условность, относительность оценок асоциальных актов, и как несоответствие провозглашаемых социумом целей поведенческим установкам людей, предстает в качестве такого феномена, который сопутствует обществу на различных стадиях его развития.

     Применительно к современному состоянию дисфункциональные, дезинтеграционные процессы, находясь в центре внимания исследователей, получают отражение на основе сравнительно нового категориального аппарата. Речь, в частности, идет о развитии концепции социальной травмы, позволяющей рассмотреть и описать многие негативные процессы в социуме, находящемся на этапе рыночной трансформации при углублении демократических преобразований [7]. Во всех своих проявлениях аномия все чаще оценивается как неизбежное следствие усложнения социальной структуры, всей совокупности отношений и взаимодействий в ходе самодвижения социума к неким новым состояниям в условиях небывалых прежде коммуникационных возможностей, утилитарного подхода к моральным и правовым ценностям, сложившегося в XX в.

     Современная критическая социология все в  большей мере фиксирует ущербность массового индустриального общества, растворяющего индивида в аморфном стандартизированном социуме [8], в  котором почти невозможно различение негативной реальности и ее виртуальной, компьютерно-игровой или видео версии.

     Что касается современного российского  общества, то оно, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей  трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не может не испытывать, как уже отмечалось, дисфункциональные напряжения. И российский социум в настоящем своем качестве, разумеется, также ориентирован на некие общие потребительские стандарты, которые свойственны любому другому обществу, основанному на рыночных механизмах. Это делает возможным в определенной мере применение к анализу всего происходящего в нашем социуме мертоновской аналитической схемы.

     И все же сравнительно поздний переход  к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практическое  задание:

    1.Существовала ли аномия в советском обществе? Обоснуйте ответ.

     Я считаю, что в советском обществе аномия существовала так как, аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи. 

    2.Проанализируйте последствия аномии в современном российском обществе.

     По  моему мнению, современное российское общество, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не может не испытывать, как уже отмечалось, дисфункциональные напряжения.

     И российский социум в настоящем своем  качестве, разумеется, также ориентирован на некие общие потребительские  стандарты, которые свойственны  любому другому обществу, основанному  на рыночных механизмах. Это делает возможным в определенной мере применение к анализу всего происходящего в нашем социуме мертоновской аналитической схемы. 
 
 
 

     Заключение 

     Общепринятое  определение аномии сводится к следующему актуальному содержанию: это состояние  общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей в значительной степени выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества. Утрачиваются или предельно ослабевают необходимые императивы, а значительная часть граждан не считает обязательным следовать устоявшимся нормам. В результате возникает своего рода нормативный вакуум, поглощающий правовые, нравственные и другие регламентирующие основы общественного бытия, индивидуального и массового сознания.

     Главные противоречия современного осмысления феномена аномии вызваны, на наш взгляд, исторически обусловленными концептуальными расхождениями в подходах к формированию теоретической базы, на основе которой целесообразно проводить системный анализ глобальных общественных процессов, связанных с социальными преобразованиями или кризисными изменениями. Определённая эклектичность и фрагментарность научных представлений об аномии объясняется как недостаточной востребованностью самой проблемы для её глубокого философского осмысления, так и, вероятно, тем, что накопленный теоретический и эмпирический материал ещё не достиг той «критической массы», когда обобщающие дефиниции исследуемого явления способны перерасти в новое фундаментальное качество научного знания и опыта. Противоречивость теоретических подходов среди исследователей данного феномена вызвана не только их принадлежностью разным культурным эпохам, научным направлениям, идеологиям и тому подобное.

     Аномию  как сложное и актуальное в  социальном плане явление нельзя осмыслить с помощью ограниченной определёнными рамками интерпретации, поскольку оно, не ограничиваясь эмпирически фиксированными проявлениями, затрагивает такие сложнейшие процессы и основополагающие, фундаментальные пласты социальной жизни, как субстанциональные проблемы взаимоотношений меняющегося социума и личности, самоидентификационные процессы массового сознания, проблемы социализации личности в условиях разрушающегося социального пространства, формы и методы преодоления индивидом аномийного отчуждения. Видимо, отсюда в современной науке многие перспективные исследовательские направления в изучении феномена аномии, особенно на междисциплинарном интеграционном уровне, ещё не реализованы. Поэтому, на наш взгляд, ещё рано утверждать, что попытки объединить разрозненные знания об аномии увенчались принципиальным успехом. 

 

    

     Список  литературы 

  1. Бабосов ЕМ. Катастрофа как объект социологического анализа // Социол. исслед.2008. № 4;
  2. Бойков В.Э. Бумеранг социального самочувствия // Социол. исслед. 2010. № 1;
  3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социол. исслед. 1999. № 9.
  4. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.С. 161.
  5. Дарендорф Р. К критике социологии и ее истории // Дарендорф Р. Тропы из утопии.М., 2002. С. 85-173.
  6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв1072 .): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.
  7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С. 370.
  8. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. М., 1998;
  9. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Там же. 1998. № 4.
  10. Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. М.,1997;
  11. Максимов А. Российская преступность: Кто есть кто. М., 1997;
  12. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории. М, 1966. С. 309.
  13. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социол. исслед. 1998. № 6;
  14. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Там же. 1997. № 4.
  15. Серов Н.К. Судьбы России: естественные предпосылки целостности и самостоятельности // Социально-политический журнал. 2010. № 1;
  16. Цапф В. Теории модернизации иразличие путей общественного развития // Социол. исслед. 1998. № 8.
  17. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социол. исслед.2001. №2.
  18. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социол. исслед. 2001. № 1;

     Размещено на Allbest.ru

      

Информация о работе Аномия как социальный феномен