Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 02:16, контрольная работа
Цель контрольной работы – определить сущность и признаки понятия социальная аномия.
Введение
Тема контрольной
работы «Социальная аномия: сущность
и признаки».
Понятие аномии выражает
собой исторически
По определению
российских исследователей, аномия —
«отсутствие чёткой системы социальных
норм, разрушение единства культуры, вследствие
чего жизненный опыт людей перестает
соответствовать идеальным
Цель контрольной
работы – определить сущность и
признаки понятия социальная аномия.
1. Сущность и признаки
социальной аномии
Управление социальными
процессами обусловлено множеством
факторов, среди которых особое место
занимает аномия. Латентное влияние
социальной аномии на управляемость
в обществе привело к тому, что
эта проблема часто остается в
тени. Между тем социальная аномия
снижает эффективность
Понятие «аномия» возникло
более двадцати веков назад. Древнегреческое
понятие «anomos» означает «беззаконный»,
«неуправляемый». Оно встречается еще
у Еврипида и Платона. В Новое время понятие
аномии мы находим в работах английского
историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского
философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо.
В социологию этот термин ввел выдающийся
французский социолог Эмиль Дюркгейм,
а позднее существенно развил американский
социолог Роберт Мертон.
Аномия (от фр. anomie –
буквально «беззаконие, безнормность»;
от греч. a – отрицательная частица и nomos
– закон) – такое состояние общества,
в котором заметная часть его членов, зная
о существовании обязующих норм, относится
к ним негативно или равнодушно.
Впервые явление
социальной аномии описал французский
социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия –
отсутствие закона, организации, норм
поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм
отмечал, что аномичные состояния в
обществе возникают особенно часто в условиях
экономических кризисов и динамичных
реформ. «В момент общественной дезорганизации,
– считает он, – будет ли она происходить
в силу болезненного кризиса или, наоборот,
в период благоприятных, но слишком внезапных
социальных преобразований – общество
оказывается временно неспособным проявлять
нужное воздействие на человека…»1
Понятие аномии характеризует
состояние общества, при котором
наступают дезинтеграция и
Позднее аномия понимается
также как состояние в
Э. Дюркгейм рассматривает
аномию как часть своей историко-
Необходимым условием
возникновения аномии является противоречие
между двумя рядами социально
порождаемых явлений (первый – потребности
и интересы, второй – возможности
их удовлетворения). Предпосылкой целостной
личности служит, по Дюркгейму, устойчивое
и сплоченное общество. При традиционных
общественных порядках человеческие способности
и потребности обеспечивались относительно
просто, так как соответствующее
коллективное сознание удерживало их
на низком уровне, препятствуя развитию
индивидуализма, освобождению личности
и устанавливая строгие принципы
(границы) тому, что законно мог
добиваться индивид в данном общественном
положении. Иерархическое традиционное
общество (феодальное) было устойчивым,
так как ставило разные цели разным социальным
слоям и позволяло каждому ощущать свою
жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого
слоя. Ход общественного процесса увеличивает
«индивидуализацию» и одновременно подрывает
силу коллективного надзора, твердые моральные
границы, характерные для старого времени.
В новых условиях резко расширяется степень
свободы личности от традиций, коллективных
нравов и предрассудков, возможности личного
выбора знаний и способов действия. Но
относительно свободная структура промышленного
общества больше не определяет жизнедеятельность
людей и словно с естественной необходимостью
и постоянно воспроизводит аномию в смысле
отсутствия твердых жизненных целей, норм
и образов поведения. Это ставит многих
в неопределенное положение, лишает коллективной
солидарности, чувства связи с конкретной
группой и со всем обществом, что ведет
к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего
поведения.
социальный аномия закон
норма желание
2. Основные теории
социальной аномии
2.1 Теория аномии
по Э. Дюркгейму
Аномия—это
состояние беззакония, отсутствие правовых
норм. Фундамент для теории аномии,
используемой при объяснении причин
преступности, заложил Эмиль Дюркгейм.
Он считал, что социально отклоняющееся
поведение и преступность — это
вполне нормальные явления. Если в обществе
нет такого поведения, значит, оно
до болезненности
По Дюркгейму,
преступность бывает незначительной в
обществе, где человеческой солидарности
и социальной сплоченности достаточно.
В результате социальных изменений,
которые могут идти как в сторону экономического
краха, так и в направлении расцвета, создаются
благоприятные условия для разделения
труда и большего разнообразия жизни,
а интегрирующие, силы ослабляются. Общество
распадается и раскалывается. Отдельные
его осколки изолируются. Когда единство
социума разрушается, а изолированность
его элементов увеличивается, социально
отклоняющееся поведение и преступность
возрастают. Общество оказывается в состоянии
аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует
следующим образом. Французское общество
в последние 100 лет умышленно искореняло
факторы самоуправления человеческими
инстинктами и страстями. Религия почти
полностью потеряла свое влияние на людей.
Традиционные профессиональные объединения
типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации)
были ликвидированы. Правительство твердо
проводило политику свободы предпринимательства,
невмешательства в экономику. А результатом
этой политики оказалось то, что мечты
и стремления уже ничем не сдерживаются.
Эта свобода устремлений стала движущей
силой французской промышленной революции;
но она же породила хроническое состояние
аномии с сопровождающим ее высоким уровнем
самоубийств.
В деле поддержания
общественной солидарности большую
роль играет, по Дюркгейму, наказание
преступников. Изначальный и важнейший
источник солидарности общества —
это правильное понимание честности
и порядочности. Наказание преступника
необходимо, чтобы сохранить приверженность
рядового гражданина к данной социальной
структуре. Без угрозы наказания
средний гражданин может
2.2 Теория аномии
по Р. Мертону
Развитие теории
Дюркгейма продолжил Роберт Мертон
(1938). Если для Дюркгейма аномия означает
неспособность общества регулировать
естественные импульсы и желания
индивидов, то, по Мертону, многие желания
индивидов необязательно
Высшей целью западной
цивилизации является достижение материального
благополучия, благосостояния. Это
накапливающееся благополучие в
принципе приравнивается к личным ценностям
и заслугам и связывается с
высоким престижем и социальным
статусом. Люди без денег деградируют.
Цивилизация в западном индустриальном
обществе толкает всех индивидуумов
к тому, чтобы стремиться к возможно
большему благополучию. В то же время
существует эгалитарная, уравнительная
идеология, заставляющая людей думать,
что каждый член общества имеет одинаковые
шансы добиваться благополучия. Однако
никто не ожидает, что все люди
достигнут этой цели, хотя каждый надеется
хотя бы приблизиться к ней, в противном
случае его будут считать лентяем и лишенным
честолюбия.
Западная цивилизация
предоставляет человеку для достижения
этой цели институциональные средства,
одобренные обществом, и проверенные
опытом нормы поведения. Общество требует
соблюдения этих норм всеми его членами,
желающими в соответствии с цивилизаторскими
целями «выйти наверх». Институциональными
средствами в западном обществе являются
ценности среднего слоя, основанные на
протестантской этике труда. Достижение
цивилизаторской цели (материальное
благополучие) должно обеспечиваться
упорным трудом, честностью, хорошим
воспитанием людей и