Планирование и экономическое обоснование увеличения прибыли на предприятии ОАО "Пивоваренная компания Балтика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: увеличение размера прибыли на ОАО «Балтика».
Отсюда вытекают задачи: изучить теоретически основы Прибыли, проанализировать современный уровень деятельности предприятия, обосновать повышение объемов производства, Обосновать мероприятия направленных на увеличение прибыли ООО «Балтика.
Источники информации: литература, данные предприятия, справочная и нормативная литература.
Объект исследования: компания ОАО «Балтика».

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 184.06 Кб (Скачать)

реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая  земельные участки), иного имущества  предприятия и доходов от вне  реализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям».

Балансовая (валовая) прибыль, т. е. прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности исчисляется по формуле:

Бп = Пр ± СДР,

где Бп - балансовая (валовая) прибыль;

Пр - прибыль от реализации товарной продукции;

СДР - сальдо вне  реализационных и прочих операционных доходов и расходов.

В состав вне  реализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от сдачи  имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций  за нарушение условий хозяйственных  договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых  лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно  не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.

В состав вне  реализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки  и другие виды санкций за нарушение  хозяйственных договоров, а также  расходы по возмещению причиненных  убытков; убытки от списания дебиторской  задолженности, по которой срок исковой  давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.

Налогооблагаемая  прибыль представляет собой расчетный  показатель, она определяется путем  корректировки валовой прибыли  предприятия как в сторону  ее увеличения, так и в сторону  уменьшения в соответствии с положениями  действующего законодательства.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:

Чп = Бп - Нп,

где Чп - чистая прибыль  предприятия;

Бп - балансоавя прибыль;

Нп - налог на прибыль.3

Однако для  оценки хозяйственной деятельности предприятия необходимо знать не только абсолютную сумму прибыли, но и степень доходности или меру эффективности. С этой целью исчисляется  показатель рентабельности, в котором  абсолютная величина прибыли соизмеряется с теми факторами, которые способствовали ее образованию. Поскольку таких  факторов много, то на практике исчисляется  несколько показателей рентабельности.

Общая рентабельность предприятия.

 

Р1 = Балансовая прибыль/ Среднегодовой итог баланса * 100%.

В показателе общей  рентабельности балансовая прибыль  соизмеряется со всем капиталом предприятия  независимо от источников его привлечения. Такое соизмерение дает основание  использовать рентабельность всего  капитала для общей оценки эффективности  работы предприятия, так в этом показателе находят свое отражение все стороны  хозяйственной деятельности.

Уровень рентабельности показывает, сколько получает прибыли  предприятие на рубль вкладываемого  капитала и какие меры необходимо принять, чтобы повысить его доходность.

Чистая рентабельность предприятия

Р2 = Чистая рентабельность / Среднегодовой итог баланса * 100%

В этом показателе рентабельности соизмеряется чистая прибыль, которая остается у предприятия  после уплаты налога на прибыль. Если уровень общей рентабельности отражает эффективность предприятия с  позиций народного хозяйства, то уровень чистой рентабельности определяет его финансовый потенциал или  способность самофинансирования.

Чистая рентабельность собственного капитала

РЗ = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала * 100%

Этот показатель позволяет определить эффективность  использования собственного капитала. Его можно сравнить с доходностью  от вложения этих средств в ценные бумаги и сделать соответствующие  выводы

Рентабельность  реализованной продукции

 

Р4 = Валовая прибыль  от реализации / Объем реализованной  продукции за период * 100%.

Для расчета этого  показателя используется та часть балансовой прибыли, которая получена от реализации продукции, работ и услуг. В данном показателе находят свое отражение  политика цен предприятия, его успех  на рынке и способность контролировать себестоимость продукции.

Каждый из показателей  рентабельности отражает меру эффективности  работы предприятия с определенной стороны, вместе, дополняя друг друга, они обеспечивают многостороннюю оценку хозяйственной деятельности.

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение  прибыли представляет собой процесс  формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с  целями и задачами развития предприятия.

Характер распределения  прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в  различных формах обратной связи  распределения прибыли с ее формированием  в предстоящем периоде.

Вместе с этим можно выделить два общих направления  в распределении чистой прибыли. Одно из них связано с ее использованием для увеличения имущества предприятия, а другое - с расходованием на потребление. Пропорции, в которых  распределяется чистая прибыль между  этими направлениями, постоянно  меняются, так как они устанавливаются  с учетом внутренних и внешних  условий развития предприятия, подверженным частым изменениям.

Прибыль, используемая для увеличения имущества, еще называют капитализируемой прибылью. Она отражает инвестиционные возможности предприятия  и используется для финансирования прироста основных производственных фондов и нематериальных активов, пополнения собственных оборотных средств, увеличения резервного фонда и на другие цели.

Высокорентабельные  предприятия часть прибыли могут  направлять для развития других предприятий, что представляет собой вид коммерческих инвестиций, имеющих целью получение  дополнительной прибыли. Возможны также  долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, передача прибыли вышестоящей  организации, союзу, ассоциации и др.

Второе направление  в распределении чистой прибыли  включает выплаты доходов собственникам  предприятия и различных вознаграждений наемным работникам за достигнутые  успехи, а также финансирование социальной программы развития предприятия.

Выплата доходов  собственникам в акционерных  обществах производится в форме  дивидендов, а на предприятиях иной организационно- правовой формы собственности  этот же механизм принимает форму  доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его  вклада (пая) в общую сумму собственного капитала предприятия.

Составной частью дивидендной политики является выбор  форм выплаты дивидендов, в качестве которых могут быть: выплата наличными  деньгами или чеками; выплата акциями  предприятия; выкуп акций компанией, которая с согласия акционеров на сумму дивидендного фонда скупает  на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций, что позволяет  увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент  дивидендных выплат в предстоящем  периоде.

Таким образом, посредством  дивидендов часть прибыли акционерного общества ежегодно распределяется между  акционерами (после уплаты налогов, отчислений на расширенное воспроизводство, пополнения резервов, выплаты кредитов и процентов по облигациям и вознаграждений директорам).

Часть потребляемой прибыли выплачивается наемным  работникам предприятия в виде вознаграждения за высокие результаты в хозяйственной  деятельности, что должно быть согласовано  с коллективным трудовым договором, индивидуальными трудовыми контрактами, различными формами материального  поощрения т.п. Размер вознаграждения может быть увеличен или уменьшен исходя из личных результатов труда  отдельных работников. Повышенное вознаграждение выплачивается тем, кто добивается в отчетном году более высоких  показателей, проявляет инициативу в мобилизации внутренних резервов роста производства, прибыли и  т.д.

Велика роль прибыли  в развитии социальной сферы предприятия. Она используется для финансирования затрат на содержание находящихся у  предприятия объектов и учреждений здравоохранения, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских  лагерей отдыха, домов престарелых  и инвалидов, жилого фонда.

Прибыль может  направляться и для финансирования затрат инвестиционного характера, т.е. на строительство, расширение и  капитальный ремонт жилых домов  и всех других объектов социальной сферы.

В составе социальной программы могут предусматриваться  и такие формы обслуживания персонала  предприятия, как частичная или  полная оплата питания работников в  рабочее время; частичная или  полная оплата путевок в санатории, дома отдыха и т.д.; повышенный размер гарантированных выплат, связанных  с учебой без отрыва от производства; материальная помощь пенсионерам и  т.п.

Таковы основные направления, по которым распределяется и используется чистая прибыль предприятия  в рыночном хозяйстве. Очень важно, чтобы все они имели глубокую экономическую проработку и находили свое отражение в финансовом плане  предприятия.

 

 

1.3 Резервы роста  прибыли

Для эффективного функционирования субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарной продукции, снижение себестоимости, рост прибыли.

Резервы роста  прибыли предприятий классифицируются по уровню управления, срокам использования  и способам обнаружения.

По уровню управления различают народно-хозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные резервы  увеличения прибыли. Народнохозяйственные резервы влияют на снижение затрат в целом по отраслям народного  хозяйства. Это находит отражение: в изменении цен на сырье, материалы, покупные изделия, совершенствовании  структуры производства и его  территориального размещения.

Отраслевые резервы  увеличения прибыли в пределах отдельных  отраслей заключаются в усилении концентрации производства, углублении его специализации.

Внутрипроизводственные  резервы выявляются и реализуются  непосредственно на предприятиях. К  ним относятся: внедрение прогрессивной  техники и технологии, рациональное изменение производственных и организационных  структур предприятия, внедрение научной  организации труда, улучшение его  нормирования и стимулирования, эффективное  использование находящихся в  распоряжении предприятия ресурсов.

По срокам использования  резервы роста прибыли бывают текущие и перспективные. Под  текущими резервами подразумеваются  возможности улучшения хозяйствования, которые могут быть реализованы  на протяжении ближайшего года. Для  использования текущих резервов требуются интенсификация производства и улучшение хозяйствования при  имеющейся численности работников и материально-технической базе, устранение явных потерь и непроизводственных расходов без привлечения дополнительных материальных и трудовых ресурсов.

Для мобилизации  перспективных резервов необходимо ускоренное внедрение в производство новейших достижений научно-технического прогресса. Особенностью перспективных  резервов является неопределенность их величины.

По способам обнаружения  резервы роста прибыли классифицируются на явные, таящиеся в ликвидации потерь и перерасходов; фиксируемые в  информации, поступающей в управляющую  систему; и скрытые, выявленные путем  внутрихозяйственного и межхозяйственного  сравнения, а также использования  в качестве базы сравнения передового опыта, достижений науки и техники.

Одним из резервов роста прибыли предприятия является увеличение объема реализации товарной продукции. Между прибылью и объемом  реализации существует прямая зависимость, т.е. чем больше реализуется продукции, при прочих равных условиях, тем  больше сумма прибыли, и наоборот, невыполнение плана по реализации уменьшает  прибыль.

Объем реализации продукции зависит от товарного  выпуска и остатков готовой продукции. Остатки готовой продукции могут  быть двух видов: остатки на складе и товары отгруженные, но еще не оплаченные. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции, поступление  оплаты за отгруженные товары являются резервом увеличения прибыли за счет объема реализации.

Увеличение прибыли  в результате производственной деятельности дает возможность предприятию заработать средства на производственное и социальное развитие, материальное поощрение, причем это становится функцией самого предприятия.

В современных  условиях все большее значение имеет  анализ факторов, влияющих на сбыт продукции. Определенную роль в процессе реализации продукции играет правильная организация оплаты труда работников отделов сбыта.

Для увеличения объема получаемой прибыли от реализации продукции немаловажное значение имеет  сохранение сложившихся хозяйственных  длительных связей. Их нарушение отрицательно сказывается на производстве, материально-техническом  снабжении.

Информация о работе Планирование и экономическое обоснование увеличения прибыли на предприятии ОАО "Пивоваренная компания Балтика"