Методика научных исследований в землеустройстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция - методологический фундамент, определенная научно обоснованная система взглядов, составляющая содержание данного социально-экономического явления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выражающая и определяющая перспективы развития системы землеустройства и ее элементов.

Оглавление

1 Концепция современного землеустройства 3
1.1 Обоснование необходимости землеустройства 3
1.2 Цель, характер и функции землеустройства 4
1.3 Принципы землеустройства 6
2 Возникновение и развитие землеустроительного проектирования 9
3 Основные этапы разработки землеустроительной документации 13
4 Особенности землеустройства различных территорий 16
4.1 Землеустройство сельскохозяйственных предприятий 1
4.2 Землеустройство в городах и других поселениях 18
4.3 Землеустройство в районах крайнего севера 18
4.4 Землеустройство в регионах с негативными явлениями в состоянии земель 19
4.5 Землеустройство в районах эксплуатации сырьевых ресурсов 20
5 Землеустройство в первые годы Советской власти (1917-1927 гг.) 21
5.1 Земельные преобразования и землеустройство в 1917-1920 гг. 21
5.2 Землеустроительные действия в 1921-1927 гг. 25
6 Задачи 30
Используемая литература 34

Файлы: 1 файл

Методика научных исследований в землеустройстве.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Традиционное природопользование многофункционально. Одна и та же территория может в течение года использоваться под оленьи пастбища, охотничьи угодья, сбор дикорастущих растений, рыбный промысел. Ценность угодий определяется экономическими выгодами.

Многоцелевое и крупномасштабное освоение районов Крайнего Севера для нужд нефтегазового комплекса сопровождается нанесением значительного ущерба земельным ресурсам, в результате чего идут уничтожение и деградация оленьих пастбищ, охотничьих и промысловых угодий, являющихся основой жизнедеятельности коренных народов. Это влияет на процесс земельных преобразований, формирование многоукладной экономики, внедрение новых форм хозяйствования на земле. Для устранения негативных явлений, наведения порядка в использовании земель большое значение имеет землеустройство.

В ближайшей перспективе  в районах Крайнего Севера необходимо осуществить следующий комплекс землеустроительных работ:

- перейти от отдельных видов работ по изучению состояния земель к ресурсной их оценке, что позволит установить продуктивность оленьих пастбищ, охотничьих, других возобновляемых биологических ресурсов на определенной территории;

- провести инвентаризацию всех земель, и в первую очередь нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и выведенных из обработки в результате хозяйственной деятельности нефтегазового комплекса;

- разработать схемы использования и охраны земельных ресурсов как в целом на территории Крайнего Севера, так и по отдельным регионам, в которых провести разграничение использования земель по категориям и отраслям экономики, выделить территории особо охраняемых земель, земель традиционного природопользования и т. д.;

- подготовить проекты межхозяйственного землеустройства и реорганизации оленеводческо-промысловых хозяйств, создания общинно-родовых хозяйств;

- разработать проекты внутрихозяйственного землеустройства оленеводческо-промысловых и общинно-родовых хозяйств.

Для современного и качественного  проведения землеустроительных работ необходимо перейти к использованию планово- картографических материалов более крупного масштаба. В этих целях следует разработать соответствующую технологию получения картографических материалов масштаба не менее 1 : 50 ООО. Необходимы методы обследования земель с применением космических снимков, дистанционной съемки и других, позволяющих с необходимой точностью и наименьшими затратами в оптимальные сроки выполнять работы по изучению земельных и биологических ресурсов Крайнего Севера.

 

4.4 Землеустройство в  регионах с негативными явлениями  в состоянии земель

 

Опыт проведения землеустроительного  проектирования показывает, что в регионах, где наблюдаются негативные явления в состоянии земель (водная и ветровая эрозии, подтопление, заболачивание, иссушение, засоление, опустынивание, загрязнение отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и др.), неприемлемы традиционные решения. Здесь к разработке проектов необходимо предъявлять иные требования. В основе проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства должна лежать эколого-хозяйственная оценка территории, определяющая ее пригодность для ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства, или непригодность - требуется консервация земель.

В регионах с негативными  явлениями в состоянии земель проводятся следующие землеустроительные работы:

- специальные обследования земель с выявлением (уточнением) и оценкой негативных явлений, составлением тематических карт (атласов);

- эколого-хозяйственное, агроэкологическое и эколого-ландшафтное районирование (зонирование) территории;

- определение особого режима и условий землепользования с составлением дежурных карт границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц (сервитутами);

- разработка схем защиты земель от деградации, их консервации и восстановления;

- разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия, ликвидации вторичного засоления и заболачивания, опустынивания, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами;

- внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств на эколого-ландшафтной основе с внедрением почвозащитных природоохранных и мелиоративных комплексов.

В районах, загрязненных тяжелыми металлами, радионуклидами и другими веществами, основой для составления проектов землеустройства являются материалы, дающие характеристику загрязнения почвенного покрова, растительности, воды, а также сельскохозяйственной продукции и т.д.

 

4.5 Землеустройство в  районах эксплуатации сырьевых  ресурсов

 

Огромные территории Российской Федерации включены в  сферу разработки и эксплуатации различных сырьевых ресурсов. Районы добычи минеральных богатств различаются как по видам добываемого сырья (нефть, газ, уголь, руда, апатиты, соль, глинозем и т.д.), так и по природным и социально-экономическим факторам, что обусловливает специфику содержания и методы проведения землеустроительных работ.

Характерная особенность  всех районов эксплуатации сырьевых ресурсов - наличие нарушенных, загрязненных и подверженных негативному воздействию земель, усиление отрицательного влияния на земельные ресурсы промышленного производства, нарушение сложившейся территориальной организации сельскохозяйственного производства. Организацию использования и охраны земель в районах добычи и эксплуатации сырьевых ресурсов может обеспечить только комплексное землеустройство, начиная от схем и кончая проектами различного уровня.

Особенностями проведения землеустроительных работ в этих районах являются правильный учет и  установление границ земельных угодий, подвергающихся негативному техногенному воздействию. По результатам многолетних наблюдений установлено, что вначале появляются локальные нарушения земель, а затем по мере распространения техногенных последствий на прилегающие территории - региональные нарушения.

Для районов эксплуатации сырьевых ресурсов помимо разработки генеральных схем использования и охраны земли должны разрабатываться отраслевые схемы, учитывающие специфику воздействия на землю негативных факторов и мероприятий и способы рекультивации и реабилитации земель. Важнейшими составными частями отраслевых схем являются:

- размещение объектов, ведущих разработку природных ресурсов;

- разработка комплекса мер по охране земельных ресурсов, включая защиту земель от различных загрязнений вследствие добычи нефти, газа, угля, бокситов, титановых руд и т. д.;

- проектирование мероприятий по борьбе с деградацией неустойчивых почв и ландшафтов в связи с промышленным освоением территорий;

- организация использования земель особо охраняемых территорий.

Выделение земель предприятиям, ведущим разработку природных сырьевых ресурсов, осуществляется на основе проектов межхозяйственного землеустройства (проектов отвода). Например, предприятиям, добывающим полезные ископаемые, выделяется горный отвод.

Организация территории внутри земельных участков, выделяемых промышленным предприятиям, определяется исходя из требований рациональной внутренней планировки земельных массивов на основе генеральных планов промышленных предприятий, разрабатываемых проектными институтами отраслевых министерств и ведомств.

Организация территории лесохозяйственных организаций  осуществляется на основе проектов лесоустройства, разрабатываемых в системе органов, ведающих лесным фондом страны.

Внутреннее устройство особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и т. д.) производится на основе проектной документации, разрабатываемой по заданию министерств и ведомств, в ведении которых находятся эти территории.

Во всех случаях границы, площади и местоположение земельных участков, предоставляемых для целей эксплуатации и охраны земельных ресурсов, определяются в ходе проверки землеустроительных работ.

 

 

5 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 
(1917-1927 гг.)

 

5.1 Земельные  преобразования и землеустройство в 1917-1920 гг.

 

Землеустройство после  Октябрьской (1917 г.) революции приобрело новое содержание. Руководитель Советского государства В.И. Ленин понимал, что разрушить помещичье и церковное землевладение и создать опору в деревне благодаря передаче земель малоимущим крестьянам можно только с помощью землеустройства. В своей работе «Землеустройство и деревенская беднота», говоря о классовом характере столыпинского землеустройства, он писал: «Землеустройство помогает только сильным, а голытьбу губит. Землеустройство, это - колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных»7.

Поэтому начиная с 1917 г. землеустройство становится средством глубоких политических, экономических и аграрных преобразований в России. Его главной задачей было проведение в жизни Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. Речь шла о передаче экспроприированных земель в пользование трудовому крестьянству.

Одним из важнейших положений  Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена в стране права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. По Декрету о земле крестьянство получило более 150 млн га угодий, а также помещичий инвентарь, скот, постройки. Крестьяне были освобождены от ежегодных арендных платежей, достигавших 700 млн руб. Была аннулирована их огромная задолженность Крестьянскому поземельному банку, которая к 1914 г. составляла 1326 млн руб. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную, согласно решениям, принимаемым в отдельных селениях8.

В крайне сложных условиях первых послереволюционных лет были подготовлены и изданы нормативные  акты, в которых получили дальнейшее развитие основные положения Декрета о земле. Среди них важнейшее значение имеет Декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., а также Положение о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919 г.

После уравнительного распределения  земель, произошедшего в ходе революции 1917 г., значительно усилилась неустроенность крестьянского хозяйства, были разрушены хозяйственные связи, усугубились недостатки землевладения (чересполосица, дальноземелье и т.п.). Поэтому главное требование названных законов заключалось в сведении чересполосной земли к одному месту и ликвидации «распыленности» земельных массивов.

Согласно Инструкции от 11 марта 1919 г. по применению Положения о социалистическом землеустройстве отводы и выделы земель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться путем обмена соответствующих земель чересполосность, вклинивание или вкрапливание посторонних участков, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения земель. Основные землеустроительные силы были сосредоточены на волостных отводах, их разверстаниях и на уничтожении дальноземелья и чересполосицы. Надо было закрепить в натуре между селами и деревнями конфискованные помещичьи, казенные, удельные, монастырские и церковные земли, устранив при этом недостатки в землепользовании. Пример такого распределения конфискованных земель между селениями с устранением недостатков в землепользовании (в Лебедянской волости Елецкого уезда) приведен на рисунок 5.1.

 

 

Рисунок 5.1

 

Таблица 5.1

Землеустроительные работы в период военного коммунизма, тыс. дес.

 

 

Вид работ

1919 г.

1920 г.

Окончание работ по распределению  земель

1175

-

Подготовка волостных  отводов и дач разверстания

13005

2222

Отводы земель волостям

1528

6231

Разверстание волостей и специальных дач разверстания

-

2592

Отвод земель:

   

совхозам

158,7

199,1

колхозам

131,6

163,2

государственным учреждениям

31

79,7

Уничтожение чересполосицы и дальноземелья

3224,7

10247

Итого

1925,4

21734


 

Как видно из таблицы 5.1, в 1919 г. землеустроительные работы были выполнены на площади 21 млн га (19,3 млн дес.), в 1920 г. - на 23,7 млн га (21,7 млн дес.). План на 1919 г. предусматривал землеустройство 45 млн дес. Прежде всего, намечался отвод земель совхозам и коллективным хозяйствам, государственным учреждениям и предприятиям, предполагалось также приступить к отводу земель волостям и разверстанию земель между отдельными сельскохозяйственными объединениями. Но для выполнения этих работ не хватало ни специалистов, ни геодезических инструментов, ни планово-картографического материала. Столь грандиозного землеустройства дореволюционная Россия никогда не знала. Поэтому фактический объем выполненных работ оказался гораздо меньшим.

В 1920 г. с учетом опыта предыдущего года силы были сосредоточены в районах с наиболее сложными и запутанными земельными отношениями, в первую очередь в основных земледельческих губерниях. Работы организовывались так, чтобы их можно было завершить в том же 1920 г.

В Положении о социалистическом землеустройстве была поставлена задача способствовать обобществлению единоличного землепользования. По мере решения этой задачи за период с 1918 по 1921 г. число коммун возросло с 975 до 3313, сельскохозяйственных артелей - с 604 до 10 185, товариществ по совместной обработке земли - с 622 (в 1919 г.) до 2514. В 1921 г. всего было коллективизировано 227,9 тыс. крестьянских дворов (около 1 %), а земельная площадь обобществленных хозяйств составляла 1223,4 тыс. дес. Возросло и число совхозов - с 3101 до 4391, их общая площадь превысила 2 млн дес. В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.

Информация о работе Методика научных исследований в землеустройстве