Языковая норма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Раскройте понятие «языковая норма» (кратко: не более 100 слов).
1. Что такое согласование и управление? При какой связи слов чаще всего случаются ошибки и что способствует их появлению? Что помогает их предотвратить?

Файлы: 1 файл

Русский язык - контрольная.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      Стоимость тарифов не изменилась. Стоимость не изменилась. Тарифы не изменились.

     Стоимость тепла стала в  два раза дороже. Стоимость тепла выросла в два раза. Тепло подорожало в два раза.

     У нашего дедушки восьмидесятый юбилей со дня рождения. Нашему дедушке исполнилось восемьдесят лет. У нашего дедушки юбилей – восемьдесят лет.

     Расчет  должен производиться  по безналичному расчету. Оплата должна производиться по безналичному расчету. Необходимо производить безналичный расчет.

     Акватория Амурского залива объявлена зоной  чрезвычайной ситуации. Просьба рыбакам-любителям не выходить на лед. За нарушение чрезвычайной ситуации – штраф. Акватория Амурского залива объявлена зоной чрезвычайной ситуации. Просьба рыбакам-любителям не выходить на лед. За нарушение требования – штраф. За выход на лед до прекращения действия чрезвычайной ситуации – штраф.

     Все это произвело  на нас очень огромное впечатление. Все это произвело на нас очень большое впечатление. Все это произвело на нас огромное впечатление.

     Основные  направления выхода на социально ориентированную  экономику ученые института связывают с решением двух взаимосвязанных задач. Основные направления работы в области социально ориентированной экономики ученые института связывают с решением двух взаимосвязанных задач. Выход на социально ориентированную экономику ученые института связывают с решением двух взаимосвязанных задач.

     Каждое  свое выступление  ансамбль как правило  начинает этой песней. Каждое свое выступление ансамбль начинает этой песней. Свое выступление ансамбль как правило начинает этой песней. 

Б) Из двух столбиков  выберите слова, которые  сочетаются друг с  другом. Запишите все  возможные сочетания.

      Оплачивать  отопление, оплачивать услуги, оплачивать работу, оплачивать продукцию, оплачивать товар.

     Выплачивать зарплату, выплачивать пособие, выплачивать  процент, выплачивать стоимость.

     Плата за отопление, плата за услуги, плата  за работу, плата за продукцию, плата  за товар.

     Уплатить  за товар.

     Стоит работа, стоит цена.

     Повышается зарплата, повышается процент, повышается цена, повышается стоимость, повышается спрос.

     Растет  зарплата, растет процент, растет тариф, растет стоимость, растет спрос.

     Стоит услуг, стоит продукция, стоит товар.

     Дорогой товар.

     Дешевый тариф, дешевый товар.

     Снижение  процента, снижение цены, снижение тарифа, снижение стоимости, снижение спроса.

     Падение цены, падение спроса.

     Рост  цен, рост спроса.

     Уровень зарплаты.

     Представить продукцию, представить платеж.

     Выплата зарплаты, выплата пособия, выплата  стоимости.

     Производить продукцию.

     Увеличивать зарплату, увеличивать пособие, увеличивать  цену, увеличивать тариф, увеличивать стоимость. 

В) Как Вы оцениваете выражения:

Бить  рублем по карману  – наказание, выразившееся в штрафных санкциях.

Молчит, как рыба об лед  – молчит упорно, не взирая на попытки разговорить.

Скрипя  сердцем – делать что-то крайне неохотно.

Две большие разницы  – высказано недопустимое сравнение.

Играть  большое значение – нечто важное. 

      Выражения либо простонародные, либо сознательно искажены в целях придания юмористического оттенка. 

Вторая  группа заданий (Текст. Порядок слов).

Задание 1. Составьте текст  из следующих высказываний, расположив их в разумном порядке – по принципу «цепной» или «параллельной» связи.

      Нефть была известна человечеству с древних времен. Еще первобытные народы использовали ее при совершении религиозных обрядов, а в качестве осветительного материала она применялась с незапамятных времен. Уже в древности были известны целебные свойства нефти. Практически ни одна область промышленности не обходится теперь без нефтепродуктов. Это полезное ископаемое приобрело исключительно важное значение не только в мировом хозяйстве, но и в международной политике. 

Задание 2. Составьте из слов три разных высказывания, расположив слова согласно цели сообщения.

А. Сообщение о месте  события

      В среду, 12 сентября, руководители практики соберутся на кафедре педагогики.

Б. Сообщение о времени  события

      Руководители  практики соберутся на кафедре педагогики в среду, 12 сентября.

В. Сообщение о характере события

      В среду, 12 сентября, на кафедре педагогики соберутся руководители практики. 

Задание 3. Из любого текста (учебник /научное сочинение /газетная статья) выберите группу высказываний, связанных с помощью какой-нибудь текстовой скрепы и определите, какое смысловое отношение оно выражает. 

     Скрепа  текстовая – средство соединения предложений. В качестве скреп выступают вводные слова (следовательно, таким образом, сверх того, с одной стороны, с другой), указательный местоимения, причастия с широким значением.

     Россия  прошла длительный, сложный и противоречивый исторический путь, сопровождавшийся подъемами и спадами, победами и поражениями. Особенно велика была роль России в мировой истории в XX столетии, когда она, во-первых, находилась в центре мировых событий, оказывала влияние на судьбы многих стран и народов, на международные отношения, во-вторых, вносила весомый вклад в мировую науку и культуру. Следовательно, судьбу России можно понять, лишь рассматривая ее в тесной связи с мировой историей, со всеми потрясениями, войнами и революциями, которые переживал мир.

     Самое сложное явление  в истории государств - переходные периоды. Они сопровождаются кризисными явлениями, хаотичностью и неупорядоченностью общественной жизни, ослаблением государственного управления и законности, а сверх того - ломкой и сменой морально-нравственных ценностей, социально-психологическим напряжением. Таким образом, эти процессы сказываются на состоянии населения: снижается рождаемость и возрастает смертность, создавая угрозу вырождения нации и существованию государств. 

Тема: Функциональные стили  русского языка.

Задание 1. Подберите из разных источников три фрагмента  текстов разных функциональных стилей: научный, документальный, публицистический (каждый объемом примерно 100 слов). Укажите для каждого текста

речевые признаки стиля. 

     В научном стиле предпочтение отдается глаголам несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (ученые исследуют, факты свидетельствуют); часто используются причастия и деепричастия, краткие  прилагательные, сложные предлоги и союзы (в заключение; благодаря тому что). Характерно наличие прямого порядка слов; преобладание сложных предложений; широкое использование вводных слов и выражений (безусловно, в сущности, во-первых).

     Выяснилось, например, что без усилий государства произвести из отличного металла просто хорошую машину невозможно: этот способ использования металла менее эффективен, чем используемый конкурирующими производствами, следовательно, металл достанется им. то же и с финансами, и с технологиями, и с рабочей силой. Метатехнологии являются завершающим уровнем технологической пирамиды потому, что сама их природа исключает возможность успешной конкуренции с их разработчиком, которым сегодня являются почти исключительно США. Без4словно, значение распространения информационных технологий не ограничивается возникновением их высшей формы – метатехнологий, - и надежным долгосрочным обеспечением интеллектуального, психологического и технологического лидерства США при помощи создания и поддержания «принудительной информационной открытости» перед ними всего остального мира, включая их потенциальных либо предполагаемых конкурентов. 

     Документальный  стиль отличается использованием номинативных предложений, осложненных обособленными оборотами и рядами однородных членов; употреблением условных конструкций, особенно в различного рода инструкциях. Для него характерно: отсутствие форм глаголов и личных местоимений 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения выступают в неопределенном значении; употребление отыменных предлогов (в связи, в соответствии, согласно); использование существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их должности, званию, профессии (директор, профессор, доцент).

     В целях подготовки к государственной  аттестации, директорам институтов, деканам факультетов подготовить в электронном виде и на бумажном носителе сведения об обеспеченности образовательного процесса по каждой специальности учебной литературой, указанной в рабочей учебной программе дисциплины в качестве обязательной. Сведения в виде таблицы предоставить в учебный отдел университета до 20 октября. 

     Для публицистического стиля характерно: речь часто ведется от первого  лица; глагол в первом лице настоящего времени используется для описания событий, происходивших в прошлом; прилагательные нередко даются в превосходной степени (самый лучший, суперсовременный); существительные в родительном падеже выступают в роли несогласованных определений (голос народа, страны ближнего зарубежья).

     Добраться паромом до отдаленных уголков Владивостока с недавних пор становится большой проблемой: так, жители острова Русского теперь могут уехать «на материк» ранним утром, а вернуться – только поздним вечером. Студентка ДВГУ Алена Гасинец рассказала, что занятия в университете у нее закончились в 12.30, а паром будет не ранее 20 часов. «Паром маленький, и мы стоим так, как «кильки в банке», - произнесла она. Пока чиновники ищут выход из создавшегося положения, пассажирам приходится терпеть неудобство. Многие из них вспоминают, что это происходит каждый год в феврале или в марте. Люди устали от гонки за паромами и говорят, что скоро их терпению придет конец 

      Задание 2. Опишите одну  и ту же ситуацию в двух стилях: разговорном и деловом. Ситуация: столкновение машин на дороге. 

      Вчера случилось вот что: иду, смотрю –  иномарка летит по встречке километров под сто. А навстречу – микрик. И прямо друг на друга. Я, значит, бегом к ним. Думал – насмерть. Ничего, живы оба. Один, правда, посильнее побился. 

     10 октября 2007 г. на тридцать седьмом километре гострассы Владивосток – Хабаровск произошло учетное дорожно-транспортное происшествие. Водитель машины «Тойота-Королла», следовавшей с превышением скорости, не справился с управлением и, выйдя на полосу встречного движения, совершил лобовое столкновение с микроавтобусом. 

Задание 3. Приведите все  возможные формулы  просьбы и дайте  комментарий к каждой из них (в чем различие и какая когда уместна). 

     Просьба - обращение к кому-либо., призывающее удовлетворить какие-либо желания просящего. Вы не подскажете, как пройти к метро?

     Письменное  ходатайство, заявление  по установленной  форме; прошение. Прошу выдать мне материальную помощь.

     Пожалуйста - употребляется как вводное слово при выражении вежливой просьбы.  Пожалуйста, получите у нас соответствующее разрешение на публикацию.

Информация о работе Языковая норма