Языковая норма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Раскройте понятие «языковая норма» (кратко: не более 100 слов).
1. Что такое согласование и управление? При какой связи слов чаще всего случаются ошибки и что способствует их появлению? Что помогает их предотвратить?

Файлы: 1 файл

Русский язык - контрольная.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Языковая  норма

  1. Раскройте понятие «языковая норма» (кратко: не более 100 слов).

     Норма – правила использования речевых  средств в определенный период развития литературного языка. Языковая норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательная как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

      Произносительные  нормы устной речи изучает орфоэпия. Она исследует закономерности литературного  произношения. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Особого внимания требуют лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи.

     Таким образом, языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Норма противопоставлена системе, понимаемой как присущие тому или иному языку возможности выражения смыслов. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. 

  1. Поставьте знак ударения в словах:

     Средства, свекла, торты, банты, блюда, красивее, цепочка, в яслях, из яслей, лифты, завидно, облегчить, включим, звонят, взяла, углубить, закупорить. 

  1. Найдите неправильные формы  слов. Замените их правильными:

     Пирожок с повидлом, пятьюстами, понапрасну, жжет, ляг, положу, кладет, бегите, застегивай, к Свете, пышные волосы, кремы, яблок, носков, стережет, беги, машет, на бюллетене. 

  1. Следующие слова поставьте  во множественном  числе и укажите  ударение:

     Почерки, торты, шоферы, профессора, клапаны, инженеры, средства, склады, супы, компасы, инспектора, бухгалтеры. 

  1. Образуйте от глагола страдательное  причастие:

     Бросить – брошенный; вымыть – вымытый; приколоть – приколотый; порвать – порванный; ответить – ответный. 

  1. Заполнить клеточки в таблице  форм глаголов ЖЕЧЬ и СТРИЧЬ.

    Ед. число    Множ. число

1 лицо     жгу стригу                          жжем стрижем

2 лицо     жжешь стрижешь              жжете стрижете

3 лицо     жжет стрижет                     жгут стригут 

      7. Запишите словами  число и допишите  окончание в предложении:

     Речь  идет о 2900 завод… две тысячи девятистах заводах 

      Что такое строгая  и нестрогая норма?

     Норма сопряжена с понятием селекции, отбора. В своем развитии литературный язык черпает средства из других разновидностей национального языка - из диалектов, просторечия, жаргонов, но делает это чрезвычайно осторожно. И норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление все наиболее выразительное, коммуникативно необходимое и задерживает, отсеивает все случайное, функционально излишнее. Эта селективная и, одновременно, охранительная функция нормы, ее консерватизм - несомненное благо для литературного языка, поскольку служит связующим звеном между культурами разных поколений и разных слоев общества.

     Консервативность  нормы обеспечивает понятность языка  для представителей разных поколений. Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет», - писал А.М.Пешковский и так объяснял это свойство и литературной нормы, и самого литературного языка: «Если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова. Слишком тонкий слой почвы давал бы слишком слабое питание литературным росткам. Консервативность литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы».

     Однако  консерватизм нормы не означает ее полной неподвижности во времени. Иное дело, что темп нормативных перемен медленнее, чем развитие данного национального языка в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше обслуживает она коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению говорящих. И все же сравнение языка Пушкина и Достоевского да и более поздних писателей с русским языком конца 20 в. обнаруживает различия, свидетельствующие об исторической изменчивости литературной нормы. 

      Приведите примеры вариантов  в пределах норма:

Ударение: творог – творог; мышление – мышление; договор – договор.

Формы рода существительного: спортсмен – спортсменка; поэт – поэтесса; наш ректор – наша ректор.

Формы множ. числа существительных: трактора – тракторы; сектора – секторы; договора – договоры. 

Синтаксис

      1. Что такое согласование и управление? При какой связи слов чаще всего случаются ошибки и что способствует их появлению? Что помогает их предотвратить? 

     Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай. В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

     При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого, например: красным сараем, к опустевшему сараю, этими сараями.

     Согласование  является слабой связью. Главным словом при согласовании может быть существительное, местоимение-существительное и количественное числительное в форме именительного – винительного падежей. При информативно недостаточных словах согласование совмещает определительное значение со значением восполняющим и таким образом приобретает признаки сильной связи: веселенькое дело, непостижимые вещи. 

     Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (в. п.), посеять пшеницу (в. п.), освоение глубин (р. п.).

     При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется, например: увидел учителя, увидевший учителя, увидев учителя, увидели учителя.

     Связь управления может быть сильной и слабой. При сильном управлении возникают отношения, восполняющие или объектные либо их контаминации (в эти контаминации могут включаться и обстоятельственные отношения): стать ученым, пребывать в неведении, мастак на выдумки, склонный к размышлениям, два студента, наедине с собой; читать книгу, покупка дома, сердитый на всех; нарваться на грубость; добраться до дома, съехать с горы. Управление, при котором объектные отношения контаминируются с определительными (например: пилить пилой, гимн труду), принято относить к слабому управлению. Главным словом при управлении может быть знаменательное слово любой части речи. 

     Согласование по некоторой грамматической категории выражается в том, что изменение соответствующего элемента грамматического значения у существительного вызывает (хотя бы в части случаев) изменение внешней стороны связанного с ним слова. Можно сравнить в русском языке согласнование по падежу (серый волк - серого волка), числу (серый волк - серые волки, волк воет - волки воют), роду (серый волк - серая собака, волк выл - собака выла). Грамматические описания обычно строятся так, что согласование представляется как совпадение грамматических значений (или их определённых элементов, например падежа, числа, рода) у существительного и связанного с ним слова. Согласование служит одним из средств выражения синтаксической связи - как непосредственной (серый волк), так и опосредствованной (дом, в котором мы живём; сестра ушла, сказавшись больной). С. развито во флективных языках, в меньшей степени в агглютинативных, отсутствует в аморфных. 

      2. Дан список слов. Выберите слова  со значением речи-мысли.  Для каждого слова подберите зависимое, обозначающее объект речи-мысли и поставьте его в нужной форме. Учтите, что при слове может быть два обязательных зависимых (например, отличать что-то от чего-то).

      Рассказать  о проблеме; обсудить программу; заметить о том, что; коснуться проблемы; обещать, что; подчеркнуть требование; предсказать, что; думать о поступке; обдумать мысль; рассказать о поступке; обсудить обзор; заметить, что; подчеркнуть, что; думать о том, что. 

      3. Выделите из списка  слова, не сочетающиеся  с предлогом О. Покажите разницу в управлении для следующих слов:

      Отличать, различать, особенность, отличие, отличный, различный. 

Отличать – от других, различать – цвета;

Особенность – личности, отличие – от прототипа;

Отличие – от идеала, различие – предметов;

Сходство – с портретом, подобие – формы;

Характерный – поступок, свойственный – оптимизм, присущий – аромат;

Подобный – солнцу, сходный – с оригиналом, похожий – на отца;

Отличный – (от задуманного) результат, различный – заработок. 

     Предлог «о» обычно употребляется с предложным падежом существительных при указании на объект какого-то вербального или ментального действия: "мечта о подвиге, говорить о пустяках, думать о будущем, понятие о чести, забота о близких" и т.д. Но предлог «о» может обозначать  интенциональность всех человеческих действий, не только речевых или ментальных, - их смысловую направленность на определенный предмет. Предлог «о» тематизирует любое человеческое действие, превращает его в высказывание или размышление о чем-то, обозначает его проблематику. 

     4. Из двух предложений  сделайте одно  с помощью деепричастного  оборота. Выделите  и объясните случаи, где такая перестройка  невозможна и найдите  другой способ  объединения предложений.

      Я сдал все экзамены на пять. Меня приняли  в университет. – Сдав все экзамены на пять, я поступил в университет.

     Больной прошел курс физиотерапии. Он почувствовал себя значительно лучше. – Пройдя курс физиотерапии, больной почувствовал себя значительно лучше.

     Я купил женщинам подарки к 8 марта. У меня не осталось ни копейки. – Купив женщинам подарки к 8 марта, я остался без копейки.

     Редактор  прочитал рукопись. Она показалась ему очень интересной. – Прочитав рукопись, редактор нашел ее очень  интересной.

     Редактор  внимательно прочитал рукопись. У  него возникли сомнения в возможности ее публикации. - Внимательно прочитав рукопись, редактор выразил сомнения в возможности ее публикации. 

     5. Постройте предложение  со служебными  словами: не только, согласно, буквально, в том числе, как (в значении «в качестве»).

     По  плану на этом участке не только посадят деревья, но и построят дом.

     Действуйте  согласно полученным указаниям, не беспокоясь о последствиях.

     Отклонения  от литературной нормы наблюдаются  в речи буквально каждого школьника старших классов.

     Детский сад выехал на дачу, в том числе и младшая группа.

     Первый  искусственный спутник земли  просуществовал как космическое  тело девяносто два дня. 

  1. Из  данных ниже примеров выберите те, где  есть ошибки в связях слов и построении предложений. Укажите, какое правило  нарушено. Исправьте тексты.

     И нашим режиссерам приходится вырезать и монтировать, чтобы уложиться в рамки дозволенного (о кино).

      Это одно из наших отличий от других коммерческих организаций.

      Согласно  приказа ректора занятия на подготовительных курсах начинаются 20 сентября.

      Драгунский  полк стоял в трех километрах от города.

      Мы  рассматриваем это не просто как  ту или иную возможность.

Информация о работе Языковая норма