Язык газеты и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать особенности языка газеты. Задачами работы будет: рассмотреть характеристики публицистического стиля, изучить специфику средств языка в газетных текстах и провести анализ некоторых газетных статей. Для этого были взяты ряд российских газет.
Предметом исследования будет являться публицистический стиль, а объектом – особенности газетно-публицистического подстиля.

Оглавление

Введение……………………………………………………………... 3
Публицистический стиль. Общая характеристика……………..4
Газетно-публицистический подстиль. Его особенности……… 8
Средства речевой выразительности в газетной печати……….. 11
Жаргонизмы и просторечия……………………………………. 11
Стилистическое растягивание газетной речи…………………. 14
Четыре стилистических принципа……………………………...17
Фигуры речи……………………………………………………...21
Тропы…………………………………………………………….. 27
Прием аллюзии…………………………………………………...32
Штампы…………………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………...37
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по стилистике.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования  РФ.

Пензенский  Государственный Университет.

Юридический факультет.

Кафедра «Коммуникационный менеджмент». 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:

«Стилистическое и литературное редактирование»

На тему: «Язык газеты и его особенности» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы 07ЮЖ1.

Горева  Е. С.

Проверила

Яковлева  Е. А. 
 
 
 
 

Пенза, 2009

Содержание:

     Введение……………………………………………………………... 3

  1. Публицистический стиль. Общая характеристика……………..4
  2. Газетно-публицистический подстиль. Его особенности……… 8
  3. Средства речевой выразительности в газетной печати……….. 11
    1. Жаргонизмы и просторечия……………………………………. 11
    2. Стилистическое растягивание газетной речи…………………. 14
    3. Четыре стилистических принципа……………………………...17
    4. Фигуры речи……………………………………………………...21
    5. Тропы…………………………………………………………….. 27
    6. Прием аллюзии…………………………………………………...32
    7. Штампы…………………………………………………………...34

    Заключение…………………………………………………………...37

    Список литературы…………………………………………………..38 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

    Средства  массовой информации (СМИ) оказывают большое влияние на нашу жизнь. Каждый день мы смотрим телевидение, слушаем радио, и, конечно, читаем газеты.

    СМИ подразделяются на визуальные (периодическая  печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

    Среди функций СМИ выделяют следующие:

    - информационную (часто изложение  фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой)

    - познавательно-просветительную (передавая  многообразную культурную, историческую  научную информацию, СМИ способствуют  пополнению фонда знаний своих  читателей, слушателей, зрителей)

    - функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства)

    - гедонистическую (здесь речь идет  не просто о развлекательной  информации, но и о том, что  любая информация воспринимается  с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи  вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

    Язык  средств массовой информации, особенно газетной печати, - тема, вызывающая споры  и интересующая многих сейчас.

    Цель  работы – показать особенности языка газеты. Задачами работы будет: рассмотреть характеристики публицистического стиля, изучить специфику средств языка в газетных текстах и провести анализ некоторых газетных статей. Для этого были взяты ряд российских газет.

    Предметом исследования будет являться публицистический стиль, а объектом – особенности  газетно-публицистического подстиля. 
 
 
 
 
 

  1.  Публицистический стиль. Общая характеристика.
 

    Публицистический  стиль (от лат. publicus – общественный) понимается как исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, используемая в газетах, в средствах массовой коммуникации, в общественных (публичных) выступлениях.

    Чаще  всего он используется в газетных, журнальных статьях, телевизионных  и радиопрограммах, литературно-критических  работах, в речах общественно-политического характера. Целевое назначение этого стиля — сообщение новой информации, воздействие на массового адресата, стремление убедить в чем-либо читателя. Функция воздействия требует, чтобы публицистический стиль был доступным, как разговорный, и эмоциональным, как художественный стиль.

    Публицистический стиль является одним из самых «открытых» в системе функциональных стилей русского языка. Он открыт для элементов функционально-делового и научного стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства, в частности образность. Но главной особенностью данного стиля является «чередование экспрессии и стандарта»1 , обусловленное функцией воздействия на адресата и функцией сообщения.

    В основу деления текстов СМИ на определенные жанры могут быть положены различные принципы: интенция (описать, проинформировать, разрекламировать, высмеять и т.п.), композиционные формы/регистры речи, образ автора (человек социальный/человек частный)2, модальность (объективная/субъективная), оценочность (скрытая/открытая) и т.п.

  В основном публицистический стиль базируется на межстилевых средствах (нейтральной лексике), но в нем признается и наличие собственно публицистической лексики («коммюнике», «агрессия», «встреча на высшем уровне» и др.).

  Более существенным является особое употребление слов, которые только в переносном значении имеют «публицистическую окрашенность» (вахта, сигнал, цепной пес, рынок сбыта и др.).

  Большую активность и частотность имеет  в публицистическом стиле общественно-политическая терминология. Это наиболее яркая стилевая черта стиля (в лингвистическом аспекте): захватнический, конституционные права, поправка в Конституции и др.

  Поскольку публицистика опирается на документальные факты, то в различных жанрах употребительны номенклатурные обозначения и собственные имена (личные имена и фамилии, географические наименования и др.).

  Главный предмет публицистики – социальная жизнь, которая, естественно, невозможна без человека. Человек интересен публицистике как представитель общества, власти, толпы и т.д. Ей интересен прежде всего тип. Однако парадокс заключается в том, что воплощением типа в публицистике может быть только конкретный, единственный человек. Публицистика не типизирует образ человека, соединяя в одном многие черты, но ищет такого типичного человека среди реальных людей, выделяя, подчеркивая те или иные его особенности как общие, типические. Единичного, конкретного человека публицистика представляет в реальных, невыдуманных жизненных обстоятельствах.3

    Существенным  для публицистического стиля является то, на что обращает внимание А.К. Панфилов, говоря об употреблении слов оценочного характера: «Характерным признаком публицистически окрашенных слов и выражений является их эмоционально-экспрессивный, оценочный характер. Иначе говоря, у них почти у всех или, во всяком случае, у подавляющего большинства имеется двуплановая стилистическая окрашенность. С одной стороны, здесь есть слова и выражения положительно-оценочные: застрельщик, труженик, ударник и т.п., с другой — слова и выражения, имеющие эмоционально-отрицательую окрашенность: кара, обыватель, наводнить и др.»4

  Своеобразие публицистическому стилю придает соединение «высокой» лексики и «сниженной»: элитарная тусовка, возжелать попсу, схавать миллионы. Иногда использование сниженной лексики придает ироничный характер повествованию, что отвечает намерению автора. Например: Теперь на рынок опекунских услуг ломится Минздрав, закорешивший с ГАИ.

    Публицистический  стиль изобилует устойчивыми  сочетаниями, словесными блоками. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, брать обязательства), так и эмоционально окрашенными (грязная война, бандитское нападение).

    В публицистическом стиле можно обнаружить использование фразеологизмов разных типов и в разной интерпретации. Например, столкновение в одном тексте книжных и разговорных фразеологизмов (брать новые рубежи и сесть в лужу); изменение грамматической формы одного из элементов (загребание жара чужими руками); модернизация оборота (недоброе старое время); переосмысление и контаминацию фразеологизмов (греть руки над огнем, с которым играют взрослые); широкое использование иностранных изречений (хэппи энд, промоушен в стиле road movie).

    Итак, в лексической системе публицистического  стиля прежде всего отмечается наличие лексико-фразеологических единиц, имеющих двуплановую стилистическую окрашенность. Именно эти средства и составляют арсенал тех экспрессивных и стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами достичь понимания авторской мысли массовым читателем или слушателем.

    Характерно  в данном стиле активное использование  слов с суффиксами иноязычного происхождения: -ци(я), -аци(я), -изм, — щин(а), -нича(ть) и приставок: а-, анти-, квази-, ультра – (эксплуатация, расизм, антиобщественный, хозяйничать, ультрасовременный и др.)

    Широко  представлены суффиксальные образования  в сфере существительных со значением  лица (укладчик, бетонщик, социалист, киношник и др.).

    Активны образования от иностранных и интернациональных основ (рационализаторский, декларативный, хитовый и др.); лексиколизованные приставки (межконтинентальный, сверхмощный); наречия, образованные от сложных основ (целеустремленно, взаимопроникновение) .

    Использование суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением иногда придает тексту ироничный характер: «Нет, они не заболели в одночасье. Просто с 1 января входил в силу документ, рожденный в недрах Минздрава аж в середине 1996 года, предписывающий всем автомотолюбителям заменить коробочки старого образца на чемоданчики нового образца». Здесь же иронию создает сочетание лексики разных стилей: рожденные в недрах, аж в середине.

    Продуктивны аббревиатуры разного типа (ФИДЕ, ЛДПР, Госдума); субстантивированные прилагательные и причастия (бастующие, левые, бешеные); словообразования от аббревиатур (исполкомовский, ЛДПРовец); множественное число от собственных имен существительных («Пусть помнят Даллесы и Смиты»).

    Синтаксис публицистического стиля имеет  следующие черты: наличие именных  словосочетаний, способных нести большой объем информации (сложная политическая обстановка, запланированная проектная мощность и т.п.); активность однородных членов предложения; употребление предложений с осложненными структурами (обособлениями, причастными и деепричастными оборотами); использование эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций (восклицательные, вопросительные предложения, предложения с обращениями, с именительным темы, расчлененные предложения); наличие в предложениях вводных слов, с помощью которых выражается авторское отношение к предмету речи, а также организуется связь между предложениями в тексте5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Газетно-публицистический подстиль. Его особенности.
 

    Известно, что публицистический стиль наиболее широко используется на страницах газет и журналов, поэтому логично рассмотреть, в каком же соотношении находятся публицистический стиль и собственно газетно-публицистический подстиль.

    Многие  исследователи включают газетный стиль  в состав публицистического и называют данный пласт языка, обслуживающий сферу журналистской деятельности, — газетно-публицистическим подстилем. Действительно, газетный подстиль обнаруживает как общие с публицистическим стилем черты, так и обладает специфичными, характерными только для этой разновидности стиля.

    Итак, функцией языка газеты, "как и  стиля в целом, является информационно-воздействующая. Специфика газетно-публицистического стиля выражается прежде всего в том, что он характерен для определенных жанров, которые можно назвать собственно газетными. Поскольку каждый функциональный стиль — это совокупность определенных жанров, то и публицистический стиль не является исключением. Причем он представлен большим количеством жанров — устойчивых, принятых в данной сфере речевого употребления.

Информация о работе Язык газеты и его особенности