Тропы и риторические фигуры в выступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Речь без украшений – это сухое изложение фактов, она не вызывает эмоционального отклика у аудитории. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность. Поэтому, готовясь к выступлению, оратор подбирает не только веские аргументы, но и яркие, запоминающиеся фразы, которые строятся по определенным моделям. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности используют риторические фигуры и тропы. И то и другое, по словам видного русского языковеда Л.А.Новикова, - намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечь внимание слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глубже понять смысл, почувствовать образ.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………………..3

2. Классификация и виды тропов ………………………………………………..3

3. Риторические фигуры …………………………………………………………6

4. Заключение ……………………………………………………………………..8

5. Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

1.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

 

на тему

«Тропы и риторические фигуры в выступлении»

Выполнила:

 

                                                        студентка 2 курса

 

                                                        группы 0509 укр

 

                                                        учетно-финансового факультета

 

                                                        Халил Д.Х.

                                                        Преподаватель

Донецк 2010

 

Содержание:

1. Введение ………………………………………………………………………..3

 

2. Классификация и виды тропов  ………………………………………………..3

 

3. Риторические фигуры …………………………………………………………6

 

4. Заключение ……………………………………………………………………..8

 

5. Список использованной литературы …………………………………………9

Введение

 

 

Речь без украшений  – это сухое изложение фактов, она не вызывает эмоционального отклика  у аудитории. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность. Поэтому, готовясь к выступлению, оратор подбирает не только веские аргументы, но и яркие, запоминающиеся фразы, которые строятся по определенным моделям. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности используют риторические фигуры и тропы. И то и другое, по словам видного русского языковеда Л.А.Новикова, - намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечь внимание слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глубже понять смысл, почувствовать образ. Все они должны казаться в выступлении естественными, почти случайными. По мнению Петра Сергеича, «речь всегда должна казаться импровизацией, и каждое украшение ее – неожиданным для самого оратора». В качестве украшений речи оратор может использовать тропы и риторические фигуры.

 

Античная риторика противопоставляла троп как слово и риторическую фигуру как словосочетание. Однако, во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот — к тропам или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан — к тропам.

Классификация и виды тропов

Тропы - это речевые обороты и  отдельные слова, употребляемые  в переносном значении,  которые  позволяют достичь необходимой  эмоциональной выразительности  и образности. В переводе с греческого «тропос» означает поворот.  Тропы  всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений.

 

Тропы можно условно разделить  на три группы:

1) Тропы, в которых основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) (эпитет, сравнение, перифраза и др.)

 

 

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью  пояснить один из них с помощью другого. «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина», «Голубые, как небо, глаза». Сравнение обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей  ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

 

Эпитет – это яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «серый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – «мармеладное настроение», у Писарева – «чурбанное равнодушие».

 

Перифраза – троп, состоящий в  замене однословного наименования предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков. Например, у Пушкина пародийна  перифраза: «Юная питомица Талии  и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (имеется в виду молодая талантливая актриса). «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку!» Одним из видов перифразы является Евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Так у Гоголя: «обходиться с помощью платка».

2)

 

Тропы, основанные на употреблении слова  в переносном значении (т.е. со сдвигом  основного значения слова) (метафора, синекдоха, метонимия, антономазия, аллегория).

 

Самым красивым и наиболее часто  употребляемым тропом риторики Квинтиллиан считал Метафору – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Например, «деревья в зимнем серебре» - имеется в виду – деревья в снегу, как в серебре. Классический пример метафоры, приводимый Цицероном: «ропот моря».

 

К метафорам и сравнениям примыкает  Метонимия – сближение, сопоставление  понятий по смежности, т.е. сближение  по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. «Стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «Вел мечи на пир обильный» - вел воинов. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его «речь начинает седеть».

 

Одним из видов метонимии является Синекдоха - троп, основанный на отношениях рода и вида, части и це­лого, единичного и множественного. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы.

 

Антономазия - троп, основанный на замене имени собственного именем нарицательным и наоборот: «Геркулес» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник. Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

 

Аллегория – изображение  отвлеченного понятия или явления  через конкретные предметы и образы. Хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках.

3) Тропы, в которых изменяется  не основное значение слова,  но тот или иной оттенок  этого значения (гипербола, литота, ирония)

Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление. Например у Ломоносова: «бег, скорейший  ветра и молнии».

 

Литота – художественное преуменьшение: «море по колено», «мальчик с пальчик».

 

Ирония – выражение в словах противоположного их значению смысла, скрытая насмешка. Цицерон так характеризовал Катилину: «Да! Человек

он боязливой и прекроткой...».

Риторические фигуры

 

 

Риторическими фигурами называют обороты  речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующую: различают фигуры мысли и фигуры слова.

 

К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д.

 

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения  или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку  зрения. Например, у Цицерона: «Доколе  же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»

 

Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также  неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!».

 

Риторическое восклицание –  одно или несколько восклицательных  предложений, предназначенных для  эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!».

Фигуры слова – к ним относятся:

 

Антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и  мертвые», «Волки и овцы», «Война и  мир».

 

К ней примыкает Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты».

 

Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как  повтор. Есть несколько форм повтора:

 

Анафора - повтор в начале предложения (единоначатие). Например, стихотворение Симонова «Жди меня».

 

Эпифора – повтор в  конце фразы: «струится нетихнущий дождь, томительный дождь».

 

Ассонанс – звуковой повтор гласных. У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою».

 

Аллитерация – повтор согласных  звуков. У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют  легкий шелест женского платья).

 

Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на перестановленном слове. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова гордый).

 

Хиазм – фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга. «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат».

 

Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза.

 

Эллипсис – пропуск слов или  предложений, которые легко подразумеваются. Применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года».

 

Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом».

 

Апосиопеза – недоговоренность, умолчание в конце фразы. Например, разговор Хлестакова с городничим в  Ревизоре Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я... я служу в Петербурге. Я, я, я...»

Заключение

 

 

Итак, риторические фигуры и тропы  – мощные средства усиления выразительности  речи, позволяющие сделать наши слова  легко запоминающимися, яркими, эффективными. Способ выражения мысли часто  оказывается не менее значимым, чем содержание высказывания. Гармония мысли и слова, содержания и оформления речи – важнейшее условие успешного общения.

Список использованной литературы:

1.       Л. А. Новиков.  Искусство слова. 2-е издание –  Москва: “Педагогика” 1991г-305с

 

2.       Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2008-329с

 

3.       Анушкин В.И.  «История русской риторики» - Москва: Прсвещение, 2009-224с

 

4.       Дамушкин  Ч.К. «Практикум по риторике»  - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2008-304с

 

5.       Клюев  Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2008-489с

 

6.       Львов М.Р.  «Риторика» - Москва: Академия, 2009-272с


Информация о работе Тропы и риторические фигуры в выступлении