Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:41, контрольная работа
Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики.
Индивидуальное задание
По
дисциплине: «Риторика»
На тему: Вариант 1.
2. Средства
активизации внимания слушателей
Выполнила
экстерн 46группы,
Брест,
спец-ть МО
Яковенко
Е.Е.
1. Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика -„царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного образования. Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор Горгий в «Похвале Елене» пишет: „Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом следует постоянно работать, чтобы оно приобрело власть над людьми. Поэтому красноречие требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: „Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".
В
государстве рабовладельческой
демократии создалась особая
атмосфера для расцвета
Платон в диалоге „Федр" перечисляет блестящих ораторов, которых называет „Дедалами речей". Здесь Горгий и Тиссий с их небывалой виртуозностью аргументации, Гиппий с Предиком, умевшие соблюдать меру в речах. Пол с его „музыкой речей", Эвен Паросский с его похвалами в форме порицаний, особенно же Фрасимах Холкедонский, который был известен своими жалобными речами о старости и бедности. Имеется упоминание о небывалом своеобразии речей Крития, хотя говорили, что он „невежда среди философов и философ среди невежд", Протагор же славился своим талантом как произносить обширные речи, так и выражаться кратко.
Такая
высокая культура речи в
Основателем
риторического искусства
А.
Ф. Лосев ссылается на
Классика занимает в античной эстетике Древней Греции период с VI по IV в. до н.э. Софисты, будучи представителями нового течения эстетической мысли, выраставшего из глубин социально-исторических судеб Греции второй половины V в. до н. э., отмечает А. Ф. Лосев, преодолели старый космологический период античной философско-эстетической мысли, являясь представителями средней (зрелой) классики. Именно в это время мелкий, свободный собственник становится на путь экспансии, идет к разрыву с полисным коллективом, начинает вести завоевательную политику. В сфере афинской рабовладельческой демократии также происходит развитие рабовладельческих аппетитов. Греческая же аристократия тяготеет к прежним родовым обычаям и авторитетам. Таким образом, растущий индивидуализм и субъективизм требовали не космологического направления, как было раньше, при гармонии рабовладельческого строя, когда эта гармония на Земле отождествлялась с гармонией в космосе. Сейчас космологическая теория отходит на второй план. Уже требуют постановки на первый план проблем человека, проникновения в его субъективные начала, в его психологию, в его переживания. Представителями этого направления и были софисты, их взгляды возникли на почве разложения космологии.
Успехи
в красноречии, по мнению
Действительно,
хотя логическая аргументация
и входит в состав средств
убеждения, однако нередко и
блестящий парадокс, неожиданный
эристический прием (эристика - искусство
вести спор, полемику), богатая инструментовка
речи может более эффектно впечатлить
аудиторию. Если бы мы хотели вкратце выразить
задачу оратора, мы сказали бы: он должен
загипнотизировать слушателей". Таким
образом, те основные взгляды на красноречие,
которые сформировались у софистов, отражали
их философские воззрения на человеческую
сущность. Это создавало предпосылки для
теорий Платона и Аристотеля.
Риторика Платона.
Теоретические
разработки Платона (ок. 427 - ок. 347
гг. до н. э.) были, несомненно, шагом
вперед. Можно уже говорить о более системной
теории ораторского искусства, которая
оказала огромное влияние на ораторов-практиков
и теоретиков того времени, что выразилось
как в практическом преломлении его теории,
так и в дальнейшем ее развитии. Большое
влияние его теория оказала и на Цицерона,
который неоднократно в своих теоретических
исследованиях ссылается на Платона. Как
замечает А. Ф. Лосев в предисловии к сочинениям
этого философа, имя Платона является
не просто известным, значительным или
великим. Тонкими и крепкими нитями философия
Платона пронизывает не только мировую
философию, но и мировую культуру. В европейской
истории после Платона еще не было ни одного
столетия, когда не спорили бы о Платоне,
то непомерно его восхваляя, то всячески
его принижая в каком-либо отношении -историко-религиозном,
историко-литературном, историческом
или социалогическом".
Особенности
философских взглядов Платона
отразились и в его теории
красноречия. Он различает
Идеи
(высшая среди них - идея блага)
- вечные и неизменные
Вещи - это лишь подобие и отражение идей. Душа же заключена в темницу нашего тела, после смерти которого она переходит в космос. Вместе с тем он говорит здесь о диалектике, которая определяется не только как искусство собеседования, то есть искусство задавать вопросы и отвечать на них, но и как умение возводить все единичное и частное к общей идее и, наоборот, низводить ее планомерно к единичному до получения неделимых и единичных элементов. При этом общая идея, составленная из частностей, мыслится как цельность, то есть новое качество, которое только что возникло и не содержалось в его отдельных элементах. Учение Платона об идеях является предпосылкой его эстетики.
К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому".
Значит, требуется прежде всего ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.
Как
считает Платон (диалог „Федр"),
оратор должен не гоняться
за чужими мнениями, а сам постигать
и постичь истину того, о чем
он собирается говорить; правильная,
истинная, точная речь должна
исходить из подлинно» о
По
мнению Платона, искусство
В
диалоге „Федр" Платон
Некоторые
практики, по словам Платона, выделяют
еще подтверждение и
Он
считает, что преподаватель
Выдвигая
на первый план эмоциональную
убедительность речи (воздействие
на душу), Платон не считает
важными логические
А.
Ф. Лосев подчеркивает: „Теорию
ораторского искусства (
Информация о работе Риторика Древней Греции. Средства активизации внимания слушателей