Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:41, контрольная работа
Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики.
Некоторые
вопросы красноречия, его
Красноречие
должно прежде всего
Красноречие
- инструмент весьма тонкий, и
пользоваться им, по мнению Платона,
следует осторожно, по
Таким
Образом, не доказательства
В связи с эмоциональным воздействием красноречие сравнивается с другими искусствами: музыкой, поэзией, театром. Отсюда делаются выводы, что риторика, очевидно, не может быть просто сноровкой и угодничеством для достижения удовольствий, а должна быть сознательно проводимым искусством насаждения благих чувств. Риторика должна создавать в душе „строй и порядок", приводя ее из состояния раздробленности в состояние цельности, на котором основывается ее совершенство. И здесь, как видим, повторяется космическая идея перехода от частного к общему, от отдельного к целому.
Красноречие
должно иметь благие намерения
(вспомним: высшая идея - идея блага),
оно изгоняет из души
Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.
Рассуждения
Платона свидетельствуют о том;
Риторика Аристотеля.
Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве.
Аристотель
критиковал платоновскую
Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве.
По Аристотелю, существует материя, или пассивная возможность становления; форма (сущность, суть бытия); начало движения; цель. Происходит постоянный переход от „материи" к „форме" и обратно, что связано с активностью формы. Существует нечто общее, постигаемое через чувственно воспринимаемое единичное. Условие познания общего - индуктивное обобщение, которое невозможно без чувственного восприятия Отсюда последний этап в проверке мнения - опыт, который связан с умозаключениями, с наличием фактов и их анализом. Таким образом, для постижения истины необходимо соединять индукцию и дедукцию на основе фактического анализа.
Композиция
«Риторики» Аристотеля весьма
четкая. В первой книге рассказывается
о месте риторики среди других
наук и выделяются роды речей;
вторая книга посвящена
Аристотель
считает, что риторика - искусство,
соответствующее диалектике, ибо
обе они касаются таких
Риторика
занимается выделением
Заключение.
Виднейшие
ораторы и теоретики
2. К
специальным ораторским
Нередко юмор становится очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Чтобы достичь взаимопонимания со слушателем, в публичном выступлении используется прием сопереживания.
Выступающий может соглашаться или не соглашаться с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитировать его слова, обыгрывать их. Такой прием получил название апелляции к речи предыдущего оратора.
Ритор для пробуждения внимания аудитории может обратиться к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы, т. е. апеллировать к событиям.
Апелляция к погодным условиям – еще один прием управления аудиторией, когда оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или теплую погоду и прочее, усиливая тем самым эффект от своей речи.
Чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, оратор приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических или общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, газеты, журналы, мнения авторитетных деятелей. Этот прием называется ссылкой на авторитеты или известные источники.
Оживляют
выступление и примеры из художественной
литературы, пословицы, поговорки, крылатые
слова и фразеологизмы. Кроме
того, помогает и обращение к аудитории.
В управлении могут быть полезны голосовые
приемы, т. е. повышение или понижение голоса,
изменение его громкости, темп речи. Пауза
здесь придает значимость сказанному
или тому, что будет сказано.
Список
литературы:
1. Н.Н.Кохтев Основы оратоской речи. Московский университет, 1992г.
2. И.Л.Башев Принципы риторики. Москва, 1987г.
3.
Н.Н.Кохтев Риторика. Московский университет,
1990г.
Информация о работе Риторика Древней Греции. Средства активизации внимания слушателей