Древняя Греция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:47, реферат

Краткое описание

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
ПОЛИС ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ 7
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В VIII - IV ВВ. ДО Н. Э. 11
ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ 12
ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЙСКОЙ РЕЛИГИИ. 13
АРХИТЕКТУРА V В. ДО Н. Э. 18
АРХИТЕКТУРА IV В. ДО Н. Э. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

ДР.Греция(реферат).docx

— 60.76 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4

ПОЛИС ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ: ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС  КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ 7

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В VIII - IV ВВ. ДО Н. Э. 11

ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ  И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ 12

ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЙСКОЙ РЕЛИГИИ. 13

АРХИТЕКТУРА V В. ДО Н. Э. 18

АРХИТЕКТУРА IV В. ДО Н. Э. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

ВВЕДЕНИЕ

Древняя Греция и ее культура занимают особое место  в мировой истории. В высокой  оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации  сходятся мыслители разных эпох и  направлений. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся  преувеличенными. Греческая цивилизация  — не единственная, да и не самая  древняя. Когда она появилась, некоторые  цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой  цивилизации вызвана ее необычайно быстрым расцветом. Общество и культура Древней Греции уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая  позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится  к эпохе “культурного переворота”  — VII - V вв. до н.э. В течение трех веков  в Греции возникла новая форма  государства — первая в истории  демократии. Это греческие полиса, города-государства.

В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве  Греция превзошла достижения древневосточных  цивилизаций, развивающихся уже  более трех тысяч лет. Возникновение  и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой  культуры был объявлен Египет. Одним  из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что  Пифагор воспринял свою философию  в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической  математики. Родоначальник греческой  философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал  у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и  астрономии. Такие же сведения мы находим  у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита  и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей  собственной культуры?

Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности.

Многие историки приходят к выводу, что причины  величия греческой цивилизации  следует искать не в расовой предыстории  Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия  до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая  цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий  народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие  греческую цивилизацию и созданные  ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении  греческой цивилизации являются отражением один другого — это  зеркала, поставленные друг против друга  и взаимно читающие одно в другом”

 Основные положения.

В 12-13 вв. до н.э. в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв. до н. э. стало основой экономической  и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное хозяйство, которое  сосредоточилось в рабовладельческих  городах-государствах (полисах). Ключевую роль в это время сыграли два  города-государства - Афины и Спарта. Борьба между ними за власть окончилась победой Спарты в Пеллопонейской войне (431-404 до н.э.). В 146 г. до н.э. территория Греции была включена в состав Римской  империи.

В Древнегреческих  полисах сформировалась могучая  духовная культура, которая оказала  большое влияние на развитие цивилизации  многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения  которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.

Основой общественной жизни в античных государствах был  полис, то есть город-государство который  объединял город и окружающие земли с селами. Полис был самостоятельной  политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных  граждан. С 6 в до н.э. у большинства  полисов установилась демократическая  форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными  и активными участниками политической жизни.

Почти все  граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли  коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая  демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что  общественным идеалом стал свободный  и политически активный человек.

Именно такой  человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской, месопотамской или индийской  культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом  и его стихийными силами, герой  же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют  человеческое подобие, владеют человеческими  достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который  был свободным гражданином и  брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве  гигантомании, отсюда желание вписывать  сооружение и скульптуры в природную  среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует  росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности  и показного величия, но зато столько  поднесенного спокойствия, красоты  женского тела, выражено в мраморе.

 

Полис древней Греции: его общая характеристика

 

Единого государства  на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной  единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками  родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных  слоёв с родовой знатью. Экономическим  базисом полиса являлась античная форма  земельной собственности, которая  выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность  государственная (общинная) и как  собственность частная, причём последняя  обычно обусловлена первой. Право  частной собственности на землю  имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря  своему происхождению. Наряду с полноправными  гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые  обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал  коллективу полноправных граждан право  собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом  поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая  политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата  за несение военной и государственной  служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние  слои общества служили всадниками и  тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными  воинами. Специфика полисных отношений  способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

По своим  размерам и количеству населения  греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км2 с населением около 125 - 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 - 200 км2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.

Политическое  устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный  аппарат полиса состоял из народного  собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных  выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический  орган управления - было атрибутом  всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес  в политической жизни удалось  приобрести торгово-ремесленным слоям  и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог  быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом  отношении различие между полисами определялось большей или меньшей  ролью хоры, т.е. соотношением между  земледелием и ремеслом и торговлей.

Греческий полис как  социально-политический организм

 

К концу VI в. до н. э. завершился трехсотлетний период формирования основ древнегреческой  цивилизации в форме полисного  строя. Это был новый путь исторического  развития, отличный от того направления, по которому пошли древневосточные  общества и первичные государственные  образования. Общим результатом  этого процесса стало появление  в Эгейском регионe, Великой Греции и Причерноморье нескольких сотен  мелких государственных образований, имевших более или менее сходную  социально экономическую структуру, политическую организацию и систему  духовныx ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки  создали I классический период своей  истории V - IV вв. до н. э., замечательную  культуру, которая так щедро обогатила  великими достижениями сокровищницу мировой  культуры.

Типичный  греческий полис был крошечным  государством, территорию которого можно было обойти в 2 - 3 дня, с небольшим числом граждан, большинство которых знало друг друга в лицо; было известно происхождение и поведение каждого. В центре полиса находился город, где проживала часть сельского населения, ремесленный люд, торговцы, собиралось народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов. Как правило, город располагался на берегу моря с торговыми гаванями и сооружениями, через которые осуществлялись различные морские перевозки и торговые операции. В центре города, обычно на холме, был построен акрополь, окруженный оборонительными стенами, где находились храмы главных божеств города, хранилась полисная казна. Около акрополя устраивалась торговая площадь - агора, где проходила активная деловая жизнь, проводились общеполисные празднества, спортивные состязания. На территории полиса находилось несколько сельских поселений, но городской центр с общим управлением был один. Вот почему полис довольно часто определяют как город-государство.

Как экономическая  структура полис предполагал  развитие трудоемких отраслей производства, в частности виноградарства, оливководства, многих видов ремесленной продукции (керамики, изделий из металлов), которые  требовали больших денежных вложений, квалифицированной рабочей силы, передовых технологий, но зато приносили  значительный доход. Полисная экономика  не только обеспечивала жизнедеятельность  своего населения, но и создавала  запасы продукции, которые могли  пускаться в товарное обращение. Приморское положение многих греческих  полисов создавало благоприятные  возможности для активного обмена по морским путям.

Основная  часть полисного населения состояла из свободных мелких земледельцев и  торговцев. Рабов было немного, однако в процессе укрепления товарно-денежных отношений их численность возрастала. К концу VI в. до н. э. в большинстве  полисов ядром социальной структуры  полиса являлся коллектив свободных  граждан.

Развитие  торговых отношений укрепило неравенство  и послужило нарастанию социальной напряженности. Для поддержания  некоторого единства гражданского коллектива, сглаживания имущественных конфликтов, полисные власти принимали некоторые  меры: устанавливали земельный максимум, вводили законы против роскоши. Общественное мнение осуждало граждан, занимавшихся накоплением богатств, ведших праздный образ жизни. Достойным гражданином считался: средне зажиточный земледелец, который заботливо вел свое хозяйство, ревностно выполнял гражданские обязанности, являлся примерным семьянином, доблестным защитником своего полиса.

В полисах  сформировалась собственная система  высших духовных ценностей, которые выражали реалии полисной жизни. Основой этой системы было базовое представление, что сам полис, в котором проживают граждане, есть воплощение того наилучшего устройства, в рамках которого можно вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь достойного человека. Составной частью этого базового принципа было понятие личной свободы, без которой невозможна достойная жизнь. Потеря свободы более страшное наказание, чем потеря жизни. Личная свобода воспринималась как независимость от какого либо лица или коллектива, возможность выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на материальное обеспечение, и прежде всего на владение земельным участком. В системе базовых ценностей жителя полиса сформировалось понятие гражданина как носителя неотъемлемых и зафиксированных в законах прав и обязанностей, нарушение которых сурово каралось по всей строгости закона.

Особенно  важно отметить, что в понятие  гражданина, которым грек дорожил  как высшей ценностью, входило понимание  обязанностей: защищать полис от врага, приходить на помощь городу в трудную  минуту, почитать отцовские святыни  и повиноваться законам и из бранным  властям - как свободное и добровольное их выполнение, исключающее всяческое  принуждение.

Информация о работе Древняя Греция