Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:47, реферат
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
ПОЛИС ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ 7
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В VIII - IV ВВ. ДО Н. Э. 11
ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ 12
ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЙСКОЙ РЕЛИГИИ. 13
АРХИТЕКТУРА V В. ДО Н. Э. 18
АРХИТЕКТУРА IV В. ДО Н. Э. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
ПОЛИС ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ 7
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В VIII - IV ВВ. ДО Н. Э. 11
ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ 12
ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЙСКОЙ РЕЛИГИИ. 13
АРХИТЕКТУРА V В. ДО Н. Э. 18
АРХИТЕКТУРА IV В. ДО Н. Э. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Древняя Греция
и ее культура занимают особое место
в мировой истории. В высокой
оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации
сходятся мыслители разных эпох и
направлений. Самые высокие оценки
греческой цивилизации не кажутся
преувеличенными. Греческая цивилизация
— не единственная, да и не самая
древняя. Когда она появилась, некоторые
цивилизации древнего Востока измеряли
свою историю уже тысячелетиями.
Это относится, например, к Египту
и Вавилону. Мысль о чуде греческой
цивилизации вызвана ее необычайно
быстрым расцветом. Общество и культура
Древней Греции уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры находилась
на той ступени развития, которая
позволяет говорить о переходе от
варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации
В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве
Греция превзошла достижения древневосточных
цивилизаций, развивающихся уже
более трех тысяч лет. Возникновение
и расцвет греческой
Современная
наука указывает несколько
Многие историки
приходят к выводу, что причины
величия греческой цивилизации
следует искать не в расовой предыстории
Греции, а в конкретной исторической
действительности первого тысячелетия
до н. э. Известный швейцарский ученый
Андре Боннар в соей книге “Греческая
цивилизация” утверждает, что греческая
цивилизация и античная культура
базировались на античном рабстве. Греческий
народ прошел те же этапы развития,
что и другие народы. Боннар утверждает,
что греческого чуда не существует.
В центре его книги люди, создавшие
греческую цивилизацию и
В 12-13 вв. до н.э.
в Греции состоялся распад первобытного
строя и появилось
В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.
Основой общественной
жизни в античных государствах был
полис, то есть город-государство который
объединял город и окружающие
земли с селами. Полис был самостоятельной
политической, хозяйственной и культурной
единицей, объединение свободных
граждан. С 6 в до н.э. у большинства
полисов установилась демократическая
форма правления, которая охраняла
права всех граждан, делала их сознательными
и активными участниками
Почти все
граждане полисов были грамотными.
Городами-государствами
Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.
Греки высоко
ценили уравновешенность, спокойность,
меру поступков человека, который
был свободным гражданином и
брал участие в руководстве
Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.
Полис обеспечивал
коллективу полноправных граждан право
собственности на землю и на рабов;
обязанностью полиса была забота об экономическом
поддержании граждан полиса; соответственно
внешняя и внутренняя экономическая
политика полиса направлялась на восстановление
мелкой и средней земельной
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км2 с населением около 125 - 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 - 200 км2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.
Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей.
К концу VI в. до
н. э. завершился трехсотлетний период
формирования основ древнегреческой
цивилизации в форме полисного
строя. Это был новый путь исторического
развития, отличный от того направления,
по которому пошли древневосточные
общества и первичные государственные
образования. Общим результатом
этого процесса стало появление
в Эгейском регионe, Великой Греции
и Причерноморье нескольких сотен
мелких государственных образований,
имевших более или менее
Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно было обойти в 2 - 3 дня, с небольшим числом граждан, большинство которых знало друг друга в лицо; было известно происхождение и поведение каждого. В центре полиса находился город, где проживала часть сельского населения, ремесленный люд, торговцы, собиралось народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов. Как правило, город располагался на берегу моря с торговыми гаванями и сооружениями, через которые осуществлялись различные морские перевозки и торговые операции. В центре города, обычно на холме, был построен акрополь, окруженный оборонительными стенами, где находились храмы главных божеств города, хранилась полисная казна. Около акрополя устраивалась торговая площадь - агора, где проходила активная деловая жизнь, проводились общеполисные празднества, спортивные состязания. На территории полиса находилось несколько сельских поселений, но городской центр с общим управлением был один. Вот почему полис довольно часто определяют как город-государство.
Как экономическая
структура полис предполагал
развитие трудоемких отраслей производства,
в частности виноградарства, оливководства,
многих видов ремесленной продукции
(керамики, изделий из металлов), которые
требовали больших денежных вложений,
квалифицированной рабочей
Основная
часть полисного населения
Развитие
торговых отношений укрепило неравенство
и послужило нарастанию социальной
напряженности. Для поддержания
некоторого единства гражданского коллектива,
сглаживания имущественных
В полисах сформировалась собственная система высших духовных ценностей, которые выражали реалии полисной жизни. Основой этой системы было базовое представление, что сам полис, в котором проживают граждане, есть воплощение того наилучшего устройства, в рамках которого можно вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь достойного человека. Составной частью этого базового принципа было понятие личной свободы, без которой невозможна достойная жизнь. Потеря свободы более страшное наказание, чем потеря жизни. Личная свобода воспринималась как независимость от какого либо лица или коллектива, возможность выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на материальное обеспечение, и прежде всего на владение земельным участком. В системе базовых ценностей жителя полиса сформировалось понятие гражданина как носителя неотъемлемых и зафиксированных в законах прав и обязанностей, нарушение которых сурово каралось по всей строгости закона.
Особенно важно отметить, что в понятие гражданина, которым грек дорожил как высшей ценностью, входило понимание обязанностей: защищать полис от врага, приходить на помощь городу в трудную минуту, почитать отцовские святыни и повиноваться законам и из бранным властям - как свободное и добровольное их выполнение, исключающее всяческое принуждение.