Древняя Греция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:47, реферат

Краткое описание

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
ПОЛИС ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ 7
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В VIII - IV ВВ. ДО Н. Э. 11
ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ 12
ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЙСКОЙ РЕЛИГИИ. 13
АРХИТЕКТУРА V В. ДО Н. Э. 18
АРХИТЕКТУРА IV В. ДО Н. Э. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

ДР.Греция(реферат).docx

— 60.76 Кб (Скачать)

Органической  частью полисного менталитета была глубочайшая любовь к своему городу. Ведь грек являлся полноправным гражданином, ведущим достойную жизнь свободного человека только в своем полисе. Если он переезжал в другой город-государство, даже соседний, он терял свои гражданские права и связанные с ними привилегии и превращался в бесправного метека.

Среди множества  мелких государственных образований, сложившихся в Греции VIII – VI, сформировались два типа полисного строя, отличавшиеся целым рядом специфических особенностей. Один тип греческого полиса может быть определен как аграрный. Он характеризуется преобладанием аграрного сектора, слабым развитием товарного производства, широким использованием труда зависимого населения. У власти в таких полисах, как правило, господствовала олигархия. (Спарта).

Другой тип  греческого полиса предполагал повышение  роли интенсивных хозяйств и товарного  производства, высокий удельный вес  ремесла и торговли, товарно-денежные отношения, внедрение рабского труда, установление демократической формы  управления. (Афинах).

Формирование  каждого из этих типов греческого полиса, рождение и укрепление его  специфических признаков было связано  с их развитием в конкретной исторической и геополитической обстановке того или иного региона Греции.

 

Культура Греции архаического и классического периодов

Особенности формирования греческой культуры в VIII - IV вв. до н. э.

 

Культура  представляет собой упорядоченную  систему, имеющую свою внутреннюю структуру, мировоззрение, художественное и научное  творчество каждого народа.

Культура  греческих полисов наиболее ярко проявилась в чувстве неразрывной  связи каждого гражданина с его  городом, в ощущении коллектива граждан  как союза свободных, равноправных личностей.

Важной особенностью новой греческой культуры было то, что она сформировалась, с одной стороны, на основе традиций крито-микенского и гомеровского обществ, с другой - с использованием опыта цивилизаций Древнего Востока. Греки сумели творчески осмыслить и переработать наследие «старого мира» и создать новую систему духовных ценностей.

Греческая культура базировалась на эффективной, рациональной экономике, которая обеспечивала определенный уровень богатства общества, сформировала прогрессивно мыслящий господствующий класс и активное среднее гражданство, составлявшее основу полиса. Эта динамичная и предприимчивая часть полиса была особо восприимчива к новым культурным ценностям. Отсутствие бюрократии, создание ополчения и отсутствие наемников, концентрация власти в руках Народного собрания, контролируемый широкими массами аппарат управления - все это привело к реальной близости институтов государства и его граждан. Отсутствие жесткой жреческой организации (как в государствах Древнего Востока), простота религиозных обрядов, широкое участие граждан полиса в общественных праздниках и контроль за ними государства создавали больше возможностей для раз вития отдельных составляющих греческой культуры - философии и естествознания, драматургии и спорта, образования и воспитания. Важнейшим фактором развития греческой культуры стало широкое распространение грамотности среди греческого населения, что существенно подняло его уровень и сделало более подготовленным к культурным достижениям своих государств.

Несомненно, что на развитие греческой культуры повлияли благоприятные на тот период природные условия Балканской Греции. Зеленые, залитые ярким солнцем, равнины, пересекающие их невысокие  горные хребты, образовывающие множество  долин, бесконечная гладь синего моря, чистое голубое небо - все это  способствовало развитию эстетических категорий, тонкого понимания природы, чувства прекрасного, соразмерности  и гармонии, что было превосходно  реализовано греками в раз  личных областях культуры. Добыча полезных ископаемых, которыми были так богаты греческие недра, требовала специальных  знаний и упорного труда. Большую  роль в жизни греческих полисов  играло море. Изрезанная береговая  линия и множество островов способствовали развитию судоходства и морской  торговли. Греки покорили морскую  стихию, которая стала неотъемлемой частью их жизни.

Греческая культура VIII - IV вв. до н. э. является одним из высших достижений эллинской цивилизации. Она включает в себя религию и театр, письменность и литературу, архитектуру и изобразительные искусства, философию и естествознание, образование и воспитание. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы  греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую  некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”. У  истоков европейской культуры находится  микенская цивилизация.

 

Греческая религия  и общественные праздники

 

Греческая религия  была органичной частью культурной и  общественной жизни полисов Древней  Греции. Она определяла мировоззрение  и мироощущение греческих граждан, их нравственные и этические нормы, а также формировала образы и  основные тенденции художественного  творчества. Она стала основой  для многих произведений литературы и философии, архитектуры и скульптуры.

Низшие божества сохранили полуживотный облик. Высшие божества жили на горе Олимп, расположенной в фессалийской области. На ее снежной вершине в прекрасных дворцах обитали олимпийские боги.

Герои. Характерной  особенностью греческой религии и мифологии было широкое распространение по всей Элладе культа героев, служивших промежуточным звеном между миром бессмертных богов и миром людей. Сильные и прекрасные герои, потомки «смешанных» браков олимпийцев со смертными проживали долгу жизнь, полную подвигов и приключений, а после смерти их души отправлялись на «острова Блаженных». Многочисленные истории о подвигах героев складывались в мифологические циклы (троянский, фиванский). Первоначально мифы повествовали о походах группы героев в «дальние страны» (Троянская война, поход аргонавтов за золотым руном). Позднее стали выделяться индивидуальные культы героев, совершивших ряд подвигов (Геракл, Персей, Тезей). Особенно в Греции почитали сына Зевса и смертной женщины Алкмены – Геракла, мифов о подвигах которого было столь много, что из них выделили 12 самых знаменитых.

Переход от эпохи  матриархата к патриархату нашел  свое отражение в мифах о подвигах героев, которые часто расправлялись  с чудовищами женского рода. Героев часто почитали как царей и  покровителей городов. Многие аристократы  возводили свой род к местным  героям.

Особенности олимпийской  религии.

Греческую религию  отличало своеобразие в понимании  человеком божественной природы. Олимпийцы  не являлись грозной и чуждой человеку силой.

Важной особенностью олимпийской религии было нравственное начало богов. Они вершили высший суд, карали виновных и дарили милостями  тех, кто соблюдал их законы. Так  государство поставило религию на службу охраны правопорядка. Боги покровительствовали государственным законам, их именем скреплялись мирные договоры.

Государство и религия. Особенностью греческой  религии являлось отсутствие в ней  строгих норм и влиятельного жречества. Исполнение всех религиозных актов  контролировалось государством. Государство  возводило храмы, устанавливало  алтари и жертвенники богам, назначало  жрецов, которых выбирали из представителей древних аристократических родов. Подготовка и проведение религиозных праздников была в руках особых исполнителей, избираемых Советом города.

Особенности развития греческой литературы

Архаический и классический периоды греческой  литературы - это время создания выдающихся произведений, вошедших в  сокровищницу мировой литературы. Греческую  литературу отличала взаимосвязь отдельных  литературных направлений и художественных стилей с исторической эпохой, и теми особенными условиями, в которых она создавалась. Родовое общество собирало и хранило предания о своих сородичах, совершивших подвиги, проявивших чудеса ловкости и смелости. Позднее они превратились в мифы и песни передаваемые из поколения в поколение. Такой тип эпоса получил название героического. Позже родовые традиции уступили место новым полисным принципам; на смену песням о богах и воинах пришел дидактический эпос, посвященный простому человеку. Такой жанр воспевал поистине героический труд земледельца. На смену родовой собственности пришла частная, родовое сознание было вытеснено индивидуальным, эпос сменила лирика, отразившая период становления классового общества и полиса. Лирический герой уже ясно осознавал как свое единство с полисным коллективом, так и свое собственное «я». Развитие экономики и торговли привело к появлению первых научных трудов, что создало основу для возникновения прозаической литературы. Усиление борьбы между аристократией и демосом, образование внутриполитических группировок под готовило почву для возникновения драмы. Греческий театр зародился в Афинах, где наиболее широкое распространение получил культ бога Диониса, воплотивший в себе чувства веселья, свободы от условностей и повседневных забот. Таким образом, в греческой литературе VIII - IV вв. до н. э. оформились те жанры, на основе которых впоследствии выросла европейская литература.

Греческий театр и  развитие драмы

В основу греческой  драмы (буквально «действие») легли древние обрядовые игры, связанные с культом бога Диониса.

Театрализованные  шествия с пением посвященных  этому богу гимнов, дали развитие драматическому диалогу и сценическому движению. Согласно Аристотелю, из дифирамбов выросла  греческая трагедия, а из веселых  фаллических песен, исполняемых  сельской процессией - комедия. Растущая популярность драматических представлений привела к выделению их из религиозных церемоний и превращению в самостоятельный вид искусства, занявший важное место в общественной жизни древних греков. К VI в. до н. э. они были включены в культурную программу многих греческих тиранов. По приказу Писистрата в 534 г. до н. э. на празднике Великой Дионисии впервые была поставлена трагедия. Первым драматургом был Феспид, который ввел в трагедию одного актера.

Организация театральных представлений. Главная  особенность греческого театра состояла в том, что драматические представления  устраивались в форме состязаний. Три трагических поэта оспаривали друг у друга пальму первенства в  форме тетралогий (три трагедии и одна драма сатиров, объединенные единым сюжетом), а три комедиографа представляли по одной пьесе. Судейская коллегия из 10 человек выносила свое решение, которое затем в виде надписи на каменной плите выставляли у здания театра. Победитель получал венок из плюща.

Большая роль в постановке пьесы принадлежала хорегу - богатому гражданину, который в качестве общественной повинности должен был раз в год на свои средства провести драматические состязания. Лица актеров спрятаны под масками, что не давала актерам использовать мимические средства игры, но этот недостаток с лихвой восполнялся высокой техникой движений и жестов, а также прекрасно поставленным голосом.

Устройство  театрального здания

Первоначально театральные действия разыгрывались  на временных деревянных площадках. Популярность драматических соревнований превратила их в периодически повторяемые  зрелища, которые настоятельно требовали  постоянного места для их проведения и специального здания. Таким место  стал юго-восточный склон афинского  Акрополя, а зданием - театр Диониса, классический образец греческого театрального строения.

Публика –  проводила в театре целый день – с рассвета до заката, прихватив  с собой еду и питье. Сначала  посещение театра было бесплатным, позже государство было вынуждено  ввести «зрелищные деньги», а из-за бурной реакции публики ввели  специальных надсмотрщиков.

Важнейшие вопросы, которые поднимали греческие  драматурги, - место человека в этом мире, взаимоотношения людей и  богов, проблемы нравственности и безнравственности - делали театр значительным явлением общественной жизни, дающим большую  роль в воспитании и образовании.

Эсхил. Первым трагическим поэтом, драмы которого сохранились до наших дней, был  Эсхил (525-456 гг. до н. э.), которого прозвали отцом греческой трагедии. Первую победу он одержал в 484 г. до н. э., после чего в течение почти двадцати лет оставался не превзойденным. Только через 10 лет, в 458 г. До н. э., он взял реванш и одержал блестящую победу с трилогией «Орестея». После триумфа Эсхил переехал на Сицилию, где и умер.

Софокл. После  смерти Эсхила ведущее положение  в афинском театре занял Софокл (496-405 г. до н.э.). Софокл провел ряд театральных реформ: ввел третьего актера, увеличил количество участников хора, нарушил принцип связной тетралогии. Дожив до 90 лет, Софокл умер, так и не узнав горечи поражения на сцене.

Наибольшую  известность в мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванской  мифологическом. Проблема «место человека в обществе» благодаря Софоклу  стала одной из ведущих в мировой  литературе. В XIX в. появилось целое  направление так называемых «трагедий  рока».

Еврипид. Тройку великих греческих трагиков замыкает Еврипид (480 406 п. до н. э.), судьба которого была драматична. Расцвет творчества Еврипидa попал на эпоху кризиса полисной идеологии, когда общественные взгляды и моральные устои подвергались пересмотру. Еврипид отразил в своих трагедиях, однако успеха они ему не принесли. Только 4 раза поэт одерживал победу, причем одну из них посмертно. Его трагедии с успехом шли на сцене эллинистического театра, благодаря чему из 90 пьес сохрани лось 18.

Творчество  Эсхила, Софокла и Еврипида стало  величайшим достижением греческой  литературы.

Аристофан. В 486г. до н. э. на Великих Дионисиях  была поставлена первая греческая комедия  Особенностью так называемой «древней»  комедии была ее яркая политическая направленность. В условиях полисной демократии личные насмешки в рамках комедии превратились в описание злободневных событий и карикатуру на видных деятелей. Смехом и шуткой комедия была призвана лечить и исправлять болезни общества.

Подлинным мастером древней комедии был Аристофан (446 - 385 г. до н. э.), сын богатого афинского гражданина. Полученное образование помогло ему великолепно ориентироваться в вопросах политики и права, философии и литературы. Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11.

Злобной критике  в комедии была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и  сумасшедших, а сам философ понимал  широко распространенный и по сей  день тип ученого шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Итогом размышлений комедиографа стала  сцена, где Дионис бросал стихи Эсхила и Еврипида, выбирая между ними лучшего поэта. Интересно, что злободневные сюжеты политической комедии автор  помещал в некую фантастическую реальность. Герои Аристофана и по сей день вызывают симпатию своими решительными поступками и смех над  тем, как они их воплощают в  жизнь.

Информация о работе Древняя Греция