План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций

Автор: Екатерина Абрамова, 28 Октября 2010 в 22:19, реферат

Краткое описание

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Оглавление

Введение
1. Что такое композиция
2. План – основа композиции
3. Составные элементы композиции
1. Вступление
2. Главная часть
1. Методы изложения материала
3. Заключение
4. Приемы привлечения внимания аудитории
5. Недостатки композиции
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Конец речи должен закруглить ее, т. е. связать ее с началом.

     Как уже упоминалось, в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края»  и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее правильные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

     Если  первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние  призваны усилить эффект выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить  их, призвать к активной деятельности. 
 

4. Приемы привлечения внимания аудитории 

     Публичное выступление имеет свои специфические  особенности которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием.

     Но  как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и  человек перестает слушать. Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания слушателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием использовать в том или ином месте.

     Известный судебный деятель XIX века Пороховщиков такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ораторам прервать речь, сделать паузу.

     Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того, чтобы заинтересовать и  заинтриговать слушателей, предмет  речи сразу не называется.

     К специальным ораторским приемам  привлечения внимания аудитории  можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает  над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам  на них отвечает,  выдвигает возможные  сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы. 

     Оживляют  выступление приемы из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. п.

     Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Недостатки композиции 

     Каждому оратору следует иметь представление  и о возможных недостатках  в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению. Основной из них – нарушение логической последовательности в изложении материала.

     К недостаткам композиции относится  перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

     Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности  глубоко и полно рассмотреть  все затронутые им вопросы. Рекомендуется  предлагать вниманию аудитории не более 3 - 4 вопросов.

     Публичное выступление не должно содержать  фактов, примеров и т. п., не относящихся  к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной  и краткой. Но краткость речи состоит  не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

     К недостаткам композиции относится  шаблонное, трафаретное построение речи.

     Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости  от темы, цели и задач, стоящих перед  оратором, от состава слушателей.

     Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи. Следует помнить, что интересные, захватывающие речи – это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи.

     Работа  над планом, композицией речи –  творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, видно, что хорошо составленная речь должна иметь вступление, которое  вызывает внимание. В ней должны быть последовательно изложены тщательно подобранные главные мысли, которые поддерживают тему. И она должна иметь заключение, которое побуждает слушателей реально действовать. Все эти части должны быть подготовлены при составлении плана речи. План речи, составленный со знанием, может сэкономить время и немало поспособствует тому, чтобы речь была веской и надолго оставляла в умах слушающих ее ценную информацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Кохтев  Н.Н.  Основы ораторской речи.
  2. Виноградов С.И., Граудина Л.К., Даниленко В.П.  Культура русской речи.
  3. Ножин Е.А.  Мастерство устного выступления-М: Знание,1989г.
  4. Михайличенко Н.А.  Риторика-М: Новая школа, 1994г.
  5. Введенская М.А., Павлова Л.Г.  Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс,1995г.
  6. Головин Б.Н.  Основы культуры речи-М. 1990г.

Информация о работе План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций