План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций

Автор: Екатерина Абрамова, 28 Октября 2010 в 22:19, реферат

Краткое описание

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Оглавление

Введение
1. Что такое композиция
2. План – основа композиции
3. Составные элементы композиции
1. Вступление
2. Главная часть
1. Методы изложения материала
3. Заключение
4. Приемы привлечения внимания аудитории
5. Недостатки композиции
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий плн вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан подобный план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, т. к. они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется.

     Характерной особенностью рабочего плана, как и  предварительного, является то, что  он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами являются не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. 

     Основной  план

     На  основе рабочего плана оратору рекомендуется  составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько  для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

     Формулировки  пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после  объявления темы выступления или  во введении при раскрытии цели речи. 

     Простой и сложный план

     По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, ля чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

     В сложном плане выделяют также  вступление, главную часть, заключение. При составлении плана публичного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое к нему. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

3. Составные элементы композиции 

     После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных  частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается вначале или коне сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому начало и конец речи, т. е. вступление и заключение, должны быть в центре внимания. 
 

3.1. Вступление 

     От  того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех  выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивает актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.  Перед вступлением ораторской речи стоит важная задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

     Первое  предложение заслуживает особенно тщательного продумывания. С помощью  этого предложения устанавливался контакт со слушателями.

     Есть  много видов вступлений:

  • Может быть использован наглядный пример
  • Использовать известную слушателям цитату
  • Можно обозначить проблему, которая нуждается в разрешении
  • Сам исторический фон темы может образовать вступление
  • Можно поставить на обсуждение ряд острых вопросов
  • Можно перечислить главные пункты, которые собираетесь разобрать
  • Хорошо концентрируют внимание движения, которые выполняют одновременно все
  • Можно рассказать анекдот по теме
  • Привлечение внимания музыкой и общими аплодисментами

     Важно, чтобы вступление хорошо подходило  к речи. Например, меткий наглядный  пример может быть очень эффективен, а особенно тогда, когда выступающий  периодически обращается к нему в  течение всей своей речи. Удачно подобранный наглядный пример или метафора не только способствует тому, что речь становится более интересной, за ней легче следить, она лучше запоминается.

     Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление  с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

     Во  вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

     Пробуждает  интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

     Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они  позволяют оратору втянуть аудиторию  в активную умственную деятельность.

     Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого  начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

     От  вступления напрямую зависит степень  интереса, который проявят слушатели. Выступающий должен начинать свою речь решительным тоном, уверенно, без запинок и колебаний. Лучше заранее продумать и записать первые предложения своей речи, чтобы гарантировать хорошее начало. 
 

3.2. Главная часть 

     Хорошо  продуманное вступление и необычное  заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем пропадает. Перед выступающим стоит важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

     В главной части ораторского выступления излагает основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

     Если  в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить а ходом рассуждения оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

     Другое  правило в расположении мыслей состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.  Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.

     Продумывая  структуру главной части речи, выступающий должен определить, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.

     Задача  оратора -  умело  расположить  все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. 

3.2.1. Методы изложения материала 

     Существует  много способов изложения основной части речи:

  • Сначала можно показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них.
  • Материал может быть преподнесен в хронологическом порядке.
  • Хорошо разбить речь на составные, логически последовательные части.
  • Можно использовать изложение типа «причина» и «следствие» (то есть когда показывается, к каким результатам приведет то, о чем было перед этим упомянуто), или для того, чтобы назвать проблему и затем показать пути ее разрешения.
  • Можно интересно составить речь на основе доводов «за» и «против» по отношению к главной теме.

     Иногда  можно успешно сочетать два и больше способов.

     Таким образом, структура выступление зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных методических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

     Индуктивный метод – изложение материала  от частного к общему. Выступающий  начинает речь с частного случая, а  затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко  используется в агитационных выступлениях.

     Дедуктивный метод – изложение материала  от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое  распространение этот метод получил  в выступлениях пропагандистского характера.

     Метод аналогии – сопоставление различных  явлений, событий, фактов. Обычно параллель  проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему  пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

     Концентрический метод – расположение материала  вокруг главной проблемы, поднимаемой  оратором. Выступающий переходит  от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному  и углубленному анализу.

     Ступенчатый метод – последовательное изложение  вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

     Исторический  метод – изложение материала  в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течение времени.

     Использование различных методов изложения  материала в одном и том  же выступлении позволяет сделать  структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

     Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

     Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим  образом повлиять на нее, вызвать  ответную реакцию, желание действовать  в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

     Логические  доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

     Располагая  определенным образом доводы в своей  речи, оратор не должен забывать о таком  важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. 
 

3.3. Заключение 

     Важной  композиционной частью любого выступления  является заключение. Убедительное и  яркое заключение запоминается слушателям, оставляя хорошее впечатление о  речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Многие, вероятно, не раз были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

     Поэтому при подготовке речи большого внимания заслуживает ее заключительная часть.

     Заключение  должно собрать все главные мысли  из основной части речи и обратить на них внимание таким образом, чтобы  это убедило слушателей и побудило бы их реально действовать в соответствии с этим.

     В то же самое время заключение должно быть кратким и метким.

     Существует  несколько видов заключения речи:

  • последовательно подытожить главные пункты речи, подводя к безошибочному выводу, который должен из всего этого следовать.
  • Можно использовать заключение с практическим использованием, показав каждому, кто вас слушает, как применима лично к нему эта информация и как он мог бы соответственно ей поступать.
  • В некоторых речах лучше всего использовать заключение, которое побуждает к действию. Например, оно может побудить человека подписать контракт или приобрести продукцию.
  • Заключение также может быть сделано в виде кульминации — достижения самой важной мысли, которая должна остаться в памяти слушателя. Чтобы успешно завершить речь, уместно связать заключение с чем-нибудь, что было уже упомянуто во вступлении.
  • Можно сослаться на использованный в начале наглядный пример или на цитату.
  • Часто в заключении подчеркивается крайняя необходимость принять определенное решение и следовать ему.

Информация о работе План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций