Автор: Екатерина Абрамова, 28 Октября 2010 в 22:19, реферат
Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.
Введение
1. Что такое композиция
2. План – основа композиции
3. Составные элементы композиции
1. Вступление
2. Главная часть
1. Методы изложения материала
3. Заключение
4. Приемы привлечения внимания аудитории
5. Недостатки композиции
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Институт
социологии и управления персоналом
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ
по дисциплине
«Риторика»
вариант (тема)
«План речи и композиция. Отличия плана
от композиции. Различные виды планов
и композиций»
Выполнила студентка
заочной формы обучения
специальности «Финансы и кредит»
специализации ____________________
____курса _______ группы___________
№ студенческого билета
(зачетной книжки) 06 - 676 ___________ Абрамова Е. А.
(подпись) (инициалы,
фамилия)
Проверил преподаватель
_______________________ ______________ _______________________
(ученая степень,
звание)
Москва
– 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………..
Введение
Слово «оратор» (от лат – «говорить») применяется в двух значениях: человек, произносящий речь, выступающий публично; человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Так вот, если слово «оратор» применять хотя бы только в первом значении, то и в этом случае от оратора можно и нужно требовать уважения к языку и людям, для которых оратор выступает. Если же оратор – во втором значении слова, то значит, с культурой речи связаны вся его деятельность, все его поведение во время публичного выступления, все его радости и огорчения, вызванные таким выступлением. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.
Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений и хорошо знать предмет речи.
Однако
для успешного публичного выступления
недостаточно изучить литературу по выбранной
теме, найти интересные сведения, собрать
убедительные факты, цифры, примеры. Нужно
подумать, как расположить этот материал,
в какой последовательности его излагать.
Перед оратором неизбежно возникает целый
ряд вопросов: какими словами начать выступление,
как продолжить разговор, чем закончить
речь, как завоевать внимание слушателей
и удержать его до конца. Поэтому важно
уделить серьезное внимание работе над
композицией речи.
1.
Что такое композиция
речи
Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.
Когда говориться о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.
Организация материала речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.
Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.
Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет говорить…, делает оговорку…, переходит к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией.
Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью.
Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.
Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может, выражается различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось в последствии.
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).
Проспекция
– это один из элементов речи,
относящих содержательную информацию
к тому, о чем будет говориться в последующих
частях выступления. Проспекция дает возможность
слушателю яснее представить себе связь
и взаимообусловленность мыслей и идей,
изложенных в речи. Вначале оратор может
обещать слушателям дать некоторую информацию
о данном выступлении, а также говорить
и о своих будущих выступлениях или о выступлениях
других ораторов. Это и будет проспекция.
2.
План – основа композиции
Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.
Речи, написанные без предварительного составления плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.
Самыми
распространенными планами речи
являются тематический и фразовый. Нередко
оба комбинируются.
Тематический план речи
При
подготовке тематического плана
речи необходимо записать тему на самом
верху страницы. Затем под темой - главные
пункты, начиная каждый главный пункт
с левого края. Подпункты пишутся под главным
пунктом, который они поддерживают, с небольшим
отступом вправо. Если какой-нибудь из
этих подпунктов должен быть поддержан
дальнейшими пунктами, можно сделать дальнейшее
смещение. Можно дополнительно использовать
выделение цветным маркером. Таким образом,
взглянув на лист, можно заметить, какие
пункты являются самыми важными, передающими
главные мысли, которые должны понять
слушатели. При выступлении такой план
речи помогает, потому что становится
возможным выделять важные пункты, повторяя
основные слова из каждой главной мысли,
и они, таким образом, подчеркиваются и
глубже запечатлеваются. В этом плане
речи важна краткость изложения любого
из пунктов.
Фразовый план речи
В таком плане мысли обычно записываются целиком, но выражены так кратко, что каждое предложение образует главную мысль какого-то пункта. Можно выделить главные пункты речи смещением. Иногда, произнося речь, докладчик читает предложение и затем своими словами его дополняет.
Фразовый план речи с более полно выраженными мыслями обычно больше подходит для речей, которые создаются за много недель вперед или произносятся несколько раз, но с временным промежутком в несколько месяцев.
Во
время подготовки к выступлению
рекомендуется иметь перед собой оба плана
речи.
Предварительный план
На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Поэтому важно определить, какие конкретно из них предполагается осветить в речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.
Предварительный
план отражает собственное решение оратором
темы выступления, его личный подход к
данной теме.
Рабочий план
После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.