Особенности произношения английской согласной в конце слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить особенности произношения английской согласной в конце слова.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть классификацию согласных английского языка;
рассмотреть звуковые явления, встречающиеся в речи;
выявить особенности произношения английской согласной в конце слова;
проанализировать наиболее часто встречаемые явления, которым подвергается английская согласная в конце слова.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Теоретическая часть……………………………………………………5
Согласные в английском языке……………………………………5
Звуковые явления…………………………………………………...9
Модификация согласных в связной речи…………………………11
Выводы по первой главе…………………………………………........21
2. Практическая часть……………………………………………………...22
2.1 Вводная……………………………………………………………..22
2.2 Анализ реплик……………………………………………………...22
2.3 Изменение характеристики согласного звука под влиянием других фонем…………………………………………………………………….26
Выводы по второй главе………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 280.56 Кб (Скачать)
  • Аспирация

Аспирация, или придыхание, представляет собой акустический эффект, возникающий при прохождении  струи воздуха в промежутке между  взрывом согласного и началом  последующего гласного. Аспирация наиболее выражена перед ударным гласным, перед безударным гласным звуки  аспирируются значительно слабее. [5,22]

Глухие взрывные согласные [p], [t], [k] в английском языке произносятся с придыханием (аспирацией). Придыхание напоминает шум слабого выдоха, звучащего сразу после глухого согласного. Этот слабый выход создаётся трением воздуха о сближающиеся голосовые связки, напоминая согласный звук [h]: [ph], [th], [kh]. При образовании слога, начинающегося с [p], [t], [k], гласные произносятся не сразу после этих согласных, а после некоторого перерыва: [khil], [khi:l]. В русском языке гласные в таком случае произносятся слитно с предшествующим согласным, без какого-либо перерыва.

  • Потеря аспирации

[p], [t], [k] теряют придыхание  после щелевого глухого согласного [s], например: [spi:k]. Глухие взрывные  согласные произносятся без придыхания  в безударных слогах, например: potato, tobacco. [6,17]

  • Ассимиляция (уподобление)

В речи звуки влияют друг на друга таким образом, что смежные  звуки могут приобретать черты  соседнего звука. Этот процесс качественного  уподобления смежных согласных  звуков называется ассимиляцией. Выделяют три вида ассимиляции:

  • Прогрессивная ассимиляция

При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук влияет на последующий, например, в сочетаниях глухого согласного с сонантом сонант приглушается под воздействием предыдущего звука: [pj]-piano, [kl]-clear, [sw]-sweet.

  • Регрессивная ассимиляция

При регрессивной ассимиляции последующий звук влияет на предыдущий, например, апикально-альвеолярные звуки перед межзубными сами становятся межзубными: [tθ], [nð].

  • Взаимная ассимиляция

При взаимной ассимиляции оба звука влияют друг на друга, например в сочетании [tw] согласный [t] становится огубленным, а сонант [w] произносится с приглушённым началом, в сочетании [tr] апикально-альвеолярный [t] произносится как какуминальный звук, а сонант [r] становится частично приглушённым. [7,34]

  • Изолированный звук

При анализе артикуляции  изолированно произнесённых звуков обычно выделяют 3 этапа:

  • приступ (экскурсия, когда органы речи двигаются из нейтрального положения в положение, необходимое для произнесения звука)
  • выдержка (когда органы речи сохраняют положение, необходимое для произнесения звука)
  • отступ (рекурсия, когда органы речи возвращаются в нейтральное положение).
  • Потеря взрыва

В речи звуки редко произносятся изолированно, они соединяются в  слова и фразы. Соединение/сцепление  звуков в словах и на стыках слов происходит по определённым правилам. Конец (отступ) предшествующего звука  сцепляется с первым этапом (приступом) последующего звука, создавая, таким образом, слитное звукопроизнесение в речи. В зависимости от типа звуков это сцепление происходит по-разному.

Так, два взрывных согласных одного и того же места образования, например [-pb-] в словосочетании cheap book или [-dd-] в слове midday, произносятся без взрыва первого согласного. Такое соединение взрывных называется потерей взрыва. Первый согласный имеет I и II этапы, второй же согласный имеет выдержку и III этап .

  • Неполный взрыв

В сочетании двух взрывных согласных разного места образования, например [-kt-] в слове asked или [-tg-] в словосочетании don’t go, оба взрывных согласных имеют все 3 этапа артикуляции, однако взрыв у первого согласного очень слабый, почти не слышный. Такая артикуляция взрывных согласных называется неполным взрывом.

  • Боковой взрыв

Взрывное произношение английских согласных [t], [d] с боковым сонантом [l] произносятся слитно, без гласного призвука между ними. В сочетаниях [tl], [dl] оба звука являются апикально-альвеолярными. При их артикуляции передний край языка остаётся на альвеолах, боковые  края языка опускаются и воздух выходит  из ротовой полости с шумом  лёгкого взрыва. Например: middle [-dl], little [-tl].

  • Носовой взрыв

Сочетание взрывных [t], [d] с  носовым  сонантом [n] характеризуется слитностью их произнесения. Передний край языка при произнесении апикально-альвеолярных сочетаний [tn], [dn] не отрывается от альвеол, и воздух выходит через носовую полость с небольшим взрывом. Например, burden [-dn], button [-tn].

  • Фрикативный взрыв

В результате слитности артикуляции  двух смежнных согласных взрыв смычного согласного в позиции перед щелевым  фрикативным согласным происходит одновременно с артикуляцией этого  второго согласного. Например, eats[i:ts] , sits[sits], seeds[si:dz]. [8,40-44]

 

 

    1. Модификация согласных в связной речи

 

 

Язык в повседневном использовании не рассматривается как изолированная, отдельно взятая единица, он представляется в связанной последовательности больших единиц, таких как: слова, фразы и длинные высказывания. Согласные изменяются в зависимости от места расположения. Ассимиляция происходит, когда звук меняет своё свойство и становится похожим на соседний звук. Характеристика, которая может меняться, таким образом, почти всегда имеет место артикуляции, и  как правило это касается тех звуков, которые связаны с полным закрытием во рту, т.е. взрывные и носовые, которые могут быть проиллюстрированы следующим образом:

1.Зубные [t], [d], перед межзубными [θ], [ð] звуками (частичная регрессивная ассимиляция, когда влияние идет наоборот от последнего звука на передний звук, например: "eighth","at the", "breadth", "said that".

2. Заальвеолярные  [t], [d] под влиянием заальвеолярного [r] (частичная регрессивная ассимиляция), например: "free", "true", "that right word", "dry", "dream", "the third room".

3. Заальвеолярные [s], [z] перед [ʃ] (полная регрессивная ассимиляция), например: horse-shoe ['ho:ʃʃu:], this shop [ðIʃʃ’ʃɔp], does she [‘d٨ʃʃi:].

4. Аффрикативные  [t + j], [d + j] комбинации (неполная регрессивная ассимиляция), например: graduate ['græʤueit], congratulate [kən'græʧuleit], did you ['diʤu:], could you['кuʤu:], what do you say ['wɔtƷu:'sei]. [7, 23]

Способ артикуляции также  меняется в результате ассимиляции, которая включает в себя: 
1. Потеря взрыва. В последовательности из двух взрывных согласных последний теряет взрыв: glad to see you, great trouble, old clock (частичная регрессивная ассимиляция). 
2. Носовой взрыв. При последовательности взрывного звука перед носовым сонорным, при артикуляции взрывного звука участвует мягкое небо,  
в результате чего взрыв приобретает носовой характер: sudden, nor now, at night,let me see (частичная регрессивная ассимиляция). 
3. Боковой взрыв. В последовательности взрывной перед боковым сонорным  [l] шумовое производство взрывной остановки превращается в боковую остановку: settle, table, at last (частичная регрессивная ассимиляция).

 Очевидно, что в каждом  из случаев одна  характерная  особенность фонемы теряется.

Голосовое значение согласных  также могут изменяться через  ассимиляцию. Этот тип ассимиляции  влияет на работу голосовых связок и силу артикуляции. В особенности  звонкие ленисные согласные звуки  становятся глухими фортисными когда следуют за другим глухим звуком, например:

1.Фортисный глухой/ ленисный  звонкий тип ассимиляции лучше  всего проявляется регрессивной  ассимиляцией в таких словах  как :

newspaper (news [z] + paper); gooseberry (goose [s] +berry). В простой неформальной речи такой тип ассимиляции часто встречается: have to do it ['hæftə'du:], five past two ['faif past 'tu:]. Звуки, которые ассимилируют своё звучание, обычно, как показывают примеры, звонкие ленисные фрикативные ассимилируются к начальному глухому фортисному согласному следующего слова. Грамматические примеры особенно часто встречаемые:

[z] в has,is, does меняется на [s], и [v] в of, have становится[f], например:

She's five. Of course. She has fine eyes. You've spoiled it. Does Pete like it?

2. Слабые формы глаголов  is и has также ассимилируются к конечной глухой фортисной согласной предыдущего слова, таким образом ассимиляция функционирует в прогрессивном направлении, например:

Your aunt's coming. What’s your name? (частичная прогрессивная ассимиляция)

3. Английские сонанты [m, n, r, 1, j, w] после фортисных глухих согласных [p, t, k, s] частично озвончаются, например: smart, snake, tray, quick, twins, play,

pride (частичная прогрессивная ассимиляция).

Положение губ может повлиять на аккомодацию и обмен согласной + гласной. Лабиализация согласных прослеживается под влиянием соседней заднего ряда  гласной (аккомодация), например: pool, moon, rude, soon, who, cool. Можно говорить о растяжении губной позиции согласных перед или после гласных переднего ряда [i:], [i],например: tea – beat; meet – team; feat – leaf, keep – leak; sit – miss ( аккомодация). [9,56]

Элизия или полная потеря звуков, как гласных, так и согласных, наблюдается в структуре английских слов. Это характерно для быстрой разговорной речи и отмечает следующие звуки:

1. Потеря [h] в личных и притяжательных местоимениях  he, his, her, him и в формах вспомогательного глагола have, has, had широко распространены, например: What has he done? ['wɔt əziˎd٨n].

2. [1] ] как правило теряется когда ему предшествует [ɔ:], например: always ['ɔ:wiz], already [ɔ:'redi], all right [ɔ:'rait].

3. Альвеолярные взрывные  часто опускаются когда за  одним согласным следует другой  согласный, например: next day ['neks 'dei], just one [' ʤ٨s 'w٨n], mashed potatoes ['mæʃ рə'teitəuz].

Если  за конечным гласным  следует согласный, согласный остаётся, например: first of all, passed in time.

В то время как элизия является очень распространенным процессом в связной речи, также встречаются случаи, когда звуки вставляются. Когда слово заканчивается на гласную и за ним следующее слово начинается на гласную , произносится иногда так называемая связная "r", например:

Asia and Africa ['ei ʃ ər ənd 'æfrikə]

the idea of it [ði:ai'diər əvit]

ma and pa ['mа:r ənd 'pa:].

Так называемая связующая "r" это типичный пример вставки в таких словах, как:a teacher of English.

Когда слово заканчивается  на дифтонг [ai], [ei]  ,который переходит на [i] часто в речи произносится небный сонорный [j], например:saying ['seijiŋ]; trying ['traiiŋ].

В случае дифтонгов [əu], [au], вместо звука [U] вставляется губной сонорный [w], например: going ['gəuwiŋ], allowing [ə'lauwiŋ].

 Процесс вставки сонорных звуков [r], [j], [w] может показаться противоречащим к тенденции артикуляции. Объяснение заключается в том факте, что с точки зрения артикуляции легче вставить эти звуки, чем исключить. Вставка согласного звука , главным образом сонорного прерывает последовательность двух гласных (Г+Г), чтобы образовать более оптимальный тип слога: согласный + гласный (С+Г). Таким образом, вставка происходит в связной речи для того, чтобы облегчить процесс артикуляции для говорящего, а не как способ предоставления дополнительной информации для слушателя. [9,62]

Возможность произносить  английский язык с английской моделью  ударения и ритма включает время  ударения (расположение ударения только на отдельных слогах), которые в  свою очередь требуют от говорящего использовать сокращения в произношении слов.

Естественное звуковое произношение в разговорном английском языке  достигается за счет сокращения, сжатия, выпадения звуков, для того, чтобы  приспособить к ударно-ритмическому рисунку, т.е. сжать слоги между  ударными элементами для облегчения их артикуляции. Такие процессы называются артикуляционное приспособление явлений и они включают в себя:

1. изменение качества  гласной или согласной

2. потерю гласной или  согласной, и даже

3. потерю целых слогов :

I must go [məssgəu] = изменение гласной и потеря согласной

memory ['memri]=потеря гласной и слога

did you [diʤə] = смешение согласной и изменение гласной

actually ['æk ʃ li] = смешение согласной и потеря гласной и слога

Слоги или слова, которые  хорошо артикулированы легко понимаются в информационном содержании, тем  временем слова, которые сокращены  или ослаблены могут быть поняты только в контексте.

Звуковое приспособление в связной речи можно резюмировать следующим образом:

Виды приспособления:

1. Приспособления относящиеся  к соединению согласной + согласной:

1.1. Ассимиляция- изменение согласной под влиянием соседней согласной

2. Приспособления относящиеся  к соединению гласной + гласной; гласной+ согласной; согласной +гласной:

2.1. Связывание – соединение последнего звука или слога слова с первым звуком последующего слова.

2.2. Аккомодация (адаптация) – изменение согласных под влиянием соседних гласных или наоборот: two – лабиализованная [t] под влиянием округленной [u]; let –более открытая [e] после [l].

2.3. Гортанная смычка/ твёрдый  приступ

3. Приспособления, относящиеся  к удалению или вставки звука:

3.1. Элизия- удаление звука в потоке быстрой или небрежной речи.

3.2.Эпентеза – вставка  гласного или согласного звука  в ряд с существующими звуками.

3.3.Сглаживание – дифтонг  теряет свой второй элемент  перед другой гласной или он  монофтонгизируется, например:  fire ['faiə -'faə - 'fa:].

4. Приспособления на уровне  слога:

1. Сжатие – когда два  слога, обычно оба слабых, становятся  одним. Применяется только к [i], [u], слоговым согласным: [i] становится похожим на  [j], например: lenient ['li:niənt] - ['li:njənt].

5. Ослабление

Слабые формы – это  альтернативные формы слов, так уменьшеные в артикуляции, что они состоят  из ряда различных фонем .

Слабые формы отличаются от сильных содержанием слабого  гласного звука, который исчезает посредством  сокращения или элизии одного или  нескольких его фонем, например: can [kən], [kn] [9,67]

Приспособления, относящиеся  к связыванию согласной +  согласной:

  • Ассимиляция. В процессе ассимиляции одна согласная берет характеристику другой  соседней согласной. Зачастую это явление воспринимают за ленивую или небрежную речь, когда органы речи работают по пути наименьшего сопротивления. Однако, ассимиляция универсальная особенность разговорного языка. В английском языке это явление часто встречается как в словах, так и между слов.

Информация о работе Особенности произношения английской согласной в конце слова