Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:08, контрольная работа
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». Вывод из сказанного выше предельно прост. «Роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за филигранное владение искусством спора.
Введение………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Понятие спора…………………………………………………………………………………………………….4
2 Дискуссия…………………………………………………………………………………………………………….6
3 Полемика…………………………………………………………………………………………………………….7
4 Стратегия и тактика спора………………………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………………………………………….12
Оппонент — это тот, кто оспаривает тезис. Если
оппонент заранее ознакомлен с содержанием
тезиса или с темой предстоящего обсуждения,
ему можно рекомендовать заранее продумать
слабые места тезиса и подобрать опровергающие
доводы (контраргументы) или сосредоточить
свое внимание на проблемных пунктах темы
обсуждения и по возможности выработать
проекты решения проблемных ситуаций.
Выше уже указывалось, что не стоит спорить
по второстепенным вопросам. Споры же
по принципиальным вопросам редко бывают
стихийными. Поэтому должная организация
процедуры спора (как правило, в виде дискуссии)
является необходимым элементом стратегии
спора. Организационные вопросы весьма
разнообразны: предварительные наметки
круга лиц, компетентных в обсуждаемых
(дискутируемых) проблемах; последовательность
выступлений; в случаях известного несовпадения
точек зрения по данному вопросу разумно
отобрать круг людей, которые могли бы
обеспечить наиболее плодотворное обсуждение,
и др.
Вопрос о тактике спора, так же, как и вопрос о его стратегии, на сегодняшний день детально не разработан. Тем не менее, грамотное использование тактических приемов в споре в значительной мере повышает его эффективность, способствуя достижению стратегических целей.
Тактика спора — это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов. Скажем, если вы опровергли точку зрения своего противника, то это еще не значит, что ваша собственная точка зрения верна: она должна быть обоснована. Очевидно, что на разных этапах спора используются и разные тактические приемы. Их характер зависит от многих факторов: содержания спора, состава его участников, интеллектуальных и психологических особенностей спорящих сторон и т.д. Рассмотрим наиболее важные моменты тактики спора.
Во-первых, в любом споре тактически верным
будет корректное поведение его участников.
Спокойствие, уравновешенность, рассудительность,
способность сдерживать естественным
образом возникающие эмоции — вот те черты,
проявление которых улучшит имидж каждой
из спорящих сторон. Кроме того, в случае
всплеска эмоций демонстрация одной из
сторон спора названных выше качеств будет
способствовать затуханию волн эмоционального
возбуждения, а следовательно, минимизирует
возможность трансформации спора в свору
рыночных торговок.
Во-вторых, также беспроигрышным тактическим
приемом является внимательное и доброжелательное
отношение к высказываниям противной
стороны. Эффект этого приема можно усилить
с помощью типичных для таких случаев
выражений: «Мне нравится ваша мысль (предложение,
тезис), над ней следует хорошенько подумать»,
«Это свежий взгляд на проблему, неплохо
бы обсудить перспективы, которые он открывает»
и т.п.
В-третьих, инвариант тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Демонстрируя это качество, вы воздействуете на психологический настрой противоположной стороны, заставляя ее быть более «сговорчивой», как бы подготавливая ее к принятию ваших собственных доводов, а в конечном итоге — и вашей точки зрения.
В-четвертых, очень распространен тактический ход, называемый «условное принятие доводов противника». Этот тактический прием позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре. Условно соглашаясь с доводами противника, мы как бы вместе с ним посредством дедукции выводим из его посылок сомнительные следствия, тем самым подводя к нужному окончательному выводу. Таким образом, противник превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения.
Возможна другая вариация тактического
приема «условное принятие доводов противника».
Довольно часто оказывается, что тот или
иной контрдовод соперника совместим
с нашей собственной позицией. В таком
случае отпадает необходимость его опровержения.
Рассматриваемый тактический ход позволяет
избежать траты сил, энергии, времени.
Сосредоточив свое внимание на данной стадии спора, необходимо держать в поле зрения и «поле сражения» в целом. При этом следует вести своеобразную «бухгалтерию»: какие аргументы приняты противником, а какие — отвергнуты, какие контраргументы выдвинуты, а какие еще могут последовать, и т.п. В зависимости от ситуации может возникнуть необходимость «ревизии» своих собственных аргументов, причем некоторые из резервных аргументов могут быть переведены в разряд основных, и наоборот.
Заключение
Стратегия и тактика спора — две стороны одной медали. Не стоит пренебрегать ни одной из них. Как бы хорошо ни были продуманы стратегия или тактика по отдельности, только их взаимная увязка, сплавленность позволят достичь успеха в споре, пусть не абсолютного, но все же успеха.
Таким образом, спор является одним из основных видов речевой коммуникации. С его помощью достигается более глубокое понимание того предмета, по поводу которого происходит общение, более четко обозначаются позиции людей, которые участвуют в данном коммуникативном процессе; кроме того, спор является эффективным средством выработки оптимального решения тех или иных вопросов. В конце концов, спор вносит разнообразие в общение людей, украшает речевые коммуникации, делая их живыми и запоминающимися.
Список литературы
Джордж Р. Т. Деловая этика: В 2-х т./ Пер. с англ. Р.И.Столпера. – М.: Прогресс, 2001.
Кузин Ф. А. Культура
Мирзаян А. Мир этикета. - М., 2000.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под редакцией проф. В. И. Максимова. – М., 2002.
1 Русский язык и культура речи: Учебник / Под редакцией проф. В.И. Максимова. – М., 2002.
2 Русский язык и культура речи: Учебник
/ Под редакцией проф. В.И. Максимова. –
М., 2002.
4 Русский язык и культура речи: Учебник / Под редакцией проф. В.И. Максимова. – М., 2002.
5 Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2002.