Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 18:56, статья

Краткое описание

В своей трудовой деятельности служащие, рабочие, специалисты, а также руководители всех категорий осуществляют свои трудовые права и исполняют обязанности, как правило, в соответствии с требованием закона. Однако встречаются случаи, когда некоторые работники или работодатели нарушают требования законодательства с вытекающим наступлением определенных последствий.

Файлы: 1 файл

Статья - Трудовые споры.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

В своей трудовой деятельности служащие, рабочие, специалисты, а также руководители всех категорий осуществляют свои трудовые права и исполняют обязанности, как правило, в соответствии с требованием закона. Однако встречаются случаи, когда некоторые работники или работодатели нарушают требования законодательства с вытекающим наступлением определенных последствий.

Причины нарушений могут быть различными, такие как незнание или недостаточное знание норм трудового законодательства, либо нежелание отдельных работников считаться с требованием закона. Еще одной немаловажной причиной можно назвать несовершенство правовых норм действующего законодательства, которое проявляется в нечетких формулировках отдельных положений в трудовом законодательстве, либо по – разному их понимают и толкуют.

Когда между работником и работодателем возникают различного рода разногласия по единому и правильному пониманию и применению правовых норм в конкретных трудовых правоотношениях, каждая из сторон имеет право обратиться в компетентный орган для разрешения трудового спора.

При исполнении трудовых обязанностей работник имеет право защищать свои трудовые права, свободы и законные интересы, используя при этом все не запрещенные законом способы и процедуры. Конституцией Российской Федерации (ст. 37) и трудовым законодательством признается право работника на разрешение трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Трудовые споры делятся на:

  • индивидуальные трудовые споры (споры, при которых затрагиваются интересы отдельных работников);
  • коллективные трудовые споры (в таких спорах затронуты интересы всего трудового коллектива, например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора или его части).

В трудовом споре законодатель определяет важный момент, что это неурегулированные разногласия (ст. 381 ТК РФ). Под понятием разногласие понимается отсутствие согласия вследствие несходства во мнениях, взглядах, интересах, а также противоречие, несогласованность слов или мыслей. Таким образом, для устранения разногласий стороны конфликта могут провести взаимные переговоры, а если этим способом разногласия не устранены, то конфликт перерастает в трудовой спор, если одна из сторон, в установленном порядке, специально для разрешения возникшего конфликта, обратится в специальное учреждение (орган), наделенное определенными полномочиями.

Субъектами разногласий в индивидуальных спорах являются работник и работодатель, но следует учесть, что субъектом индивидуального спора может быть гражданин, изъявивший желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, заявляющие требования по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора между работником и работодателем установлен гл. 60 ТК РФ. А порядок разрешения коллективных трудовых споров предусмотрен гл. 61 ТК РФ и носит название «примирительные процедуры», при этом работники имеют право на забастовку. Право на забастовку предоставлено п. 4 ст. 37 Конституции РФ и регламентируется ст. 409 – 415 ТК РФ.

Выбор юрисдикционного органа, способного разрешить конфликт между участниками отношений в сфере труда, во многом зависит от характера спора и его причин.

Природа возникновения и развития трудового спора отражается в следующих стадиях:

  • сначала возникает первопричина спора, это трудовое правонарушение или добросовестное заблуждение по поводу правонарушения;
  • различная оценка сложившейся ситуации сторонами трудового договора, т. е. возникновение разногласий;
  • попытка урегулировать возникшие разногласия самостоятельно путем переговоров или взаимных консультаций, которая не приносит результата. Закон требует обязательного рассмотрения конфликта (разногласий) между сторонами только в отдельных случаях (например, ст. 235 ТК РФ, предусматривающая возмещение работодателем ущерба личному имущества работника);
  • направление заявления о сути разногласий с целью его разрешения в компетентный юрисдикционный орган (именно на этой стадии и возникает трудовой спор);
  • разрешение спора по существу, вынесение решения;
  • возможно обжалование принятого решения (необязательная стадия);
  • исполнение принятого решения.

Спор может быть разрешен комиссией по трудовым спорам (КТС), если разногласия касаются отношений в сфере труда и сторонами являются работник и работодатель. Судебные органы рассматривают все индивидуальные споры, так как ст. 46 Конституции РФ закрепляет право всех граждан на судебную защиту. Также судом может быть установлена незаконность проводимой или объявленной забастовки.

Коллективные споры рассматриваются в порядке примирительных процедур, юрисдикционным органом, в которых выступает примирительная комиссия или посредник. Кроме того, органы надзора и контроля, имеющие право давать обязательные к исполнению предписания, также могут способствовать устранению причин, вызвавших конфликт, т. е., по сути дела, его завершить.

Статья 382 ТК РФ называет органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам и суд. Поэтому разделяются органы, рассматривающие трудовые споры, и органы, которые могут разрешить конфликт между участниками трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Путаница возникает из–за коллизии норм трудового законодательства. Так, например, согласно ст. 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора и по заявлению лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Тогда как ст. 373 ТК РФ практически позволяет рассматривать спор об увольнении в административном порядке. В частности, ч. 3 данной статьи говорит: «Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула».

До 2006 года ст. 3 Трудового кодекса РФ также закрепляла право лиц, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда, обратиться с заявлением о восстановлении нарушенных прав в органы федеральной инспекции труда или в суд. 30 июня 2006 г. Федеральным законом № 90-ФЗ ст. 3 была изменена и в качестве инстанции, защищающей граждан от дискриминации в сфере труда, оставлен только суд. Но, конечно же, отдельные нормы трудового законодательства, определяющие надзорным органам несвойственные им функции по рассмотрению трудовых споров, не следует рассматривать как обязывающие, так как полномочия и компетенция органов надзора определяются специальным законодательством. Поэтому органы надзора могут устранить конфликт только в ходе выполнения своих контрольных функций.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет соответствующие нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-7, 16, 22, 131, 148, 198, 211 Гражданского процессуального кодекса РФ). Большое значение для единого применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Они не являются источниками права, но дают судам руководящие разъяснения по единообразному применению норм трудового законодательства по конкретным делам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы в трудовом праве.

Некоторые несовершенства в трудовом законодательстве не позволяют всесторонне защищать права трудящихся, а также охранять законные интересы сторон правоотношений в сфере труда. Но в тоже время эти пробелы в правовом регулировании несут все же и относительно положительные моменты. Они стимулируют правоприменительную практику в поиске объяснения возникающих проблем и разработке новых путей решения, что способствует постоянному усовершенствованию системы трудового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Законодательные и другие правовые акты

 

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СПС Гарант.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г. N 436-ФЗ) // СПС Гарант.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) // СПС Гарант.

 

 

Книги, учебники, учебные пособия

 

Азаров Г.П. Трудовое право. Конспект лекций. // СПС Гарант, 2008 г.

Буянова М. О. Трудовое право России. Учебное пособие. // под ред.  М. О. Буяновой, - М.: Проспект, 2009 г.

Лебедев В. М. Трудовое право. Учебник. // под ред. В. М. Лебедева. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 г.

 

Электронные ресурсы

 

http://www.labex.ru/page/kom_tk_map_main.html

http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-2/247.htm

http://www.rg.ru/2011/08/09/trud-baza-yurist.html

http://www.juristlib.ru/book_8916.html

http://www.profiz.ru/kr/5_2003/1124


Информация о работе Трудовые споры