Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:57, реферат
Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова.
ВВЕДЕНИЕ 2 ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ 3 СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ 3 ТОЧНОСТЬ РЕЧИ 3ПОНЯТНОСТЬ РЕЧИ 5 ЧИСТОТА РЕЧИ 8 ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ 8 БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ 10ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Не нужно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то мож¬но свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует раскрыть, объяснить каждое необщеупотребительное слово. Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как пра¬вило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы упот¬ребления могут быть введены в речь только
с определенной целью, например в качестве выразительных средств, подчеркивающих отно¬шение говорящего, но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конк¬ретном случае. Особого внимания требует использование еще одной значитель¬ной группы слов ограниченной сферы употребления — терминоло¬гической лексики. Термины — это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, тех¬ники, искусства, общественной жизни
и т. п. Напомним, что поня¬тие — это мысль об общих существенных свойствах, связях и отно¬шениях предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания. Роль терминов в науке велика. Установлено, например, что пред¬ставление об инерции уже было известно
предшественникам Галилея. Но только с того момента, когда Галилей дал этому явлению название инерция, было уточнено само представление об инерции и понятие вошло в научный оборот. В целом ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему все вели¬кие ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научной терминологии. Немалый вклад в становление российской терминологии внес
М. В. Ломоносов. Ему принадлежат названия: северное сияние, зем¬ная ось, воздушный насос, удельный вес и др. Фиксируя время рождения того или иного термина, можно судить о развитии науки, ее проблематике, объектах исследования, о появ¬лении новых научных направлений. Вполне естественно, что термины довольно часто встречаются в речи людей разной специальности: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др.
Однако не все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны ли терми¬ны слушателям, не учитывают особенности восприятия семантики слова в звучащей речи. Различие в понимании содержания слов у от¬правителя и получателя снижает эффективность восприятия. В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как сле¬дует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения
слов. Их используют лексикографы, состав¬ляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; полити¬ки, дипломаты, юристы толкуя смысл документов, законов. Приема¬ми объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в по¬вышении ее культуры. Логическое определение. Ученикам одного класса предложили написать, что означает слово стол.
Приведем некоторые ответы: «Стол — неотъемлемая часть быта, общественных и других учреждений»; «плоскость различных форм, которая служит для удовлет¬ворения удобств человека в работе»; «вещь, удовлетворяющая одну из человеческих потребностей»; «предмет постоянного пользования». Обратите внимание: толкования учащихся слишком общие, под их определения можно подвести другие слова. Например, «предмет постоянного пользования» — это может быть стул, тарелка, книга, мыло, полотенце
и многое другое. А теперь сравните ответы учащихся со словарной статьей в толковом словаре: «Стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на который кладут или ставят что-либо». Объяснение значения слова стол в толковом словаре относится к логическому определению, т. е. определению понятия через бли¬жайший род и видовое отличие. Логическое определение считается наиболее рациональным
способом толкования научных терминов. Рассмотрим, как строится логическое определение. Возьмем, к примеру, определения двух понятий: логика — наука о законах и формах правильного мышления; педагогика — наука о воспитании, образовании и обучении. Прежде всего называется род определяемого понятия, т. е. дается ответ на вопрос «что это та¬кое?» — наука. Затем указываются признаки видового понятия это¬го же рода — «о законах и формах правильного
мышления (логика»; «о воспитании, образовании и обучении» (педагогика)». Достоинство логического определения состоит в том, что перечисляются не все, а только отличительные видовые признаки определяемого понятия. Подбор синонимов. Распространенным является синонимический способ, т. е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Например, конфронтация — противопо¬ставление, противоборство (социальных
систем, идейно-политических
принципов и др.), столкновение; агрессивный
— наступательно захват¬
Так, общественно-политический термин конформизм толкуется как «приспособленчество, пассивное принятие соответ¬ствующего порядка вещей, господствующих мыслей и т. д. » и далее подчеркивается, что конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образ¬цу, обладающему наибольшей силой (мнение большинства, признан¬ный авторитет, традиция и т. п.). Этимология помогает объяснить слова. Объяснением происхож¬дения слов занимается специальная область
науки о языке — этимо¬логия. Обращение к ней позволяет глубже понять сущность исполь¬зуемых слов, их точный смысл, границы применения. Недаром сам термин происходит от греческих слов: etymon - истинный, верный и logos - смысл, значение. Таким образом, этимология учит пас понимать истинный смысл слова, уточняет его. Наука эта не только устанав¬ливает исходное значение слова, его первоначальный смысл, но и исследует историю его применения, причины изменений, которые оно претерпело.
Возьмем для примера слово джинсы. Когда оно возникло? Что обозначало? Когда пришло в русский язык? История слова такова. В XVI в. в Европе появился особый вид генуэзской бумазеи — хлоп¬чатая саржа диагонального переплетения. Название материала jean образовалось от топонима Генуя (Genua по-латински). Из этой тка¬ни в Сан-Франциско в 1850 г. стали шить брюки особого покроя, ко¬торые назвали jeans —
«штаны». Это форма множественного числа от jean. В XX в. такого покроя брюки попали в Россию, а их назва¬ние в русском языке несколько изменилось, приобретя русское окон¬чание множественного числа -ы — джинсы (по типу штаны, брюки). Чистота речи Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного
их употреб¬ления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «люби¬мые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, види¬те ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой на¬грузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от со¬держания высказывания. Кроме того, лишние слова психологичес¬ки действуют
на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, под¬бирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бед¬ность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
Выразительность речи Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызы¬вать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание на¬зывать ее выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями,
и будет называться выразительной. .Типология выразительности пока, к сожалению, от¬сутствует. Пока можно высказать лишь некоторые со¬ображения, достаточно осторожные, о ее основаниях. Одно из оснований — ситуация общения. Вырази¬тельность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная.
По-видимому, справедливо следующее общее сооб¬ражение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне. Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное
мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности. Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке.
Вот почему желательно
широкое лингвистическое
окрашенными. Эта окрашенность
предоставляет очень большие
возможности авторам речи и в
усилении речевой выразительности.
Пятое условие —
и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, сканди¬рование речи Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного обно¬вления в речи принципов, способов, признаков объеди¬нения в пределах целого
текста слов, взятых из раз¬личных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и пси¬хологических особенностей работы его мысли и созна¬ния в целом.
А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в слово¬сочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать
у автора речи и читателя или двух читателей с различным жиз¬ненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типо¬логия эпитетов — по степени их близости к значению слова-определения и ассоциативной удаленности от него Метафора — это словосочетание, имеющее семан¬тику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора — не слово в словаре, а сочета¬ние слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену.
Можно вколачивать мысли в голову — возникает ме¬тафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью такого отгадывания И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое,
тем выразительнее, оче¬видно, сама метафора. Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее ме¬сто в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма. Богатство и разнообразие речи Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего