Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:57, реферат
Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова.
ВВЕДЕНИЕ 2 ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ 3 СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ 3 ТОЧНОСТЬ РЕЧИ 3ПОНЯТНОСТЬ РЕЧИ 5 ЧИСТОТА РЕЧИ 8 ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ 8 БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ 10ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обрабо¬танных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, га кие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны язы¬ка создают его положительные качества? Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря.
Лексическое богатство русского языка отражено в различных лин¬гвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и рус¬ского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского язы¬ка» — около 90 тыс. слов. Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно.
Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7—9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11—13 тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих масте¬ров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе по¬вторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза.
Это свидетель¬ствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писате¬лей и поэтов: Есенин — 18890 слов, Сервантес — около 17 тыс. слов, Шекспир — около 15 тыс. слов (по другим источникам — около 20 тыс.), Гоголь — около 10 тыс. слов. А у некото¬рых людей запас слов бывает чрезвычайно беден.
Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы вы¬ражать свои мысли четко и ясно.
Важно постоянно заботиться
о расширении этого запаса, стараться
использовать богатства родного
языка. Богатство языка определяется
и смысловой насыщенностью сло¬
Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Особый интерес вызывают случаи, когда пишущий, употребляя слово, учитывает два его значения и это оговаривает, подчеркивает, заинтриговывая читателя, заставляя его задуматься над дальнейшим содержанием текста. Как объяснить, о чем пишут авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смыс¬ле», «Правитель отгородился от своего народа и в переносном и в прямом смысле», «Первыми сделали
попытку прикарманить флаг крайне правые. Прикарманивать не только в переносном смысле, но и в прямом». Что же могло потрясти Лондон в прямом и переносном смысле? Оказывается рухнул один из небоскребов. Как мог правитель отго¬родиться от народа в прямом смысле? Он «забаррикадировал свою резиденцию словно крепость». В толковых словарях русского языка у слова прикарманить отмечается только одно переносное значе¬ние
— «завладеть чем-либо чужим, присвоить». Другого значения слово не имеет. Как же может партия прикарманить флаг в прямом значении? Последующий текст разрешает недоумение. Оказывает¬ся, члены партии носят в нагрудных карманах своих сюртуков плат¬ки из звездно-полосатой ткани. Автор расширил смысловой объем слова, придал ему новое значение, вполне мотивированное его сло¬вообразовательной структурой.
Каждый, кто заинтересован
в совершенствовании своей
яв¬ления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают из¬бегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо переда¬ется словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), про¬рва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (фла¬гов), лес (труб).
Все приведенные слова, за исключением слова много, создают образное представление о большом количестве. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией. Так, слова блаженство, роскошный, великолеп¬ный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную эк¬спрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характе¬ризуются отрицательной экспрессией. Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамма¬тический
строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В от¬личие от категории времени, которая указывает на отношение дей¬ствия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать — прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершен¬ный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.
Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь п<- вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд 'in человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может и.шолновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания. Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспри¬нимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях,
низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли. Заключение Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной
внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек соответствующий следующим
условиям: самостоятельность
мышления; неравнодушие; хорошее знание
языка, его выразительных
актуализацией его
семантики. Актуализация семантики
слова в поэзии обычно связана
с тем, что можно назвать
Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы. Список использованной литературы 1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М 1990 2. Введенская Л. А Павлова Л. Г. Деловая риторика Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001 3. Введенская Л. А
Павлова Л. Г Культура и искусство речи. Современная риторика Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996 4. Зарецкая Е, Н, Логика речи для менеджера. – М 1996 5. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М 1998 6. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. –
М 1999 7. Сопер П. – Основы
искусства речи. – М 1992