Формы использования пословиц 
и поговорок в авторской речи Мамина-Сибиряка 
не однородны. Они определяются конкретной 
потребностью художественного замысла.
 
Заключение
 
Изучение творческих связей 
Мамина-Сибиряка – талантливого писателя 
с фольклором представляет для нас особый 
интерес. На протяжении многих лет Мамин-Сибиряк 
в своем творчестве широко использовал 
разнообразные художественные образы 
и мотивы старинного русского народного 
творчества, бытовавшего на уральских 
заводах и поселениях.
В своих очерках, рассказах, 
повестях и романах он запечатлел ряд 
типических средств поэтического мастерства 
горнорабочих.
Писатель рассматривает 
пословицы:
  - как источник познания социальных 
  воззрений народа;
 
  - как средство отражения типических 
  явлений современной ему действительности;
 
  - как возможность раскрыть общественно-исторический 
  смысл целого ряда уральских пословиц 
  и поговорок, отразивших процесс заселения 
  края;
 
  - как средство воссоздания социального 
  положения заводчиков и их взаимоотношений 
  с угнетённой горнозаводской массой («Сибирь 
  – золотое дно», «Нас всех Ермак оглоблей 
  крестил», «От золота жить пошёл»).
 
Д. Н. Мамин-Сибиряк использует 
не только те изречения, которые были им 
собраны в народной среде, но и те, которые 
писатель почерпнул в различных книжных 
источниках (В.И. Даля, Курганова, Д. Александрова, 
П. Некрасова, Г. Олесова, Ф. Панаева и др.).
Цель использования 
пословиц:
1. Автор не только выражает 
в произведениях своё личное отношение, 
оценку жизненных явлений, но и может перейти 
к рассказу о раздумьях и чувствах персонажей: 
«Одним словом, Крохалёнок оказался 
отчаянной башкой, которому везде было по колено море и 
всё трын-трава»(стр. 38)
2. Мамину-Сибиряку характерен 
пословичный характер суждений – как 
своих, так и действующих лиц – в авторской 
речи:
«В каждом деле Вершинин, прежде 
всего, помнил золотую пословицу, что своя рубашка к телу 
ближе…». (стр. 75)
3. Выражение характера действий 
различных персонажей:
«Дела у Кишкина шли ни шатко ни валко»(стр. 
156).
4. Подчеркивание внешней особенности 
персонажей помогают создать реалистические 
характеристики действующих лиц: «Одним 
словом, уродился Никашка ни в мать, ни в отца, 
а в проезжего молодца». (стр. 120)
5. Раскрытие социально психологических 
особенностей действующих лиц, описание 
душевного состояния героев в определённый 
момент:
«Сильно она похудела за последнее 
время, постарела и поседела: горе-то одного рака 
красит». (стр. 82)
Таким образом, можно сделать 
вывод, что колоссальный запас пословиц, 
и поговорок, воспринятых Маминым-Сибиряком 
в народном быту, среди различных общественных 
слоёв, дал писателю возможность обогатить 
русскую литературу. 
Неутомимая разработка Маминым-Сибиряком 
на протяжении трёх десятилетий устной 
поэзии является ярким выражением той 
глубокой и кровной связи с народом, которая, 
по словам Горького,  дала «красоту 
и силу ему».
Писатель «воистину русский», 
Мамин-Сибиряк проник в самые тайники 
народного творческого духа. Он широко 
обозначил  проблему общественного 
значения пословиц и поговорок и  широко 
использовал их в своих произведениях. 
В этой области он прокладывал новые пути, 
и его опыт работы над устным творчеством 
рабочих Урала – замечательная страница 
в истории русской литературы и фольклористики.
Творческое наследие Мамина-Сибиряка 
дорого всем русским людям и особенно 
уральским. Они черпают в нём идеи беззаветной 
любви к Родине и народу, идеи гуманизма. 
Они видят в нём воплощение ярких  и 
самобытных творческих сил наших земляков.
Изучение их тесно связано с 
вопросами культуры речи и речевого мастерства. 
Она помогает сделать речь образной и 
выразительной, не только более сжатой, 
но  и более меткой, действенной и доходчивой.
Изучая пословицы и поговорки 
в школе, мы знакомимся с культурой речи 
уральцев, обогащаем свою речь  образцами 
народно-авторского речевого творчества
 
 
Список использованной 
литературы
 
 
1.  Дергачев, И.А. Д.Н.Мамин 
– Сибиряк. Личность. Творчество. Критико-биографический 
очерк.– Свердловск: Средне-Уральское 
книжное изд-во, 1981. – 336с.
2. Кремянская, Н.И. Д.Н Мамин 
- Сибиряк  как детский писатель. Свердл. 
Обл.     Госуд.  изд-во,1952. 
–234 с.
3.  Мамин-Сибиряк, Д.Н. «Хлеб».  
– Свердловск: Уральская детская библиотека, 
1978. –175с.
4.  Мамин-Сибиряк Д.Н. в воспоминаниях 
современников. – Свердловск: Средне-Уральское 
книжное изд-во,1962. –  454с.
5. Стариков, В. Жить тысячью 
жизней. Свердловск. – Средн. -Урал. Кн. 
изд-во,1986. – 478 с.   
6. Фомина, Н.В., Бакина, М.А. Фразеология 
современного русского языка: Учебное 
пособие. – М.: Унив. др. нар., 1985. – 218 с.
7. Шанский, Н.М. Лексика и фразеология 
русского языка. – М.: Просвещение, 1975. 
–286 с.
8. Литература Урала. Очерки 
и портреты: Книга для учителей / Под ред. 
Е.К. Созиной, Н.Л. Лейдермана.  – Екатеринбург, 
Изд-во Дома учителя, 1998. – 692с. 
 
 
Приложение 
Список пословиц 
и поговорок, 
использованных в романе Д. 
Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»
  - Берёшь колхоз, получишь хлебы 
  воз.
 
  - Ученье – свет, а неученье – тьма. 
 
  - Волков бояться – в лес не ходить. 
 
  - Чем бы дитя ни тешилось, лишь 
  бы не плакало.
 
  - Горбатого могила исправит.
 
  - Нет дыма без огня. 
 
  - Ни пава, ни ворона. 
 
  - Не в коня корм. 
 
  - Сухая ложка рот дерёт.
 
  -  Деньги – дело наживное.
 
  -  Коса – девичья краса.
 
  -  Что посеешь, то и пожнешь.
 
  -  Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко.
 
  -  В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
 
  -  Кручиной моря не переехать.
 
  -  У горькой беды нет сладкой еды.
 
  -  Ветры кручины не размыкают. 
 
  -  Счастье на мосту с чашкой.
 
  -  Вали кулём, потом разберем.
 
  -  Глянет – рублём подарит.
 
  -  Семь верст до небес и все лесом.
 
  -  Руси есть веселие пити, не можем без того быти.
 
  -  Добрыня крестил мечом, Путята – огнём.
 
  -  В те поры холопу время, когда господину безвременье.
 
  -  Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
 
  -  Своя земля и в горести мила.
 
  - Лучше меньше, да лучше.
 
  -  Лучше поздно, чем никогда.
 
  -  Соловья баснями не кормят.
 
  -  Мягко стелет, да жёстко спать.
 
  -  Владеют городом, а помирают голодом.
 
  -  Суди на волка, суди и по волку.
 
  - Лупи яичко – не сказывай, облупил – не показывай.
 
  -  Ложкой кормишь, а стеблем глаза капаешь.
 
  -  Чужими руками жар загребать.
 
  -  Бит не битого несёт.
 
  -  Уговор на берегу.
 
  -  От сумы до тюрьмы не отказывайся.
 
  -  Комар носу не подточит.
 
  -  У хлеба не без крох.
 
  -  Моя хата с краю.
 
  -  Ваш воз, ваша и песенка.
 
  -  Не мой воз – не моя и песенка.
 
  -  И вор Богу молится.
 
  -  Бог – то Бог, да и сам не будь плох.
 
  -  Попа и в рогоже узнаешь.
 
  -  Большому кораблю - большое и плавание.
 
  -  Из молодых, да ранний.
 
  -  Старый конь борозды не испортит.
 
  -  Яйца курицу не учат.
 
  -  Не левою ногой сморкаешься.
 
  -  Не в угол рожей.
 
  -  Два сапога пара.
 
  -  За битого двух не битых дают.
 
  -  В чужом глазу сучок видим, а в своём брёвна не замечаем.
 
  -  Не к шубе рукав.
 
  -  Сама большая, сама маленькая.
 
  -  Не всякое лыко в строку.
 
  -  Каждый по-своему с ума сходит.
 
  -  У хорошего мужа и жена хороша.
 
  -  Силой милому не быть.
 
  -  Хороша дочь Аннушка, хвалит мать да бабушка.
 
  -  Незваный гость хуже татарина.
 
  -  Милости просить через забор шляпой щей хлебай.
 
  -  Свату первая чарка и первая палка.
 
  -  Большая родня – троюродная наплевать.
 
  -  Утро вечера мудренее.
 
  -  Что посеешь, то и пожнёшь.
 
  -  Лес рубят – щепки летят.
 
  -  Это ещё цветочки, а ягодки впереди.
 
  -  Будет день – будет и хлеб.
 
  -  Хлебцем вместе, а табачком врозь.
 
  -  В тесноте, да не в обиде.
 
  -  Беда не приходит одна.
 
  -  Семь бед один ответ.
 
  -  Хлеб за брюхом не ходит.
 
  -  Голод в мир гнал.
 
  -  Волка ноги кормят.
 
  -  Нога за ногу задевает.
 
  -  Муж пьёт – крыша горит, а жена запила – весь дом.
 
  -  Хлебцем вместе, а табачком врозь.
 
  -  Беда не приходит одна.
 
  -  Семь бед – один ответ.
 
  -  Голод в мир гнал.
 
  -  Хлеб за брюхом не ходит.
 
  -  И пёс перед хлебом смиряется.
 
  -  Будет день, будет хлеб.
 
  -  Милости просим через забор шляпой щей хлебать.
 
  -  Свату первая чарка и первая палка.
 
  -  Большая родня – троюродные наплевать.
 
  -  Суженого конём не объедешь.
 
  - Язык что ботало: по грохоту 
  зудит.