Формы использования пословиц
и поговорок в авторской речи Мамина-Сибиряка
не однородны. Они определяются конкретной
потребностью художественного замысла.
Заключение
Изучение творческих связей
Мамина-Сибиряка – талантливого писателя
с фольклором представляет для нас особый
интерес. На протяжении многих лет Мамин-Сибиряк
в своем творчестве широко использовал
разнообразные художественные образы
и мотивы старинного русского народного
творчества, бытовавшего на уральских
заводах и поселениях.
В своих очерках, рассказах,
повестях и романах он запечатлел ряд
типических средств поэтического мастерства
горнорабочих.
Писатель рассматривает
пословицы:
- как источник познания социальных
воззрений народа;
- как средство отражения типических
явлений современной ему действительности;
- как возможность раскрыть общественно-исторический
смысл целого ряда уральских пословиц
и поговорок, отразивших процесс заселения
края;
- как средство воссоздания социального
положения заводчиков и их взаимоотношений
с угнетённой горнозаводской массой («Сибирь
– золотое дно», «Нас всех Ермак оглоблей
крестил», «От золота жить пошёл»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк использует
не только те изречения, которые были им
собраны в народной среде, но и те, которые
писатель почерпнул в различных книжных
источниках (В.И. Даля, Курганова, Д. Александрова,
П. Некрасова, Г. Олесова, Ф. Панаева и др.).
Цель использования
пословиц:
1. Автор не только выражает
в произведениях своё личное отношение,
оценку жизненных явлений, но и может перейти
к рассказу о раздумьях и чувствах персонажей:
«Одним словом, Крохалёнок оказался
отчаянной башкой, которому везде было по колено море и
всё трын-трава»(стр. 38)
2. Мамину-Сибиряку характерен
пословичный характер суждений – как
своих, так и действующих лиц – в авторской
речи:
«В каждом деле Вершинин, прежде
всего, помнил золотую пословицу, что своя рубашка к телу
ближе…». (стр. 75)
3. Выражение характера действий
различных персонажей:
«Дела у Кишкина шли ни шатко ни валко»(стр.
156).
4. Подчеркивание внешней особенности
персонажей помогают создать реалистические
характеристики действующих лиц: «Одним
словом, уродился Никашка ни в мать, ни в отца,
а в проезжего молодца». (стр. 120)
5. Раскрытие социально психологических
особенностей действующих лиц, описание
душевного состояния героев в определённый
момент:
«Сильно она похудела за последнее
время, постарела и поседела: горе-то одного рака
красит». (стр. 82)
Таким образом, можно сделать
вывод, что колоссальный запас пословиц,
и поговорок, воспринятых Маминым-Сибиряком
в народном быту, среди различных общественных
слоёв, дал писателю возможность обогатить
русскую литературу.
Неутомимая разработка Маминым-Сибиряком
на протяжении трёх десятилетий устной
поэзии является ярким выражением той
глубокой и кровной связи с народом, которая,
по словам Горького, дала «красоту
и силу ему».
Писатель «воистину русский»,
Мамин-Сибиряк проник в самые тайники
народного творческого духа. Он широко
обозначил проблему общественного
значения пословиц и поговорок и широко
использовал их в своих произведениях.
В этой области он прокладывал новые пути,
и его опыт работы над устным творчеством
рабочих Урала – замечательная страница
в истории русской литературы и фольклористики.
Творческое наследие Мамина-Сибиряка
дорого всем русским людям и особенно
уральским. Они черпают в нём идеи беззаветной
любви к Родине и народу, идеи гуманизма.
Они видят в нём воплощение ярких и
самобытных творческих сил наших земляков.
Изучение их тесно связано с
вопросами культуры речи и речевого мастерства.
Она помогает сделать речь образной и
выразительной, не только более сжатой,
но и более меткой, действенной и доходчивой.
Изучая пословицы и поговорки
в школе, мы знакомимся с культурой речи
уральцев, обогащаем свою речь образцами
народно-авторского речевого творчества
Список использованной
литературы
1. Дергачев, И.А. Д.Н.Мамин
– Сибиряк. Личность. Творчество. Критико-биографический
очерк.– Свердловск: Средне-Уральское
книжное изд-во, 1981. – 336с.
2. Кремянская, Н.И. Д.Н Мамин
- Сибиряк как детский писатель. Свердл.
Обл. Госуд. изд-во,1952.
–234 с.
3. Мамин-Сибиряк, Д.Н. «Хлеб».
– Свердловск: Уральская детская библиотека,
1978. –175с.
4. Мамин-Сибиряк Д.Н. в воспоминаниях
современников. – Свердловск: Средне-Уральское
книжное изд-во,1962. – 454с.
5. Стариков, В. Жить тысячью
жизней. Свердловск. – Средн. -Урал. Кн.
изд-во,1986. – 478 с.
6. Фомина, Н.В., Бакина, М.А. Фразеология
современного русского языка: Учебное
пособие. – М.: Унив. др. нар., 1985. – 218 с.
7. Шанский, Н.М. Лексика и фразеология
русского языка. – М.: Просвещение, 1975.
–286 с.
8. Литература Урала. Очерки
и портреты: Книга для учителей / Под ред.
Е.К. Созиной, Н.Л. Лейдермана. – Екатеринбург,
Изд-во Дома учителя, 1998. – 692с.
Приложение
Список пословиц
и поговорок,
использованных в романе Д.
Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»
- Берёшь колхоз, получишь хлебы
воз.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь
бы не плакало.
- Горбатого могила исправит.
- Нет дыма без огня.
- Ни пава, ни ворона.
- Не в коня корм.
- Сухая ложка рот дерёт.
- Деньги – дело наживное.
- Коса – девичья краса.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Кручиной моря не переехать.
- У горькой беды нет сладкой еды.
- Ветры кручины не размыкают.
- Счастье на мосту с чашкой.
- Вали кулём, потом разберем.
- Глянет – рублём подарит.
- Семь верст до небес и все лесом.
- Руси есть веселие пити, не можем без того быти.
- Добрыня крестил мечом, Путята – огнём.
- В те поры холопу время, когда господину безвременье.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Своя земля и в горести мила.
- Лучше меньше, да лучше.
- Лучше поздно, чем никогда.
- Соловья баснями не кормят.
- Мягко стелет, да жёстко спать.
- Владеют городом, а помирают голодом.
- Суди на волка, суди и по волку.
- Лупи яичко – не сказывай, облупил – не показывай.
- Ложкой кормишь, а стеблем глаза капаешь.
- Чужими руками жар загребать.
- Бит не битого несёт.
- Уговор на берегу.
- От сумы до тюрьмы не отказывайся.
- Комар носу не подточит.
- У хлеба не без крох.
- Моя хата с краю.
- Ваш воз, ваша и песенка.
- Не мой воз – не моя и песенка.
- И вор Богу молится.
- Бог – то Бог, да и сам не будь плох.
- Попа и в рогоже узнаешь.
- Большому кораблю - большое и плавание.
- Из молодых, да ранний.
- Старый конь борозды не испортит.
- Яйца курицу не учат.
- Не левою ногой сморкаешься.
- Не в угол рожей.
- Два сапога пара.
- За битого двух не битых дают.
- В чужом глазу сучок видим, а в своём брёвна не замечаем.
- Не к шубе рукав.
- Сама большая, сама маленькая.
- Не всякое лыко в строку.
- Каждый по-своему с ума сходит.
- У хорошего мужа и жена хороша.
- Силой милому не быть.
- Хороша дочь Аннушка, хвалит мать да бабушка.
- Незваный гость хуже татарина.
- Милости просить через забор шляпой щей хлебай.
- Свату первая чарка и первая палка.
- Большая родня – троюродная наплевать.
- Утро вечера мудренее.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Лес рубят – щепки летят.
- Это ещё цветочки, а ягодки впереди.
- Будет день – будет и хлеб.
- Хлебцем вместе, а табачком врозь.
- В тесноте, да не в обиде.
- Беда не приходит одна.
- Семь бед один ответ.
- Хлеб за брюхом не ходит.
- Голод в мир гнал.
- Волка ноги кормят.
- Нога за ногу задевает.
- Муж пьёт – крыша горит, а жена запила – весь дом.
- Хлебцем вместе, а табачком врозь.
- Беда не приходит одна.
- Семь бед – один ответ.
- Голод в мир гнал.
- Хлеб за брюхом не ходит.
- И пёс перед хлебом смиряется.
- Будет день, будет хлеб.
- Милости просим через забор шляпой щей хлебать.
- Свату первая чарка и первая палка.
- Большая родня – троюродные наплевать.
- Суженого конём не объедешь.
- Язык что ботало: по грохоту
зудит.