Использование пословиц и поговорок в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 16:50, реферат

Краткое описание

Цель проекта: рассмотреть особенности использования пословиц и поговорок в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»
Задачи проекта:
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
раскрыть сущность пословиц и пословичных единиц;
теоретически осмыслить использование пословиц в литературе;
дать толкование пословицам в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Оглавление

Введение.
3
Глава I.

Творчество Д.Н. Мамина - Сибиряка в оценке писателей - современников и литературоведов.

5
Теоретическая часть.

Значимость пословиц и поговорок как языковых образно-выразительных средств.
8
Как рождаются пословицы?
8
Сходства и различия пословиц и поговорок.
10
Предмет изображения в пословицах и поговорках.
12
Назначение пословиц и поговорок.
13
Глава II.

Практическая часть.

2.1. Фольклор в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.
14
2.2. Тематика пословичных выражений в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб».
15
Исследовательская часть.

2.3. Приёмы использования Д.Н. Маминым-Сибиряком пословиц и поговорок в романе «Хлеб».
23
Заключение.
25
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 89.57 Кб (Скачать)

Формы использования пословиц и поговорок в авторской речи Мамина-Сибиряка не однородны. Они определяются конкретной потребностью художественного замысла.

 

Заключение

 

Изучение творческих связей Мамина-Сибиряка – талантливого писателя с фольклором представляет для нас особый интерес. На протяжении многих лет Мамин-Сибиряк в своем творчестве широко использовал разнообразные художественные образы и мотивы старинного русского народного творчества, бытовавшего на уральских заводах и поселениях.

В своих очерках, рассказах, повестях и романах он запечатлел ряд типических средств поэтического мастерства горнорабочих.

Писатель рассматривает пословицы:

  • как источник познания социальных воззрений народа;
  • как средство отражения типических явлений современной ему действительности;
  • как возможность раскрыть общественно-исторический смысл целого ряда уральских пословиц и поговорок, отразивших процесс заселения края;
  • как средство воссоздания социального положения заводчиков и их взаимоотношений с угнетённой горнозаводской массой («Сибирь – золотое дно», «Нас всех Ермак оглоблей крестил», «От золота жить пошёл»).

Д. Н. Мамин-Сибиряк использует не только те изречения, которые были им собраны в народной среде, но и те, которые писатель почерпнул в различных книжных источниках (В.И. Даля, Курганова, Д. Александрова, П. Некрасова, Г. Олесова, Ф. Панаева и др.).

Цель использования пословиц:

1. Автор не только выражает в произведениях своё личное отношение, оценку жизненных явлений, но и может перейти к рассказу о раздумьях и чувствах персонажей:

«Одним словом, Крохалёнок оказался отчаянной башкой, которому везде было по колено море и всё трын-трава»(стр. 38)

2. Мамину-Сибиряку характерен пословичный характер суждений – как своих, так и действующих лиц – в авторской речи:

«В каждом деле Вершинин, прежде всего, помнил золотую пословицу, что своя рубашка к телу ближе…». (стр. 75)

3. Выражение характера действий различных персонажей:

«Дела у Кишкина шли ни шатко ни валко»(стр. 156).

4. Подчеркивание внешней особенности персонажей помогают создать реалистические характеристики действующих лиц: «Одним словом, уродился Никашка ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». (стр. 120)

5. Раскрытие социально психологических особенностей действующих лиц, описание душевного состояния героев в определённый момент:

«Сильно она похудела за последнее время, постарела и поседела: горе-то одного рака красит». (стр. 82)

Таким образом, можно сделать вывод, что колоссальный запас пословиц, и поговорок, воспринятых Маминым-Сибиряком в народном быту, среди различных общественных слоёв, дал писателю возможность обогатить русскую литературу.

Неутомимая разработка Маминым-Сибиряком на протяжении трёх десятилетий устной поэзии является ярким выражением той глубокой и кровной связи с народом, которая, по словам Горького,  дала «красоту и силу ему».

Писатель «воистину русский», Мамин-Сибиряк проник в самые тайники народного творческого духа. Он широко обозначил  проблему общественного значения пословиц и поговорок и широко использовал их в своих произведениях. В этой области он прокладывал новые пути, и его опыт работы над устным творчеством рабочих Урала – замечательная страница в истории русской литературы и фольклористики.

Творческое наследие Мамина-Сибиряка дорого всем русским людям и особенно уральским. Они черпают в нём идеи беззаветной любви к Родине и народу, идеи гуманизма. Они видят в нём воплощение ярких  и самобытных творческих сил наших земляков.

Изучение их тесно связано с вопросами культуры речи и речевого мастерства. Она помогает сделать речь образной и выразительной, не только более сжатой, но  и более меткой, действенной и доходчивой.

Изучая пословицы и поговорки в школе, мы знакомимся с культурой речи уральцев, обогащаем свою речь  образцами народно-авторского речевого творчества

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.  Дергачев, И.А. Д.Н.Мамин – Сибиряк. Личность. Творчество. Критико-биографический очерк.– Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1981. – 336с.

2. Кремянская, Н.И. Д.Н Мамин - Сибиряк  как детский писатель. Свердл. Обл.     Госуд.  изд-во,1952. –234 с.

3.  Мамин-Сибиряк, Д.Н. «Хлеб».  – Свердловск: Уральская детская библиотека, 1978. –175с.

4.  Мамин-Сибиряк Д.Н. в воспоминаниях современников. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во,1962. – 454с.

5. Стариков, В. Жить тысячью жизней. Свердловск. – Средн. -Урал. Кн. изд-во,1986. – 478 с.  

6. Фомина, Н.В., Бакина, М.А. Фразеология современного русского языка: Учебное пособие. – М.: Унив. др. нар., 1985. – 218 с.

7. Шанский, Н.М. Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1975. –286 с.

8. Литература Урала. Очерки и портреты: Книга для учителей / Под ред. Е.К. Созиной, Н.Л. Лейдермана.  – Екатеринбург, Изд-во Дома учителя, 1998. – 692с.

 

 

Приложение

Список пословиц и поговорок,

использованных в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»

    1. Берёшь колхоз, получишь хлебы воз.
    2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
    3. Волков бояться – в лес не ходить.
    4. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
    5. Горбатого могила исправит.
    6. Нет дыма без огня.
    7. Ни пава, ни ворона. 
    8. Не в коня корм.
    9. Сухая ложка рот дерёт.
    10. Деньги – дело наживное.
    11. Коса – девичья краса.
    12. Что посеешь, то и пожнешь.
    13. Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко.
    14. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
    15. Кручиной моря не переехать.
    16. У горькой беды нет сладкой еды.
    17. Ветры кручины не размыкают.
    18. Счастье на мосту с чашкой.
    19. Вали кулём, потом разберем.
    20. Глянет – рублём подарит.
    21. Семь верст до небес и все лесом.
    22. Руси есть веселие пити, не можем без того быти.
    23. Добрыня крестил мечом, Путята – огнём.
    24. В те поры холопу время, когда господину безвременье.
    25. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
    26. Своя земля и в горести мила.
    27. Лучше меньше, да лучше.
    28. Лучше поздно, чем никогда.
    29. Соловья баснями не кормят.
    30. Мягко стелет, да жёстко спать.
    31. Владеют городом, а помирают голодом.
    32. Суди на волка, суди и по волку.
    33. Лупи яичко – не сказывай, облупил – не показывай.
    34. Ложкой кормишь, а стеблем глаза капаешь.
    35. Чужими руками жар загребать.
    36. Бит не битого несёт.
    37. Уговор на берегу.
    38. От сумы до тюрьмы не отказывайся.
    39. Комар носу не подточит.
    40. У хлеба не без крох.
    41. Моя хата с краю.
    42. Ваш воз, ваша и песенка.
    43. Не мой воз – не моя и песенка.
    44. И вор Богу молится.
    45. Бог – то Бог, да и сам не будь плох.
    46. Попа и в рогоже узнаешь.
    47. Большому кораблю - большое и плавание.
    48. Из молодых, да ранний.
    49. Старый конь борозды не испортит.
    50. Яйца курицу не учат.
    51. Не левою ногой сморкаешься.
    52. Не в угол рожей.
    53. Два сапога пара.
    54. За битого двух не битых дают.
    55. В чужом глазу сучок видим, а в своём брёвна не замечаем.
    56. Не к шубе рукав.
    57. Сама большая, сама маленькая.
    58. Не всякое лыко в строку.
    59. Каждый по-своему с ума сходит.
    60. У хорошего мужа и жена хороша.
    61. Силой милому не быть.
    62. Хороша дочь Аннушка, хвалит мать да бабушка.
    63. Незваный гость хуже татарина.
    64. Милости просить через забор шляпой щей хлебай.
    65. Свату первая чарка и первая палка.
    66. Большая родня – троюродная наплевать.
    67. Утро вечера мудренее.
    68. Что посеешь, то и пожнёшь.
    69. Лес рубят – щепки летят.
    70. Это ещё цветочки, а ягодки впереди.
    71. Будет день – будет и хлеб.
    72. Хлебцем вместе, а табачком врозь.
    73. В тесноте, да не в обиде.
    74. Беда не приходит одна.
    75. Семь бед один ответ.
    76. Хлеб за брюхом не ходит.
    77. Голод в мир гнал.
    78. Волка ноги кормят.
    79. Нога за ногу задевает.
    80. Муж пьёт – крыша горит, а жена запила – весь дом.
    81. Хлебцем вместе, а табачком врозь.
    82. Беда не приходит одна.
    83. Семь бед – один ответ.
    84. Голод в мир гнал.
    85. Хлеб за брюхом не ходит.
    86. И пёс перед хлебом смиряется.
    87. Будет день, будет хлеб.
    88. Милости просим через забор шляпой щей хлебать.
    89. Свату первая чарка и первая палка.
    90. Большая родня – троюродные наплевать.
    91. Суженого конём не объедешь.
    92. Язык что ботало: по грохоту зудит.

 


Информация о работе Использование пословиц и поговорок в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»