Использование пословиц и поговорок в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 16:50, реферат

Краткое описание

Цель проекта: рассмотреть особенности использования пословиц и поговорок в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»
Задачи проекта:
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
раскрыть сущность пословиц и пословичных единиц;
теоретически осмыслить использование пословиц в литературе;
дать толкование пословицам в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Оглавление

Введение.
3
Глава I.

Творчество Д.Н. Мамина - Сибиряка в оценке писателей - современников и литературоведов.

5
Теоретическая часть.

Значимость пословиц и поговорок как языковых образно-выразительных средств.
8
Как рождаются пословицы?
8
Сходства и различия пословиц и поговорок.
10
Предмет изображения в пословицах и поговорках.
12
Назначение пословиц и поговорок.
13
Глава II.

Практическая часть.

2.1. Фольклор в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.
14
2.2. Тематика пословичных выражений в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб».
15
Исследовательская часть.

2.3. Приёмы использования Д.Н. Маминым-Сибиряком пословиц и поговорок в романе «Хлеб».
23
Заключение.
25
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 89.57 Кб (Скачать)

 

Яйца курицу не учат.(стр. 62)

 

Нужно было создать целый хлебный рынок и вперед сообразить все условия. Это было поважнее постройки мельницы, и Михей Зотыч не мог доверить такого ответственного труда даже Галактиону. Молодеще и ничего не понимает, да и яйца курицу не учат.

 

Традиционно более молодой считается менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Говорится обычно с пренебрежением к совету того, кого считают моложе и неопытнее себя.

 

За битого двух небитых дают.(стр. 174)

 

Оказалось, что писарь Замараев знал почти все, что делалось в Заполье, и мучился, что «новые народы» оберут всех и вся, – мучился не из сожаления к тем, которых оберут, а только потому, что сам не мог принять деятельного участия в этом обирании. Он знал даже подробности готовившегося похода Стабровского против других винокуров и по-своему одобрял.

– Так и надо… Валяй их! Не те времена, чтобы, например, лежа на боку… Шабаш! У волка в зубе – Егорий дал. Учить нас надо, а за битого двух небитых дают.

 

В данном предложении автор говорит, что один бывалый человек стоит двух неопытных.

 

В группе «Семья - муж и жена, дети и родители. Семья, родственники, гости и гостеприимство» мы взяли известные всем пословицы.

 

Силой милому не быть.(стр.130)

 

После торжества у Стабровского Галактион Михеич решил пойти к Прасковье Ивановне и отказаться от участия в бубновском конкурсе.

Он засмеялся и взял ее за руку.

– Уж это вы кого другого не отпускайте, Прасковья Ивановна, а я-то в таких делах ни при чем.

– Да, я знаю, что вам все равно, – как-то печально ответила она, опуская глаза. – Что же делать, силою милому не быть. А я-то думала… Ну, да это все равно – что я думала!

 

Никого нельзя силой, против его воли заставить полюбить себя. Говорится с огорчением, когда человек, несмотря на желание понравиться, не вызывает чьей-то симпатии и вынужден мириться с этим.

 

Незваный гость хуже татарина. (стр.134)

 

Поп Макар тревожно поглядывал на солнце и думал о том, управится ли дома попадья вовремя. Легко ли накормить и напоить такую ораву помочан, помогавших убирать рожь и пшеницу. Он был совсем не рад приехавшим гостям. Не до них было.

– Не в пору гость – хуже татарина, – заметил Ермилыч, слезая с лошади.

– Что делать, поп, потерпи… Мы от тебя и не это терпим. Мы здесь все попросту. Да… Одною семьей…

 

Эта пословица возникла во время пришествия монголо-татар на русскую землю. Она указывает на то, что незваный гость пришел с  неизвестными помыслами и мотивами, хозяева дома не знают: с добрыми или плохими делами пришел к ним гость. В монголо-татарское иго было точно известно, что добра от него не жди.

 

В группе «Логика фактов. Природа вещей» мы выделили такие пословицы, как:

 

Лес рубят – щепки летят.(стр.233)

 

– Уж как бог даст… да… – шамкал Колобов. – Оно тово, действительно поджимают нас, очень поджимают… У вас в городе-то лес рубят, а к нам щепки летят.

 

Данная пословица о том, что там, в городе делают дело, расхлёбывают его в деревне.

 

Это ещё цветочки, а ягодки впереди.(стр.245)

 

Живым показателем новой силы для Заполья явился банковский юрисконсульт Мышников. Клиенты без слов почувствовали свою мертвую зависимость от этого нового человека, которому стоило оказать одно слово – и банк закрывал кредит. Мышников уже показал свою власть над протестовавшими элементами и одним росчерком пера разорил двух мельников с Ключевой, не оказавших ему должного уважения. Все понимали, что это только проба, цветочки, а ягодки впереди.

 

Автор предостерегает о том, что это только начало трудностей, потом будет ещё хуже, труднее.

 

В группе «Мир и согласие» для исследования мы взяли следующие пословицы.

 

Хлебцем вместе, а табачком врозь.(стр.124)

 

Исправник Полуянов решил разбогатеть, обвинив миллионера-татарина Шахму в смерти девки. Ему удалось, Шахма, испугавшись расправы, дал Полуянову пять тысяч.

Разлакомившись легкой добычей, Полуянов захотел проделать такую же штуку с Малыгиными и Булыгиными. Но здесь получилась большая ошибка в расчете. Харитон Артемьич даже обрадовался, когда Полуянов заявил подозрение на Лиодора, его сына. Но как только Полуянов, зять Харитона Артемьича, для ускорения переговоров уже назначил сумму благодарности, Харитон Артемьич опомнился. И сказал:

– Постой, голова… Да ты куда пришел-то? Ведь я тебе родной тесть прихожусь?.. Есть на тебе крест-то?

– По поговорке: хлебцем вместе, а табачком врозь. - ответил ему исправник.

 

Автор показывает хищнические наклонности исправника, который, ни с чем не считаясь, вознамерился получить прибыль, доход даже с родного отца жены! Хоть вы и родственники, и всегда помогали друг другу, но в определенной ситуации каждый сам за себя.

 

В тесноте, да не в обиде.(стр.55)

 

Колобовы решили строить мельницу на берегу реки Ключевой, где уже почти всё застроено другими людьми.

– На берегу места мало.

– Ничего, родитель: в тесноте, да не в обиде.

 

Автор уверен, что не все люди звери, есть и другие, готовые помочь даже незнакомым, обогреть, поделиться последним. Если люди дружны, теснота не раздражает их и не мешает им.

 

«Пища, голод».

 

Хлеб за брюхом не ходит.(стр.135)

 

Ермилыч сел и с каким-то ожесточением выпил два стаканчика зараз. Очень уж изводил его писарь своим разговором.

– Ты это все насчет Заполья, Флегонт Васильич, тень наводишь?

– Да насчет всего… Ты вот думаешь: «далеко Заполье», а оно уж тут, у тебя под носом. Одним словом – все слопают.

– Каким же это манером, Флегонт Васильич?

– А даже очень просто… Хлеб за брюхом не ходит. Мы-то тут дураками печатными сидим да мух ловим, а они орудуют, мельницы строят.

 

Хочешь в жизни достатка, по мнению автора, – не ленись. Тот, кому что-то нужно от другого, должен сам проявлять инициативу, чтобы получить желаемое.

 

Голод в мир гнал.(стр.319)

 

– Ох, сердяги! – вздыхал Анфим. – Кукарским-то самим есть нечего…

Голодные, очевидно, плохо рассуждали и плелись на заводы в надежде найти какой-нибудь заработок  Большинство – мужики, за которыми по деревням оставались голодавшие семьи. По пословице, голод в мир гнал.

Самое сильное впечатление произвели первые встречи, и скитники роздали все свои скитские подорожники. Дальше и помогать было нечем… Сердце поворачивалось смотреть на этих мужиков, которые не ели по два, по три дня. Молчаливые муки написаны были на лицах, светились лихорадочным светом в глазах, и каждое движение точно было связано этою голодною мукой. В одном месте прямо на снегу лежал пластом молодой мужик, выбившийся из сил. Скитники ехали и не могли ничем помочь.

 

Мужики, голодные, измученные, плелись на работу. Они шли в «мир», к людям, уповая на то, что кто-нибудь даст им еды или денег на еду, или возможность заработать, поможет пережить беду.

 

«Труд и лень, бесхозяйственность».

 

Нога за ногу задевает.(стр.321)

 

– Ох, ленивы казаченьки! – повторял Михей Зотыч, опытным хозяйским глазом оглядывая всякую мелочь. – Пожалуй, не далеко отстали от башкыр-то.

– Есть ленца, – соглашался Анфим. – Неулежно живут,  нога за ногу задевают.

 

Так говорят, когда люди ленивы, не хотят работать ни для себя, ни для других. Именно поэтому автору неприятны бездельники

 

Муж пьёт – крыша горит, а жена запила – весь дом сгорел.(стр.187)

 

Это известие ужасно поразило Харитину. У нее точно что оборвалось в груди. Ведь это она, Харитина, кругом виновата, что сестра с горя спилась. Да, она… Ей живо представился весь ужас положения всей семьи Галактиона, иллюстрировавшегося народною поговоркой: муж пьет – крыша горит, жена запила – весь дом сгорел.

 

Муж в семье голова, а жена — шея. Куда шея повернет, туда и голова. Если муж пить будет, то жена возьмет на себя лишнюю работу, но весь дом будет нормально жить. Если же жена запьет, то некому будет о доме заботиться, всё пойдёт прахом, а ждёт семью голод, горе, разруха.

 

«Горе, несчастье».

 

Беда не приходит одна.(стр.232)

 

Беда не приходит одна, и разорённый Малыгин утешался только тем, какого дурака свалял Еграшка-модник, попавший, как кур во щи. Благодаря коварству Ечкина фабрику пришлось совсем остановить.

Говорится, когда неприятности или несчастья следуют одно за другим, одна беда как бы вызывает другую.

 

Семь бед один – ответ.(стр.253)

 

Надулась, к удивлению, Харитина и спряталась в каюте. Она живо представила себе самую обидную картину торжественного появления первого парохода Галактиона в Заполье, причем с Галактионом будет не она, а Ечкин. Это ее возмущало до слез, и она решила про себя, что сама поедет в Заполье, а там будь что будет: семь бед – один ответ. Но до поры до времени она сдержалась и ничего не сказала Галактиону. Он-то думает, что она останется в Городище, а она вдруг на пароходе вместе с ним приедет в Заполье. Ничего, пусть позлится.

 

Число семь, так же, как и у других народов, на Руси издавна считалось магическим. Память об отношении народа к числу семь как к особому, связанному с какими-то таинственными силами, сохранилась во многих пословицах и поговорках.

Значение его таково: «Рискнём ещё раз, и если придётся отвечать — так за всё сразу, одновременно».

 

 «Трудная бедовая жизнь».

 

И пёс перед хлебом смиряется.(стр.323)

 

Навстречу вышла голодная собака, равнодушно посмотрела на приезжих, понюхала воздух, учуяла запах съестного  и с голодною зевотой отправилась следом.

«И пес перед хлебом смиряется», – подумал Михей Зотыч, припоминая старинную поговорку.

 

Нам кажется, что данная пословица не требует пояснений. В ней очень точно определены причинно-следственные связи явления. (Как в другой пословице: «Хлеб – всему голова»).

 

Будет день, будет хлеб.(стр.256)

 

Главное, что мучило Тараса Семёныча, это – Устенька, которая из богатой невесты превратилась в нищую. Эта последняя мысль ела старика день и ночь.

– Перестань, пожалуйста, папа, – уговаривала его Устенька. – Не стоит даже и говорить о таких пустяках… Будет день – будет и хлеб.

 

На наш взгляд, значение пословицы можно протолковать так: «Я [Устенька] не пропаду, будет новый день — будет работа. Будет работа — Будут деньги. Будут деньги — будет и хлеб. Значит, жизнь продолжится».

 

Итак, анализ народнопоэтических истоков в романе Мамина-Сибиряка «Хлеб» со своей наглядностью показывает огромную роль пословиц и поговорок в русской литературе, в творчестве Мамина-Сибиряка в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Приёмы использования Д. Н. Маминым-Сибиряком пословиц и поговорок в романе «Хлеб»

 

В XIX веке пословицы, поговорки, крылатые выражения широко использовались в русской художественной литературе и публицистике. Они становились общелитературным средством выражения, оказывая воздействие на язык и стиль. (М. Г. Китайник 1955)

Именно с помощью пословиц, поговорок и крылатых выражений, которым характерна афористичность, сжатость, цельность, ёмкость мыслей, можно передать особенности народного речевого стиля.

Сверх полноты мыслей уже в самом образе выражения в них отразилось много народных свойств. В них есть: издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящееся и задирающее за живое.

При всём индивидуальном подходе и толковании крылатых  и образных выражений М-Сибиряк умело использовалэту богатую традицию в художественной литературе. К особенностям этой традиции следует отнести:

  • Постоянное расширение круга пословици поговорок, дающее яркое представление о развитии народной мысли и языка;
  • Расширение  смыслового и художественного значения изречений, что отражает наблюдение писателей за «живым» языком и способность авторского варьирования пословичных изречений;
  • Умелое и экономное применение пословиц и поговорок.

Эти традиции во многом определили авторский подход и стиль написания Маминым-Сибиряком своих произведений. (М. Г. Китайник 1955)

Крылатые выражения, пословицы и поговорки занимают важное место в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка. Ими насыщены все его фельетоны, очерки, рассказы, повести и романы.

Следует заметить, что его последний роман «Хлеб» содержит в несколько раз больше изречений, чем любой из предшествующих романов.

Писатель рассматривает их:

  • как источник познания социальных воззрений народа;
  • как средство отражения типических явлений современной действительности,
  • как возможность раскрыть общественно-исторический смысл целого ряда уральских пословиц и поговорок, отразивших процесс заселения края;
  • как средство воссоздания социального положения заводчиков и их взаимоотношений с угнетённой горнозаводской массой («Сибирь – золотое дно», «Нас всех Ермак оглоблей крестил», «От золота жить пошёл»).

Д. Н. Мамин-Сибиряк использует не только те изречения, которые были им собраны в народной среде, но и те, которые писатель почерпнул в различных книжных источниках (В.И. Даля, Курганова, Д. Александрова, П. Некрасова, Г. Олесова, Ф. Панаева и др.).

В период перехода к большим общественно-психологическим романам Мамина-Сибиряка уже осмыслил пословицы, поговорки как обязательный и важный элемент художественного творчества, выполняя самые разнообразные функции: идейную, стилистическую, композиционную. Интересным, на мой взгляд, примером гибкости и выразительности считается образ старика Бахарева в романе «Хлеб». Бахарев враждебно относится к дворянству, и автор стремится передать настроение героя рядом народных пословиц и поговорок: «Ты…дворянина хоть в муку изотри, - говорит Бахарев своей дочери Нолли, - а он всё тот же, всё бы чужими руками да на плутовство. Ты вот ничего не видела от дворян-то, ни худа, ни добра, так и говоришь, так, а вот я так другое скажу: - я знаю, чем пахнут белые перчатки». В одном предложении писатель использует четыре изречения, благодаря чему происходит насыщенность текста образностью, но при этом у читателя не возникает чувства нагромождения благодаря тому, что авторумело соединяет изречения со словосочетаниями, которые сливаются в единый текст. Данные выражения имеют негативную эмоциональную окраску, направленную против дворянства. Смысл предложения состоит в том, что каких бы мер не принимали против дворян, они всё равно найдут  способ провернуть задуманное дело. Мы видим из представленного примера, что Мамин-Сибиряк отбирал только те пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые открывали возможность передачи самых разнообразных мыслей и эмоциональных оттенков.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»