Использование пословиц и поговорок в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 16:50, реферат

Краткое описание

Цель проекта: рассмотреть особенности использования пословиц и поговорок в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»
Задачи проекта:
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
раскрыть сущность пословиц и пословичных единиц;
теоретически осмыслить использование пословиц в литературе;
дать толкование пословицам в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Оглавление

Введение.
3
Глава I.

Творчество Д.Н. Мамина - Сибиряка в оценке писателей - современников и литературоведов.

5
Теоретическая часть.

Значимость пословиц и поговорок как языковых образно-выразительных средств.
8
Как рождаются пословицы?
8
Сходства и различия пословиц и поговорок.
10
Предмет изображения в пословицах и поговорках.
12
Назначение пословиц и поговорок.
13
Глава II.

Практическая часть.

2.1. Фольклор в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.
14
2.2. Тематика пословичных выражений в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб».
15
Исследовательская часть.

2.3. Приёмы использования Д.Н. Маминым-Сибиряком пословиц и поговорок в романе «Хлеб».
23
Заключение.
25
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 89.57 Кб (Скачать)

Познавательная ценность языковых афоризмов многократно подчёркивалась. Говоря о пословицах, А.М. Горький писал: «Учёные-историки культуры, этнографы – указывают, что это мышление (социально-политическое) выражается в сказках, легендах, пословицах и поговорках». (3: 211).

М.А. Шолохов указывает: «Величайшее богатство народа – его язык!»

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

В.П. Аникин, известный исследователь фольклора, развивая эти мысли, пишет: «Историк ищет в пословицах и поговорках свидетельство о далёкой старине и памятных событиях древности. Юрист ценит пословицы и поговорки как не писанные законы народной жизни. Этнограф усматривает в народных изречениях и метких образных определениях и характеристиках отражение уже исчезнувших обычаев и порядков. Философ через пословицы и поговорки пытается понять строй народного мышления».

 

Подводя итог сказанному, вспоминаем изречениевеликого собирателя русского слова Владимира Ивановича Даля, который в своём 2-х томном сборнике «Пословицы русского народа» привёл около 40 пословиц о пословице и среди них такие: «Без пословицы непроживёшь», «Без пословицы речь не молвится». Лучше, мудрее и не скажешь!

 

 

Глава II.

Практическая  часть

2.1. Фольклор в  творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка.

 

Изучение творческих связей Мамина-Сибиряка – талантливого писателя с фольклором представляет для нас особый интерес. На протяжении многих лет Мамин-Сибиряк в своем творчестве широко использовал разнообразные художественные образы и мотивы старинного русского народного искусства, бытовавшего на уральских заводах и поселениях.

В своих очерках, рассказах, повестях и романах Мамин-Сибиряк запечатлел ряд типических средств поэтического творчества горнорабочих,  как в традиционных формах крестьянского фольклора, так и в новых: созданных им песнях, сказках, преданиях и легендах. Писатель и здесь открыл «целую область русской жизни», до него «незнакомую нам». (М. Горький).

Пословицы и поговорки снискали любовь у русских писателей не только своей сжатостью, афористической цельностью и емкостью мыслей. Используя пословицы и поговорки во всех видах литературного творчества, обновляя их злободневным социально – политическим содержанием, создавая по их образу свои изречения, классики русской литературы призывали к умелому и экономному применению пословиц и поговорок, боролись против разрушения их стилистической формы и искажения их смысла.

Все это во многом определило и подход к пословицам и поговоркам Мамина-Сибиряка.

Среди различных жанров русской народной поэзии, творчески использованных Маминым-Сибиряком, пословицы и поговорки занимают важное место. Если мотивы и образы горнозаводских легенд и преданий, народных песен и сказок встречаются далеко не во всех произведениях Мамина-Сибиряка, то пословицами и поговорками буквально насыщенны все его фельетоны, очерки, рассказы, повести и романы. Из года в год возрастал у писателя интерес к пословичному жанру. Последний роман Мамина-Сибиряка «Хлеб» содержит в несколько раз больше пословиц и поговорок, чем любой из предшествующих его романов.

Мамин-Сибиряк рассматривал пословицы и поговорки как источник познания социальных воззрений народа, как средство отражения типических явлений современной ему действительности. Он видел в них, и это особенно важно, воплощение национально – русского речевого стиля. На протяжении всего творческого пути Мамин-Сибиряк интересовался вопросами об особенностях народного слова. Он был убежден в том, что среди простых людей «жила вера в живое и могучее слово, которое нельзя бросать на ветер, потому, что оно кровно срослось со своим внутренним содержанием».

По обилию пословиц и поговорок, использованных в литературном творчестве, по богатству приемов их художественного осмысления, и наконец, по их социальному и национальному разнообразию Мамин-Сибиряк занимает одно из первых мест в русской художественной литературе XIX века.

Его письма, статьи, очерки, рассказы, крупные художественные произведения содержат пословицы и поговорки русского крестьянства, дворовых людей, городского мещанства, бурлаков, старателей, интеллигенции, купечества, духовенства. Наряду с этим основным составом использует автор и пословичные речения нерусских народностей Урала: башкир, татар, пермяков.

Естественно возникает вопрос: какими источниками пользовался Мамин-Сибиряк в процессе своей работы над пословичным жанром?

 Нет никакого сомнения, что он воспринял непосредственно  в быту и хранил в памяти  многочисленные пословицы и поговорки. Близость к народу, постоянно  возраставший интерес к нему  – вот первый из источников  того поразительного знания  народной  поэзии, которое сразу же обращает  на себя внимание при чтении  его художественных произведений.

Восприятие пословиц и поговорок было у Мамина-Сибиряка более интенсивным, чем восприятие других форм фольклора, потому что они, помимо своих идейно-художественных особенностей, составляли еще и естественный, органический элемент разговорного языка писателя. Поэтому почти все известные письма Мамина-Сибиряка, даже самые интимные, содержат пословицы и поговорки. Писатель высоко ценил людей, у которых крылатое слово естественно выливалось в их житейской речи.

Колоссальный запас пословиц и поговорок, воспринятых Маминым-Сибиряком в народном быту, среди самых различных общественных слоёв и прослоек, дал ему возможность обогатить русскую литературу новыми пословичными речениями. И в этом его большая заслуга не только перед русской литературой, но и перед русской фольклористикой. Особенно ценным следует признать то, что Мамин-Сибиряк впервые использовал в своём творчестве пословицы и поговорки, возникшие в горнозаводской среде.

В период перехода к большим общественно-психологическим романам Мамин-Сибиряк уже осмыслил пословицы и поговорки как обязательный и важный элемент художественного творчества. Поэтому пословицы и поговорки занимают всё более видное место в черновых набросках и вариантах романов, выполняя здесь  самые разнообразные функции: идейную, стилистическую, композиционную. Из варианта в вариант, вместе с углублением идейного содержания и совершенствованием художественной формы романа, становились более гибкими и выразительными функциями пословичных форм.

Отбор пословиц и поговорок определяется идейными эстетическими задачами Мамина-Сибиряка. Он отбирал только те пословичные речения, которые открывали возможность передачи самых разнообразных мыслей и эмоциональных оттенков, способствуя изображению типических характеров в типических обстоятельствах. Подчиняя пословичные речения общим задачам своего творчества, Мамин-Сибиряк в каждой новой редакции того или иного романа добивался всё большей естественности и выразительности их звучания.

 

2.2. Тематика пословичных выражений в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»

 

Часто одной или несколькими пословицами Мамин-Сибиряк определяет замысел или основную идею романа, его узловые сюжетные конфликты и общую эмоциональную направленность.

Пословицы и поговорки, обобщая в образной форме внутренний смысл процессов действительности, намечают широкую картину народной жизни и общественных отношений. Мы  объединили выбранные  нами более 90 пословиц в 10 тематических групп

 

«Владеют городом, а помирают голодом». «Хлеб», стр.322

«Суди на волка, суди и по волку». Хлеб стр.100

«Лупи яичко – не сказывай, облупил – не показывай». Хлеб стр.234

«Ложкой кормишь, а стеблем глаза капаешь». Хлеб стр.324

«Чужими руками жар загребать». Хлеб стр.235

«Бит не битого несёт». Хлеб стр.61

«Уговор на берегу». Хлеб стр.167

«От сумы до тюрьмы не отказывайся». Хлеб стр.153

«Комар носу не подточит». Хлеб стр.323, 257

«У хлеба не без крох». Хлеб стр.59

«Моя хата с краю». Хлеб стр.178

«Ваш воз – ваша и песенка». Хлеб стр.261

«Не мой воз – не моя и песенка». Хлеб стр.238

«И вор Богу молится». Хлеб стр.279

«Бог-то Бог, да и сам не будь плох». Хлеб стр.53

«Попа и в рогоже узнаешь». Хлеб стр.262

Все эти пословицы можно объяснить темой: «Угнетатели и их мораль».

В данную группу входят следующие пословицы, объединяющиезакон, суд, эгоизм, жадность, духовенство, церковь, собственничество, своё и чужое, воровство и др.

 

Часто пословицы и поговорки в авторской лексике Мамина-Сибиряка подчёркивают внешние особенности персонажей. В романе «Хлеб» Мамин-Сибиряк использовал пословицы и поговорки, которые помогали ему создавать реалистические характеристики действующих лиц.

Мы объединили эти пословицы темой: «Человек. Его внешность, способности, характер».

 Вот некоторые из  тех, которые употреблены в романе  «Хлеб».

О человеке его качествах

«Большому кораблю - большое и плавание» стр.174

«Из молодых, да ранний» стр.246,54,41

«Старый конь борозды не испортит» стр.139

«Яйца курицу не учат» стр.62

«Не левою ногой сморкаешься» стр.174

«Не в угол рожей» стр.175

«Два сапога пара» стр.257, 61

«За битого двух небитых дают» стр.214, 61,174

«В чужом глазу сучок видим, а в своём брёвна не замечаем» стр.218

«Не к шубе рукав» стр.221

«Сама большая, сама маленькая» стр.163

«Не всякое лыко в строку » стр.172, 258

«Каждый по-своему с ума сходит» стр.308

Данные пословицы (их в романе 30 лексем) дают характеристику человеческой личности во всём многообразии её проявлений.

 

Здесь собрано то, что народ подметил и чему дал своё меткое определение; высказано его отношение к добру и злу, к тому, что возвышает человека, облагораживает его или унижает человеческое достоинство.

Есть в романе и также пословичные речения, которые мы относим к разделу

«Семья - муж и жена, дети и родители

Семья, родственники, гости и гостеприимство».

«У хорошего мужа и жена хороша» стр.95

«Силой милому не быть» стр.130

«Хороша дочь Аннушка, хвалит мать да бабушка» стр.102

«Незваный гость хуже татарина» стр.134

«Милости просим через забор шляпой щей хлебать» стр.135

«Свату первая чарка и первая палка» стр.166

«Большая родня – троюродная наплевать» стр.124

В раздел «Логика фактов. Природа вещей» входят следующие пословицы:

«Утро вечера мудренее» стр.52, 216

«Что посеешь, то и пожнёшь» стр.61

«Лес рубят – щепки летят» стр.233

«Это ещё цветочки, а ягодки впереди» стр.245

«Будет день – будет и хлеб» стр.256 и другие.

Пословицы о мире и согласии:

«Хлебцем вместе, а табачком врозь» стр.124

«В тесноте, да не в обиде» стр.55

О горе, несчастье:

«Беда не приходит одна» стр.232

«Семь бед один ответ» стр.253

О пище, голоде:

«Хлеб за брюхом не ходит» стр.135

«Голод в мир гнал» стр.319.

Труд и лень, бесхозяйственность:

«Волка ноги кормят»

«Нога за ногу задевает» стр.321

«Муж пьёт – крыша горит, а жена запила – весь дом сгорел» стр.187

 

В романе «Хлеб» Мамин-Сибиряк раскрывает общественно-исторический смысл целого рядом диалектных уральских пословиц и поговорок, отразивших социальное положение народа. Автор романа знакомит нас пословичными изречениями, которые возникли и бытовали на Урале:

«Хлебцем вместе, а табачком врозь» стр.124

О дружбе:

«Беда не приходит одна» стр.232

«Семь бед – один ответ» стр.253

О трудной бедовой жизни:

«Голод в мир гнал» стр.319

«Хлеб за брюхом не ходит» стр.135

«И пёс перед хлебом смиряется» стр.323 – голодное существование.

«Будет день, будет хлеб» стр.256 – надежда на лучший завтрашний день.

«Хороша дочь Аннушка, а хвалят её лишь мать да бабушка» стр.102

«Милости просим через забор шляпой щей хлебать» стр.135

«Свату первая чарка и первая палка» стр.302

«Большая родня – троюродные наплевать» стр.124

«Суженого конём не объедешь» стр.298 и т. д.

 

Исследовательская часть

 

 Выбирая по две пословицы  из каждой выделенной нами  группы, мы дали толкование их  значения в данном контексте. Об этом мы и будем говорить.

 

В группе «Угнетатели и их мораль» мы выделили следующие пословицы.

 

В чужом глазу сучок видим, а в своём брёвна не замечаем. (стр. 218)

 

Кто-то из обозленных людей послал доктору Кочетову длинное анонимное письмо, в котором излагалась довольно подробно биография Прасковьи Ивановны. Заканчивалось письмо так: «Вот, г. корреспондент, как бывает: в чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем. Мы это жалеючи вас говорим, потому как вы законный муж и должны соблюдать свой антирес. Промежду прочим, до свидания, г. корреспондент. Главное, у нас-то вы совсем чужой и пожалеть вас некому. Мы вам добром за зло платим».

 

Данная пословица указывает на то, что у других мы видим все погрешности, даже мелкие недостатки, а у себя не замечаем ни малых, ни больших проступков.

 

Бог-то Бог, да и сам не будь плох. (стр.53)

 

– Что же, нам не жаль… – уклончиво отвечал отец Макар, отнесшийся к гостю довольно подозрительно. – Чем бог послал, тем и рады. У бога всего много.

– Бог-то бог, да и сам не будь плох. Хорошо у вас, отец Макар… Приволье кругом. Вы-то уж привыкли и не замечаете, а мне в диковинку… Одним словом, пшеничники. – сказал Михей Зотыч.

 

В пословице говорится о том, что человек должен не на Бога надеяться, не на соседа уповать, а самому стараться достигнуть поставленной цели, не рассчитывать, что все сложится удачно по повелению свыше.

 

В группе «Человек. Его внешность, способности, характер» мы хотели бы отметить часто употребляемые и ныне пословицы.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб»