Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:17, реферат

Краткое описание

Родина красноречия – Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

Файлы: 1 файл

Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия.docx

— 25.85 Кб (Скачать)

Перикл

1ая пол. V в.  до н. э. была заполнена длительными  и кровопролитными греко-персидскими  войнами. В этот период развивается  военно-политическое красноречие;  яркими представителями которого  явились Фемистокл и Аристид.

Расцвет рабовладельческой  демократии наступает в V в. до н. э., при Перикле, который фактически правил Афинами в течение 15 лет. Перикл был не только выдающимся политическим деятелем, но и замечательным оратором.

Когда Перикла  обвинили в том, что он растрачивает государственные средства на строительство  зданий в Афинах, Перикл спросил  у собравшегося народа, действительно  ли он тратит много денег на строительство. Когда со всех сторон раздались крики  «много, слишком много», Перикл завил, что в таком случае все расходы  он берет на свой счет, но на зданиях  будет начертано только его имя. Тогда народ заявил, чтобы он брал из государственной казны столько, сколько нужно.

Перикл как  оратор обладал большой силой  воздействия на массы, прекрасно  учитывал психологию своих слушателей, их запросы и настроения.

Коракс   

На основе развивающегося ораторского искусства стали  делаться попытки теоретически осмыслить  принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия  – риторика.

По свидетельству  Диогена Лаэртского, Аристотель считал основателем риторики пифагорийца  Эмпедокла, но его работа не известна нам даже по названию. Ученик Эмпедокла  Коракс написал новый труд по риторике, который до нас не дошел, но некоторые  положения нам известны из других источников. Характерно, что Коракс определяет красноречие, как «работницу убеждения», следовательно, подчеркивает воздействующую силу ораторского искусства. Вместе с этим он допускает ошибку, утверждая, что главная цель оратора  – это не обнаружение истины, а убеждение в чем-нибудь, для  чего очень полезны софизмы.

Горгий

Представителем  софистского направления являлся  выдающийся оратор Горгий. Горгий был  не только оратором, но и теоретиком. Он прославился речью, произнесенной  на празднике во время олимпийских  игр. Горгий проповедовал объединение  греческих городов для похода против врага греков – Персии.

Еще более интересна  речь «Похвала Елене». Елена – жена старика Менелая, которую похитил  Парис. Из-за этого и началась троянская  война, описанная в «Илиаде» и  «Одиссее». Горгий пытается оправдать Елену. Ее обвиняют в нарушении супружеской верности, но она не виновата в том, что ее похитили. Путем остроумно используемой аргументации Горгий приходит к выводу, что измена Елены не доказана и все выдвигаемые против нее обвинения можно опровергнуть.

Антифан

Антифан посвятил свою деятельность теории и практике ораторского искусства, обучал красноречию  граждан Афин, руководил школой ораторского  искусства, писал речи для своих  клиентов, составлял речи упражнения для своих учеников, такие речи назывались «тетралогии», т.е. «четвероречия» (обвинение, защита и две реплики). 

Лисий

В конце Y и начале IY века до н.э. в Афинах появился представитель  судебного красноречия - греческий  оратор Лисий. Он также был логографом, сочинял речи для свих подзащитных. Особенность Лисия как оратора  заключалась в том, что он обладал  замечательным даром перевоплощения, очень полезным любому оратору. Он сочинял  речи, в которых абсолютно точно  отражались характеры и социальное положение тех, кто будет эту  речь произносить, умел составить речь в стиле, который был характерен для данного лица. Сохранилось  предание о том, как однажды заказчик Лисия пришел к нему и сказал, что чем больше он читает написанную Лисием речь, тем меньше она ему  нравится. Лисий ответил: «Но ты забываешь, что судья выслушает твою речь только один раз».

Исократ

Исократ был  представителем торжественного, пышного  красноречия. Обладая слабым голосом, Исократ сам не выступа публично, а писал речи на заказ, обучал ораторскому  искусству.

Опыт Исократа свидетельствует о том, что в  устной речи применимы не только краткие  предложения, но с успехом могут  применять также длинные периоды, при условии, если они четко построены  синтаксически и интонационно расчленены.

Демосфен

древнегреческий красноречие оратор аристотель демосфен

Самым известным  оратором древней Греции являлся  Демосфен. Демосфен много учился ораторскому  искусству. Есть свидетельство, что  он изучал произведения греческого историка Фукидида и даже несколько раз  переписывал его историю.

У Демосфена  были существенные физические недостатки: слабый голос, плохая дикция, нервные  подергивания плеча. От этих недостатков  он избавился благодаря упорному труду.

Чтобы развить  голос, Демосфен брал камешки в рот  и произносил речь на берегу моря, стараясь заглушить шум волн. Желая избавиться от подергивания плеча, он подвешивал меч к потолку так, чтобы острие плотно подходило к плечу. Как  только он дергал плечом, меч больно колол его.

Манера произнесения речей Демосфена была очень бурной, противники называли его диким зверем. Он всегда стремился к максимальной внешней выразительности в момент произнесения речи.

Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, и противники недаром  упрекали его в том, что речи «пахнут  лампой» (намек на то, что он по вечерам  долго работает над речью).

Оратор заранее  заготавливал выступления. Когда он умер, выяснилось, что он не успел  использовать более пятидесяти заготовленных  выступлений.

Каждое выступление  Демосфена было строго обосновано, он обладал богатым, разнообразным  слогом, высоко ценил краткость и  ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к  слушателям, риторическими вопросами, приемами рассуждения и повествования. Он применял разнообразные методы доказательств. Заключения в речах отличались простотой  и убедительностью. Обычно в заключении он давал или обобщение всего  сказанного в немногих словах или  обращался с призывом к слушателям. Так, например, четвертая «филиппика»  заканчивалась обращением к слушателям: «Или измените свое поведение, или пеняйте  на себя, когда все погибнет».

До нас дошли  статуи, изображающие Демосфена и  Эсхина, и по этим статуям можно  судить, какова была их манера выступать. Статуя изображающая Демосфена, передает большую живость, высокий пафос, с которым он произносил речь. Демосфен стоит в накинутом плаще, одна рука спрятана под плащом, а другая обнажена и поднята вперед. Очевидно, в этой позе переданы наиболее характерные  жесты, которыми пользовался Демосфен. Он был представителем «пышного»  парадного красноречия, в противоположность  Лисию, оратору простого стиля.

Демосфен основывал  свои речи на глубине содержания. Речь для него всегда была орудием политики, средством для достижения определенной политической цели.

Когда окончательно определилась победа македонян, Демосфен не мог пережить несчастья, обрушившегося  на его родину, и принял яд. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1.  С.Г. Зубанова «Риторика», Москва, 2003

2.  В.И. Андреев «Деловая Риторика», Москва, 1995

3.  А.А. Волков «Основы Риторики», Москва, 2003


Информация о работе Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия