Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:17, реферат
Родина красноречия – Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.
Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия
Родина красноречия – Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.
В V веке до н. э.
в Элладе были распространены города-государства,
в которых развивалась
На развитие
ораторского искусства в Греции
большое влияние оказывала
Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. По законам афинского архонта Солона, изданным в 594 году до н.э., граждане Афин должны были сами защищать себя на суде. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинах – 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимали участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.
Так как далеко не все граждане умели хорошо выступать на суде, то в Греции появились логографы (писатели слов) – искусные ораторы, юристы, которые за плату писали подсудимому речь. Подсудимый выучивал ее и выступал на суде. Человек, совершенно не способный говорить, мог с согласия судей выдвинуть вместо себя другого.
Помимо указанных видов красноречия, в Древней Греции развивалось социально-бытовое красноречие – хвалебные и поминальные речи (панегирик).
Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках.
В этих условиях
красноречие становилось
По преданию, самому знаменитому из софистов – Горгию – была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии – призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.
Именно софисты заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод.
Истинный оратор,
по мнению Горгия, должен уметь одну
и ту же вещь и восхвалять и порицать.
Греки ценили не только красивую, но
и содержательную речь, поэтому они
считали необходимым обучать
людей ораторскому искусству. В
Греции создавались специальные
школы ораторского искусства, где
опытные ораторы обучали
Ораторы гомеровской Греции
Первые упоминания об ораторах относятся к временам гомеровской Греции. Известный римский оратор, теоретик и педагог Квинтилиан видел начало красноречия в поэмах Гомера.
В «Илиаде» мы находим описание различных типов ораторов: старец Нестор, Одиссей, Менелай. Некоторые исследователи считают, что в гомеровских поэмах отражены все основные виды ораторского искусства, которые впоследствии стали развиваться в Греции.
Уже краткое описание ораторов гомеровской Греции позволяет сделать некоторые выводы, полезные и в наши дни. Во-первых, искусство устной речи есть искусство правильного самоограничения: точность и сжатость – достоинства устной речи.
Во-вторых, существуют ораторы различного темперамента. У одних преобладают сдержанность и спокойствие. Бурность и порывистость характеризуют речи других. Вот почему, выступая с речью или лекцией, надо учитывать особенности своего темперамента; то, что подходит одному оратору, не соответствует стилю другого.
Этимология слова
«лаконичность». В древнегреческом
государстве Спарте был район
Лакония, жители которого умели четко
и кратко формулировать свои мысли,
отсюда и произошло слово «лаконичный»
Лаконичность – важная характеристика устной и письменной речи. Прав был А.П. Чехов, утверждавший, что «краткость – сестра таланта».
Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».
Эти мысли Сократа
изложены его учеником Платоном (ок.
427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах
«Горгий», «Софист», «Федр», центральным
персонажем которых является Сократ.
В своих трудах Платон приходит к
определению софиста как
Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.
Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».
Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. Сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».
Ясно и четко
говорится в диалоге о
Ценное в теории
красноречия Платона — идея воздействия
речи на душу. По его мнению, оратору
«необходимо знать, сколько видов
имеет душа», поэтому «слушатели
бывают такими-то и такими-то». И
какая речь, каким образом воздействует
на душу. Оратор должен соотносить виды
речей и виды души и ее состояния.
Знать, какую душу какими речами, и
по какой причине непременно удастся
убедить, а какую — нет. Задача
оратора — «отыскивать вид
речи, соответствующий каждому
Итак, по мнению
Платона, подлинное красноречие
основано на знании истины. Познав сущность
вещей, человек приходит к правильному
о них мнению, а познав природу
людских душ, имеет возможность
внушить свое мнение слушателям.
Аристотель и его «Риторика»
Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой.
До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.
В I книге рассматривается предмет риторики, которая определяется, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи». Далее рассматриваются виды ораторских речей.
Во II книге «Риторики»
вначале говорится о «причинах,
возбуждающих доверие к говорящему».
«Это разум, добродетель и
Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку.
Желая убедить
в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся
различными примерами из жизни, приводим
суждения вероятного характера и
делаем из них хоть и не вполне точные,
но убедительные выводы. Такие выводы
не являются абсолютно достоверными,
но претендуют на правдоподобие, т. е. кажутся
большинству истинными и
III книга «Риторики»
посвящена самой речи. Большое
внимание уделяется стилю. Он
«должен подходить к предмету
речи». Общие требования к
Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением.
Риторика Аристотеля
затрагивает не только область ораторского
искусства, она посвящена искусству
убедительной речи и останавливается
на способах воздействия на человека
с помощью речи.
Информация о работе Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия