Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:17, реферат

Краткое описание

Родина красноречия – Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

Файлы: 1 файл

Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия.docx

— 25.85 Кб (Скачать)
 

Древнегреческие риторы и первые теоретики  судебного красноречия

Родина красноречия  – Эллада, хотя ораторское искусство  в древнейшие времена знали и  в Египте, и в Ассирии, и в  Вавилоне, и в Индии. Но именно в  Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические  работы по его теории.

В V веке до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая  демократия. В них создавалась  особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком  городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался  непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным  способом. Цицерон говорил, что есть два искусства, которые могут  поставить человека на самую высокую  ступень почета: одно – искусство  хорошего полководца, другое – искусство  хорошего оратора.

На развитие ораторского искусства в Греции большое влияние оказывала также  торговля. Греция была торговой страной, торговые операции требовали участия  юристов, обсуждения и заключения торговых сделок.

Публично решались не только политические вопросы, но и  совершался суд. По законам афинского  архонта Солона, изданным в 594 году до н.э., граждане Афин должны были сами защищать себя на суде. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог  выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей  в своей невиновности. Количество судей в Афинах – 500, а всего  в решении судьбы обвиняемого  принимали участие до 6000 человек. При таких условиях в более  выгодном положении оказывались  те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

Так как далеко не все граждане умели хорошо выступать  на суде, то в Греции появились логографы (писатели слов) – искусные ораторы, юристы, которые за плату писали подсудимому речь. Подсудимый выучивал ее и выступал на суде. Человек, совершенно не способный говорить, мог с согласия судей выдвинуть вместо себя другого.

Помимо указанных  видов красноречия, в Древней  Греции развивалось социально-бытовое  красноречие – хвалебные и  поминальные речи (панегирик).

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать  в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках.

В этих условиях красноречие становилось необходимым  каждому человеку. Появляются платные  учителя – софисты (от греч. –  искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Они мастерски владели всеми  формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и  помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми, почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические  поручения (Гиппий, Горгий); Продик занимался  государственной деятельностью, Протагор составлял законы.

По преданию, самому знаменитому из софистов –  Горгию – была поставлена золотая  статуя за его речь в Олимпии –  призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что  эту статую Горгий поставил себе сам.

Именно софисты  заложили основы риторики как науки  об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать, как  считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить  «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно  ложный вывод.

Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Греки ценили не только красивую, но и содержательную речь, поэтому они  считали необходимым обучать  людей ораторскому искусству. В  Греции создавались специальные  школы ораторского искусства, где  опытные ораторы обучали красноречию  молодых. В Греции была создана теория ораторского искусства – риторика, появились знаменитые ораторы, опыт которых изучается до сегодняшнего дня.

Ораторы гомеровской Греции

Первые упоминания об ораторах относятся к временам гомеровской Греции. Известный римский  оратор, теоретик и педагог Квинтилиан видел начало красноречия в поэмах Гомера.

В «Илиаде» мы находим  описание различных типов ораторов: старец Нестор, Одиссей, Менелай. Некоторые  исследователи считают, что в  гомеровских поэмах отражены все  основные виды ораторского искусства, которые впоследствии стали развиваться  в Греции.

Уже краткое  описание ораторов гомеровской Греции позволяет сделать некоторые  выводы, полезные и в наши дни. Во-первых, искусство устной речи есть искусство  правильного самоограничения: точность и сжатость – достоинства устной речи.

Во-вторых, существуют ораторы различного темперамента. У  одних преобладают сдержанность и спокойствие. Бурность и порывистость характеризуют речи других. Вот почему, выступая с речью или лекцией, надо учитывать особенности своего темперамента; то, что подходит одному оратору, не соответствует стилю  другого.

Этимология слова  «лаконичность». В древнегреческом  государстве Спарте был район  Лакония, жители которого умели четко  и кратко формулировать свои мысли, отсюда и произошло слово «лаконичный». По преданию, однажды к жителям  Лаконии пришли послы с острова  Самоса. Они произнесли очень длинные  речи, и жители Лаконии, непривыкшие  к длинным речам, устали. Тогда  один из жителей в ответ послам сказал такую «речь»: «То, что вы сказали в начале, нами забыто, так  как это было давно, а конец  вашей речи нам не понятен, так, как  забыто начало».

Лаконичность  – важная характеристика устной и  письменной речи. Прав был А.П. Чехов, утверждавший, что «краткость –  сестра таланта».

Сократ  и Платон – создатели  теории «подлинного  красноречия»

Против положения  софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий  философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для  Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

Эти мысли Сократа  изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным  персонажем которых является Сократ. В своих трудах Платон приходит к  определению софиста как мнимого  мудреца, а софистики как мнимой мудрости.

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное  красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором  представлена беседа философа Сократа  с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем  начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного  его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что  же именно подвергается обсуждению, иначе  неизбежны сплошные ошибки».

Далее, по мысли  Сократа, необходимо познание истины, т. е. Сущности предмета: «Прежде всего  надо познать истину относительно любой  вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства  речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а  гоняется за мнениями, у того искусство  речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко  говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте  — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и  добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия  речи на душу. По его мнению, оратору  «необходимо знать, сколько видов  имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И  какая речь, каким образом воздействует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души и ее состояния. Знать, какую душу какими речами, и  по какой причине непременно удастся  убедить, а какую — нет. Задача оратора — «отыскивать вид  речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и  упорядочивать свою речь; к сложной  душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе —  с простыми».

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие  основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному  о них мнению, а познав природу  людских душ, имеет возможность  внушить свое мнение слушателям. 

Аристотель  и его «Риторика»

Мысли Платона  об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой.

До нас дошло  сочинение Аристотеля под названием  «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.

В I книге рассматривается  предмет риторики, которая определяется, как «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета... Их три  вида: одни из них находятся в  зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого  настроения слушателя, третьи — от самой речи». Далее рассматриваются  виды ораторских речей.

Во II книге «Риторики» вначале говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». «Это разум, добродетель и благорасположение». Если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». Далее рассказывается о  том, как убеждать слушателей, вызывая  у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о  возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все  это необходимо для того, чтобы  речь была убедительной.

Как видим, главным  для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось  убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для  Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно  не всегда доступно человеку.

Желая убедить  в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и  делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажутся  большинству истинными и заслуживающими доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали  возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)

III книга «Риторики»  посвящена самой речи. Большое  внимание уделяется стилю. Он  «должен подходить к предмету  речи». Общие требования к стилю  — ясность, доступность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.

Стиль будет  обладать надлежащими качествами, как  считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному  положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о  пустяках не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется  шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского  искусства, она посвящена искусству  убедительной речи и останавливается  на способах воздействия на человека с помощью речи. 

Информация о работе Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия