Судебное красноречие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Ораторское искусство - это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи. Деятельность, основанная на большом упорном труде, в результате которого человек может овладеть умением произносить речь перед аудиторией: говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно.
Принципиально новым по содержанию оно стало, при реализации состязательности процесса.

Оглавление

1.Часть1.Судебное красноречие. Первые учителя судебного красноречия……………………………………………………………………..3

Библиографический список …………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ.docx

— 43.47 Кб (Скачать)
 
 
 

План 

1.Часть1.Судебное красноречие. Первые учителя судебного красноречия……………………………………………………………………..3 

Библиографический список …………………………………………………….20 

 

       Часть1.Судебное красноречие. Первые учителя судебного красноречия

              Ораторское искусство - это творческая  деятельность по подготовке и  произнесению публичной речи. Деятельность, основанная на большом упорном  труде, в результате которого  человек может овладеть умением  произносить речь перед аудиторией: говорить логично, доходчиво,  увлекательно и убедительно.

     Принципиально новым по содержанию оно стало, при  реализации состязательности процесса. Знаменитые российские и современные  судебные ораторы всегда высоко ценили возможность публичных выступлений  и подчеркивали важность личного  воздействия на аудиторию. Они были великолепными ораторами, владевшими такими сторонами ораторского искусства, как научность, убедительность, эмоциональность, полемичность.

     Судебное  красноречие объединяет следующие  виды речи: прокурорскую (обвинительную); общественно (обвинительную речь); адвокатскую (защитительную); общественно-защитительную  речь; самозащитительную речь обвиняемого. Цели судебного красноречия: оказать воздействие на суд; способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале граждан.

     Выдающиеся  русские ораторы судебного красноречия: П.А. Александров, С.А. Андреевский, К.К. Арсеньев, В.Н. Герард, А.В. Лохвицкий, П.Г. Миронов, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, Е.И. Утин, А.И. Языков, А.Ф.Кони.

     Неслучайно  именно в 90-е годы XX века возрождается интерес к наследию судебных ораторов прошлого, в этот период переиздаются многие речи, выходят научные работы, посвященные изучению судебных речей  второй половины XIX века.

     В наш век, когда быстрыми темпами  развиваются средства массовой информации, публичная (ораторская) речь, непосредственно  обращенная к живой аудитории, продолжает играть большую роль в общественной жизни.

     Особое  значение приобретает речь юристов, выступающих в суде, особое место язык занимает в профессиональной деятельности юриста, независимо от того, где она протекает: составляет ли юрист законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки. Юрист –это правовед, специалист по правоведению, юридическим наукам, практический деятель в области права.1

     Владение  ораторским искусством имеет особо  важное значение в деятельности юристов. Произнесение речей в судах — необходимая часть работы прокуроров и адвокатов, представителей сторон, поэтому повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повышением общей и юридической культуры судебных речей. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т. е. уметь убеждать. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из его главных профессиональных качеств. Судебное красноречие не утрачивает своего общественного значения, в судебных залах по-прежнему формируется общественное мнение, судебная трибуна остается политической трибуной, и об этом всегда необходимо помнить судебным ораторам.

     Судебное  публичное говорение - одно из самых  древних и самых почитаемых на земле занятий, один из древнейших видов  ораторского искусства, и каждая эпоха, страна, народ вносят свои изменения  в него. Судебное красноречие —  один из древнейших видов ораторского  искусства, его появление связано  с потребностями общественного  развития. С возникновением государства  правосудие становится одной из привилегий верховной власти и отождествляется  с высшей справедливостью. Судебное разрешение споров - одна из форм реализации властных полномочий, причем каждая эпоха  вносит свой вклад в развитие этой формы.

     Местом  рождения судебного красноречия  является Древняя Греция.

     Из  государств древнего мира особенное значение для истории судебного красноречия имеют Афины и Рим. В Афинах судебное красноречие достигло высокой степени развития благодаря свободному политическому устройству и существованию народных судов (гелиасты). Первоначально судебные ораторы (логографы) только приготовляли речи, а произносить их должны были стороны, так как по законам Солона каждый афинянин должен был сам защищать свое дело.

     Постепенно  этот порядок был оставлен, и судебные ораторы получили право выступать  в суде лично, сначала в качестве друзей тяжущегося. Замечательнейшие из афинских судебных ораторов - Лизий (лучший логограф), Исей, Ликург, Гиперид, Эсхин; последний в разгар своей славы являлся соперником Демосфена, величайшего оратора древнего мира, политические речи которого заслоняет собою несколько его судебные речи.

     Знаменитым  греческим оратором был Демосфен (384-322 гг.). Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов Элиннов (греков) и никогда не менял своих убеждений.

     Демосфен  постоянно сталкивался с Эсхином, который вел против него известный процесс о венке (отвергая право Демосфена на эту награду за услуги государству); по поводу этого процесса написана одна из лучших речей Демосфена, одержавшего решительную победу.

     В Риме расцвет судебного красноречия, как и политического, совпадает с последним периодом республики и кончается вместе с нею.

     Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший. Историк и агроном, полководец и государственный деятель он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах предельная содержательность.

     Знаменитым  судебным оратором этого периода  был адвокат - Гай Скрибоний Курион. Судебные речи Марка Антония имели политический характер. Главное оружие в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

     Речи  Катона, Красса, Гортензия свидетельствуют о блеске римского красноречия; наиболее полное выражение оно получило в речах Цицерона, в течение многих веков остававшегося величайшим авторитетом в области ораторского искусства. Одаренный от природы Цицерон придавал большое значение труду, изучал мастерство греческих и римских ораторов.

     Одним из самых важных условий успеха он считал убежденность самого оратора  и стремление убедить суд. Для  этого необходимо знание, потому что  знание дает содержание красноречию, материал для выражения.

     Судебные  речи греческих и римских ораторов заслуживают изучения, как по изяществу  внешней формы, так и по богатству  содержания. В них дается образцовое изложение дела, доказательства подвергаются всесторонней оценке, употребляются  все известные ораторские средства, служащие для того, чтобы повлиять на судей.

     Впоследствии, в эпоху упадка, судебное красноречие  в Риме утратило свои преимущества. В период империи адвокатам не было надобности увлекать и убеждать; форум опустел, судебные заседания  перешли в закрытые, недоступные  для посторонних помещения; народных судей сменили чиновники. Соответственно этому от адвокатов стало требоваться, главным образом, не ораторское искусство, а практическая ловкость, связи и  богатства. Судебное красноречие выродилось в бессодержательное и цветистое  фразерство.

     Средние века с их феодальным режимом, сословным строем, невежеством народных масс и отстранением их от общественных дел не могли содействовать развитию судебного красноречия: когда даже в судах дела решались силой (судебные поединки), слово не имело большого значения. Дошедшие до нас образцы судебного красноречия средних веков принадлежат французским ораторам, деятельности которых благоприятствовало учреждение парламентов.

     Средневековые речи свидетельствуют о рабском  и неумелом подражании древним образцам, об исключительном преобладании внешней  формы; ораторское искусство того времени  было далеким от жизни, схоластическим упражнением. В речах доказательства подбирались по внешним признакам, в известном числе, например в  честь 12 апостолов составлялось 12 доказательств, из них 3 цитаты из св. отцов, 3 из Св. Писания и т. п.

     В XVI, XVII и XVIII вв. Франция продолжала сохранять первенствующее место в области судебного красноречия. Судебные речи французских адвокатов XVII и XVIII в. вырабатывались по правилам классических риторик, по образцу главным образом Цицерона, но в то же время и под сильным влиянием общественных и литературных течений того времени: в XVII в. - так называемого ложного классицизма, в XVIII в. - сентиментализма и философских учений энциклопедистов.

     С внешней стороны они отличаются правильностью построения, делятся  на установленное число частей; в  них часто встречаются без  всякой надобности высокопарные выражения, обороты, заимствованные у древних  ораторов, латинские цитаты, напоминающие схоластически средневековые произведения. В XVII в лишь немногие адвокаты сумели избежать в известной мере указанных недостатков, придать своим судебным речам живую, увлекательную внешность и сделать их содержание соответствующим обстоятельствам дела, без обременения речи эрудицией и многословием.

     Самыми  выдающимися адвокатами XVII в. считаются Леметр и Патрю. Речи адвокатов в XVIII ст. отличаются от речей их предшественников большей свободой от условных форм, сентиментальными лирическими отступлениями, меньшим количеством латинских текстов, заменяемых рассуждениями общего философского характера и картинами, выхваченными из современной жизни.

     Из  французских адвокатов XVIII в. наиболее известны де Саси, Кошен, Норман, Лоазо де Молеон, Жербье и Лэнгэ. Огромное большинство адвокатов не произносило своих речей, а читало их по запискам, так что они, в сущности, были особым родом литературного творчества.

     В XIX столетии чтение судебных речей вышло  из употребления; судебное красноречие  освободилось от подчинения чуждым современному духу классическим и схоластическим формам. Вместе с тем и содержание судебных речей стало обусловливаться  исключительно особенностями дела и его значением, что обеспечило дальнейшее развитие С. красноречия, разнообразие речей и их индивидуальность в  зависимости от характера ораторов.

     В XIX в. Франция дала целый ряд замечательных судебных ораторов, многие из которых были в то же время и политическими деятелями: в первой половине столетия - Беррье, Шэ д'Эст Анж, братья Дюпен, во второй - Жюль Фавр, Гамбетта, Лашо, Бетмон, Лиувиль и др. Гамбетта был, главным образом, политическим оратором; таким он оставался и в судебном заседании, пользуясь делом лишь как исходным пунктом для поддержания какого-либо общего принципа.

     Жюль Фавр, тоже политический деятель и оратор, отводил гораздо большее место адвокатской деятельности, на которую смотрел как на средство защиты права везде, где ему грозила опасность. Его речи, тщательно отделанные, основаны на полном изучении материала. Он часто выступал по преступлениям печати и бракоразводным делам; может быть, в зависимости от этого его речи кажутся несколько однообразными, во многих из них не чувствуется вдохновения.

     Его лучшая судебная речь - по делу Орсини, в которой сказались его лучшие качества: сила, краткость, простота и искренность. Величайшим адвокатом в первой половине XIX в., по оценке современников, был Беррье, главная сила которого заключалась в личном обаянии; в чтении его речи не производят сильного впечатления: они небрежно отделаны, слишком приподняты и растянуты. Лашо был особенно искусен в воздействии на присяжных. Он не поднимался над средним уровнем морали, не возводил дела на степень общественного явления, но превосходно знал среду, в которой действовал, ее мировоззрения, симпатии и антипатии.

     В Англии лучшие силы отдавались всецело политическому и духовному красноречию, судебное красноречие отодвигалось на второй план, и до сих пор политическое красноречие, безусловно, преобладает над судебным.

     В Германии, долго не было почвы, для какого бы то ни было красноречия, кроме духовного. Развитие судебного красноречия началось после событий 1848 г., но до сих пор германская адвокатура не дала ораторов, известность которых перешла бы за пределы их страны. Исключение составляет один Лассаль, замечательный и как судебный оратор.

Информация о работе Судебное красноречие