Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:27, реферат
Духовная сфера - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой: искусством, наукой, религией, другими проявлениями творчества и интеллектуальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).
Главные проблемы развития духовной культуры в современных условиях:
1. Через средства массовой информации она теперь распространяется не в узком кругу, а на миллионы, десятки и сотни миллионов людей.
2. Коммерциализация культуры и направленность на самых малообразованных и некультурных людей ведёт к понижению её уровня, антиморальности (секс, ужасы, насилие, суеверие и т. п.).
Введение
Место религии в системе культуры Духовная культура
2.Роль религии в формировании духовной культуры
3.Современное состояние религии и проблемы духовного развития человечества.
Место науки в системе культуры
Специфика науки,
Становление науки
Наука и техника
Идея поиска общего между различными религиями, а, тем более, объединения религий, мягко говоря, не пользуется популярностью в среде религиозных деятелей. Поэтому этот процесс идет очень медленно. Можно привести пример с Организацией Объединения Религий, созданной при ООН в 2000 году. Если в Индии уже к 2006 – 2007 годам было создано более 60 «кругов общения» - первичных организаций, куда входят представители разных религий, то в России на тот момент была всего одна такая организация, в г. Москве. В 2008 – 09 годах была создана еще одна организация в г. Новосибирске.
Заключение
Очевидно, что это две ключевые проблемы, без решения которых религия не сможет вновь стать ведущей сферой по формированию духовной культуры населения. Религии должны объединяться друг с другом, чтобы преодолеть межрелигиозную нетерпимость и конфликты, а также религия должна объединяться с наукой для того, чтобы формировать единое мировоззрение. Это два главных условия для восстановления статуса религии в обществе и ее полноценного влияния на формирование духовной культуры населения.
8
Глава II. Место науки в системе культуры
Наука, как следует из всего вышесказанного является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.
Хотя элементы научных знаний начали формироваться в более древних культурах (Шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение наука относят к 6 в до н.э., когда в Древней Греции, возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит), сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем и достаточно высокого уровня культуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чем двухтысячелетняя история развития науки обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций ее развития. “Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”, - писал Ф.Энгельс.
Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида “культурной памяти” человечества, теоретически кристаллизующий прошлый опыт познания и овладения ее законами.
9
Процесс развития науки находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе наука использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов, схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятие стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперимент и господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее неразложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная наука характеризуется стремлением к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов.
Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути и развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки Чередование экстенсивных и революционных периодов развития характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей.
Всю историю науки пронизывает сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоение новых областей реальности и углубление познания приводит к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем.Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, а также такие научные дисциплина как математика, логика, кибернетика, вооружающие науку системой единых методов.
Научные дисциплины,
образующие в своей совокупности систему
науки в целом, весьма условно можно подразделить
на три большие группы - естественные,
социогуманитарные и технические, различающиеся
по своим предметам и методам.
Наряду с традиционными исследованиями
проводимыми в рамках какой-либо одной
отрасли науки, проблемный характер ориентации
современной науки вызвал к жизни широкое
развертывание междисциплинарных и комплексных
исследований, проводимых средствами
различных научных дисциплин, конкретное
сочетание которых определяется характером
соответствующих проблем.
10
Примером этого является исследования проблем охраны природы, находящихся на перекрестке технических, биологических наук, почвоведения, географии, геологии, медицины, экономики, математики и др.
Такого рода проблемы,
возникающие в связи с решением крупных
хозяйственных и социальных задач являются
типичными для современной науки.
По своей направленности, по непосредственному
отношению к практической деятельности
науки принято подразделять на фундаментальные
и прикладные. Задачей фундаментальных
наук является познание законов, управляющих
поведением и взаимодействием базисных
структур природы и культуры. Эти законы
изучаются в “чистом виде” безотносительно
к их возможному использованию. Непосредственная
цель прикладных наук - применение результатов
фундаментальных наук для решения не только
познавательных, но и социально-практических
проблем. Как правило, фундаментальные
науки опережают в своем развитии прикладные,
создавая для них теоретический задел.
В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественный и количественный аспекты изучаемых предметов и явлений. Устойчивые связи между эмпирическими характеристиками выражаются в эмпирических законах, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических явлений. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня.
Все теоретические дисциплины так или иначе уходят своими историческими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельных наук открываются сугубо теоретические (например, математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений.
Науку 20 века характеризует
прочная и тесная взаимосвязь с техникой,
что является основой современной научно-технической
революции, определяемой многими исследователями
в качестве основной культурной доминанты
нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия
науки и техники в ХХ столетии не только
привёл к тому, что новая техника возникает
как побочный продукт фундаментальных
исследований, но и обусловил формирование
разнообразных технических теорий.
Общекультурное предназначении
техники — освобождение человека от “объятий”
природы, обретение им свободы и некоторой
независимости от природы. Но, освободившись
от жёсткой природной необходимости, человек
на её место, в общем-то, незаметно для
себя, поставил жёсткую техническую необходимость,
11
оказавшись в плену
непредусмотренных побочных
Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.
Техника, заменяя
рабочую силу человека и приводящая к
повышению производительности труда,
рождает проблему организации досуга
и безработицу. За жилищный комфорт мы
расплачиваемся разобщённостью людей.
Достигая с помощью личного транспорта
мобильность покупается ценой шумовой
нагрузки, неуютностью городов и загубленной
природой. Медицинская техника, существенно
увеличивая продолжительность жизни,
ставит развивающиеся страны перед проблемой
демографического взрыва.
Техника, обеспечивающая возможность
вмешательства в наследственную природу,
создаёт угрозу человеческой индивидуальности,
достоинству человека и неповторимости
личности.
Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает “разрешающую силу” человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счёт внутренней, за счёт понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счёт разрыва между рассудком и разумом. “Алгеброизация”, “алгоритмизация” стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.
Как следствие этого,
нарастает деформация духовной коммуникации,
духовных связей: духовные ценности в
большей степени превращаются в голую
анонимную информацию, рассчитанную на
усреднённого потребителя и нивелирующую
личностно-индивидуальное восприятие.
Глобальная компьютеризация
таит в себе опасность утраты диалогичности
в общении с другими людьми, порождая “дефицит
человечности”, появление раннего психологического
старения общества и человеческого одиночества
и даже снижения физического здоровья.
Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на
12
общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несёт в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.
13
Заключение по проектной работе