Роль науки и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:27, реферат

Краткое описание

Духовная сфера - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой: искусством, наукой, религией, другими проявлениями творчества и интеллектуальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).
Главные проблемы развития духовной культуры в современных условиях:
1. Через средства массовой информации она теперь распространяется не в узком кругу, а на миллионы, десятки и сотни миллионов людей.
2. Коммерциализация культуры и направленность на самых малообразованных и некультурных людей ведёт к понижению её уровня, антиморальности (секс, ужасы, насилие, суеверие и т. п.).

Оглавление

Введение
Место религии в системе культуры Духовная культура
2.Роль религии в формировании духовной культуры
3.Современное состояние религии и проблемы духовного развития человечества.


Место науки в системе культуры
Специфика науки,
Становление науки
Наука и техника

Файлы: 1 файл

proekt.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

 

Министерство общего и профессионального образования                             Свердловской области

ГАОУ СПО СО Уральский колледж технологий и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ НАУКИ И РЕЛИГИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

 

Проектная работа по дисциплине “История”

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил: Бузов М.Д.

                                                                                     Студент  2 курса, группа ДМ203

                                                                                    Руководитель: Зарецкая Л.М.

                                                                                     Преподаватель

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Содержание

Введение

Место религии в системе  культуры Духовная культура

2.Роль религии  в формировании духовной культуры

3.Современное  состояние религии и проблемы  духовного развития человечества.

 

 

Место науки в системе культуры

Специфика науки,

Становление науки

Наука и техника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

        Духовная сфера - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой: искусством, наукой, религией, другими проявлениями творчества и интеллектуальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).

Главные проблемы развития духовной культуры в современных условиях:

1. Через средства массовой  информации она теперь распространяется  не в узком кругу, а на миллионы, десятки и сотни миллионов  людей.

2. Коммерциализация культуры  и направленность на самых  малообразованных и некультурных  людей ведёт к понижению её  уровня, антиморальности (секс, ужасы, насилие, суеверие и т. п.).

3. Развлекательность убивает воспитательную и моральную сторону культуры.

 4. Общая проблема всех стран - сложность поддержки одарённых деятелей культуры (их трудно отыскать и определить, а коммерческая отдача от них слаба) - в нашей стране усугубляется вообще нищенским положением работников культуры.

 

 

Цель проектной работы:  выявление проблем в формировании духовной культуры и поиск путей их решения.

 

Методы исследования:  изучение источников и практики, наблюдение, сравнение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Место религии в системе  культуры

  1. Духовная культура.

Для того, чтобы определить роль религии в формировании и развитии духовной культуры, необходимо разобраться с понятием «духовная культура». Это понятие сегодня употребляется очень часто, при этом смысл его достаточно размыт, вследствие чего не очень понятно, что собственно надо формировать и развивать. Поэтому начнем с того, что дадим определение духовной культуры.

 

В последнее время в связи с активным использованием понятия информации в общественных науках стал использоваться информационный подход к понятию «культура». Согласно этому подходу, культура – это «наследственная память» общества. Она представляет собой совокупность знаний или информации, которой обладает человечество на данный момент и которая передается от поколения к поколению. Другими словами, культура – это накопленный опыт человечества в самых разных областях своей деятельности, зафиксированный с помощью языка на самых разных носителях (в книгах, в произведениях искусства, в зданиях и сооружениях, в традициях как стереотипах поведения) или просто передающийся с помощью устного языка последующим поколениям.

К этому необходимо добавить еще один важный момент. Поскольку возникновение и развитие человечества не является случайным и стихийным процессом, а проходило под руководством Высших Сил, то культура изначально формировалась с их помощью. На заре своей истории необходимые знания давались человечеству из Высшего Источника, а уже потом люди сами стали добавлять в «культурную копилку» человечества свой опыт и самостоятельно приобретенные знания.

Таким образом, культура – это то же самое, что и генетический код для нашего физического тела. В нем заключена самая главная информация, без которой формирование и развитие физического тела невозможно. Даже малейшая ошибка в генетической информации приводит к серьезным нарушениям в работе физического тела. То же самое происходит и с обществом, если необходимая для его развития культурная информация теряется со временем или искажается. Общество в этом случае начинает развиваться неправильно и вместо того, чтобы эволюционировать, начинает деградировать.

 

Опираясь на данное понимание культуры вообще, определим понятие «духовная культура». Очевидно, что всю культуру в целом можно разделить на материальную и духовную культуру. Материальная культура – это накопленный опыт и знания освоения и совершенствования внешней среды, окружающей человечество. Соответственно, духовная культура – это необходимая для человека информация и накопленный опыт по освоению и совершенствованию себя самого.

1

Это деление культуры обусловлено двойственной природой самого человека, который одновременно живет в двух мирах – внешнем и внутреннем мире: в мире своей души, своих мыслей, чувств, желаний, волевых устремлений и т.д. И это такой же сложный и таинственный для нас мир, как и внешний. Поэтому с древних времен человечество получало необходимые знания об этом мире и указания о том, как управлять своим внутренним миром и совершенствовать его. К этой информации постепенно добавлялся собственный опыт совершенствования своего внутреннего мира.

Итак, духовная культура – это совокупность знаний и опыта по освоению и совершенствованию внутреннего мира человека.

 

  1. Роль религии в формировании духовной культуры.

В течение длительного времени роль религии в формировании духовной культуры была приоритетной. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

  1. Во-первых, совершенствование самого человека или формирование духовной культуры является главной целью всех религий. Религия всегда отвечала за эту сторону жизни человечества, а если и вмешивалась в другие сферы (например, в социальную жизнь), то всегда с точки зрения того, как это способствует внутреннему совершенствованию человека;
  2. Во-вторых, особенность религии заключается в том, что духовные учения, лежащие в основе различных религий, были получены из Высшего Источника. Пророки являлись, как правило, лишь «каналами» для передачи необходимой информации человечеству. История возникновения самых разных религий всегда описывает, как тот или иной пророк общается с Богом или Богами и выполняет их волю. Этим религия отличается от науки и искусства, которые являются плодом деятельности исключительно человека. Именно это обстоятельство придает особую значимость религии, т.к. через учения пророков человечеству дается «опережающая» информация, которая сразу воспринимается с большим трудом и на освоение которой человечеству нужны века. Поэтому все известные нам сегодня религии – и буддизм, и христианство, и ислам были отвергнуты современниками и получили признание спустя века.

 

Каким образом религия формирует духовную культуру человека? В религии всегда использовались два универсальных метода:

- теоретическое объяснение, результатом которого должно  стать формирование правильного  мировоззрения;

- практическое применение  полученных знаний, результатом  которого должно стать умение  управлять своим внутренним миром.

2

Формирование мировоззрения.

 Формирование правильного, т.е. соответствующего реальности, мировоззрения – первое условие развития духовной культуры человека. Невозможно эффективно управлять собой и развивать свои внутренние способности, если представления о себе изначально не соответствуют реальности.

Специфика религии заключается в том, что она объясняет, как устроен мир и человек с учетом тех аспектов реальности, которые человек не может воспринимать в своем обычном состоянии. В этом и заключается «опережающий» характер религиозной информации. Она дает более широкое представление о реальности, чем способен воспринимать обычный человек, и с учетом этого объясняет, что представляет собой сам человек и как он должен развиваться.

Если мы отвлечемся от частных отличий различных религиозных учений друг от друга, то можно увидеть весьма целостную и органично взаимосвязанную картину мира, в которой ясно определено место человека, цель и смысл его жизни.

 

Религиозная практика.

 

Вторым условием формирования духовной культуры является развитие практических умений по управлению своим внутренним миром. Для этого в религии существует два уровня религиозной практики, отличающиеся степенью своей сложности:

  1. освоение нравственных норм поведения в обществе;
  2. ритуальная практика.

Освоение нравственных норм – это самый простой, доступный для всех верующих уровень религиозной практики. Человек стремится подчинить свое поведение определенным правилам, которые обеспечат его гармоничное сосуществование с другими людьми. Все религии формулируют примерно одинаковый набор этих правил: запрет на убийство и воровство, осуждение лжи, пустой болтовни, измены своему супругу или супруге и т.д. Многие религии также считают грехом стремление к богатству и выдвигают в  качестве идеала скромную жизнь.

Приучая себя подчиняться этим правилам, человек приобретает первые навыки управления собой.

 

6

Ритуальная практика – это более сложный уровень религиозной практики, которым занимаются не все последователи того или иного учения, а только служители культа и монахи. Суть ее заключается не только в проведении ритуалов в храмах, но и в определенном образе жизни, который предполагает освоение специальных практик: медитации в буддизме, длительной молитвы в христианстве и исламе, состояния транса в шаманизме и т.д.

 

Освоение этих состояний предполагает очень длительную и тщательную работу над своим внутренним миром: развитие умения контролировать свое состояние сознания, концентрировать мысли, развивать в себе определенные чувства и желания (например, желание служить Богу), убирать ненужные мысли и желания, а также тренировать волю в этом процессе. В каждой религии сложилась своя оригинальная система достижения этой цели, но результат этого процесса, каким бы путем мы не шли, всегда будет одинаковый. В этом тоже проявляется единство всех религий.

 

Таким образом, каждая религия представляет собой целостную систему формирования и развития духовной культуры человека. Когда в обществе отсутствует религия, то ее функции в полном объеме не может заменить ни одна из других сфер деятельности человека, и общество начинает деградировать в духовном плане.

 

  1. Современное состояние религии и проблемы духовного развития человечества.

 

Очевидно, что в современном обществе религия утратила свое приоритетное положение, что незамедлительно сказалось на общем состоянии духовной культуры людей.  Можно выделить несколько причин падения роли религии в современном мире:

- во-первых, у религии  появился серьезный конкурент  – наука, которая к ХХ веку  стала занимать господствующее  положение в обществе и, соответственно, влиять на формирование мировоззрения  людей. Научная картина мира существенно  отличается от религиозной картины  мира, т.к. в течение длительного  времени (до начала ХХ века) в  ней отсутствовало все, что не  может непосредственно наблюдаться  и восприниматься человеком. Поэтому  научная картина мира включала  только материальный мир и, соответственно, самого человека рассматривала  только с точки зрения его  материальной, телесной структуры. Наука использовала государственную  систему образования для распространения  своих представлений, вследствие  чего авторитет религии у новых  поколений сегодня весьма невысок.

7

На наш взгляд, сегодня есть все основания для решения этой проблемы, т.к. наука второй половины ХХ – начала ХХ1 века обратилась к изучению не

воспринимаемых человеком видов материи. Очень многое в современной научной картине мира аналогично религиозным представлениям. Необходимо это показать и донести в ясной и понятной форме до широких слоев населения. Но, к сожалению, представители существующих религиозных конфессий или равнодушны к этому процессу сближения науки и религии, или хотят увидеть в науке подтверждение только их, конфессиональных представлений. Если они этого не видят, то просто

оставляют без внимания те или иные достижения науки.

- во-вторых, религия в  современном мире остро столкнулась  с проблемой глобализации. В связи  с взаимопроникновением национальных  культур, активным общением людей  и перемещением их по планете  сегодня нарушилось региональное  распределение религий. Раньше каждый  большой регион имел свою господствующую  религию (Европа – христианство, Ближний Восток – ислам, Дальний  Восток – буддизм, а также каждый  народ имел свои национальные  верования). Сегодня практически  везде по соседству проживают  представители разных верований. Но вместо того, чтобы искать  основу для объединения и консолидации  усилий, религии начали борьбу  за привлечение людей на свою  сторону и против нетрадиционных  для данного региона верований. Явно об этом ничего не говорится, но неявно такая работа проводится  везде, используя все средства  массовой информации, агитации и  пропаганды, где-то государственный  ресурс. Это хорошо видно на  примере развития православной  церкви в нашей стране за  последние 20 лет. Эта «борьба за  паству» между конфессиями также  не приводит к росту авторитета  религии в обществе.

Информация о работе Роль науки и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций