Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:27, реферат
Духовная сфера - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой: искусством, наукой, религией, другими проявлениями творчества и интеллектуальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).
Главные проблемы развития духовной культуры в современных условиях:
1. Через средства массовой информации она теперь распространяется не в узком кругу, а на миллионы, десятки и сотни миллионов людей.
2. Коммерциализация культуры и направленность на самых малообразованных и некультурных людей ведёт к понижению её уровня, антиморальности (секс, ужасы, насилие, суеверие и т. п.).
Введение
Место религии в системе культуры Духовная культура
2.Роль религии в формировании духовной культуры
3.Современное состояние религии и проблемы духовного развития человечества.
Место науки в системе культуры
Специфика науки,
Становление науки
Наука и техника
Министерство общего и профессионального
образования
ГАОУ СПО СО Уральский колледж технологий и предпринимательства
РОЛЬ НАУКИ И РЕЛИГИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ
Проектная работа по дисциплине “История”
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
Место религии в системе культуры Духовная культура
2.Роль религии
в формировании духовной
3.Современное
состояние религии и проблемы
духовного развития
Место науки в системе культуры
Специфика науки,
Становление науки
Наука и техника
Введение.
Духовная сфера - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой: искусством, наукой, религией, другими проявлениями творчества и интеллектуальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).
Главные проблемы развития духовной культуры в современных условиях:
1. Через средства массовой
информации она теперь
2. Коммерциализация культуры
и направленность на самых
малообразованных и
3. Развлекательность убивает воспитательную и моральную сторону культуры.
4. Общая проблема всех стран - сложность поддержки одарённых деятелей культуры (их трудно отыскать и определить, а коммерческая отдача от них слаба) - в нашей стране усугубляется вообще нищенским положением работников культуры.
Цель проектной работы: выявление проблем в формировании духовной культуры и поиск путей их решения.
Методы исследования: изучение источников и практики, наблюдение, сравнение.
Глава I. Место религии в системе культуры
Для того, чтобы определить роль религии в формировании и развитии духовной культуры, необходимо разобраться с понятием «духовная культура». Это понятие сегодня употребляется очень часто, при этом смысл его достаточно размыт, вследствие чего не очень понятно, что собственно надо формировать и развивать. Поэтому начнем с того, что дадим определение духовной культуры.
В последнее время в связи с активным использованием понятия информации в общественных науках стал использоваться информационный подход к понятию «культура». Согласно этому подходу, культура – это «наследственная память» общества. Она представляет собой совокупность знаний или информации, которой обладает человечество на данный момент и которая передается от поколения к поколению. Другими словами, культура – это накопленный опыт человечества в самых разных областях своей деятельности, зафиксированный с помощью языка на самых разных носителях (в книгах, в произведениях искусства, в зданиях и сооружениях, в традициях как стереотипах поведения) или просто передающийся с помощью устного языка последующим поколениям.
К этому необходимо добавить еще один важный момент. Поскольку возникновение и развитие человечества не является случайным и стихийным процессом, а проходило под руководством Высших Сил, то культура изначально формировалась с их помощью. На заре своей истории необходимые знания давались человечеству из Высшего Источника, а уже потом люди сами стали добавлять в «культурную копилку» человечества свой опыт и самостоятельно приобретенные знания.
Таким образом, культура – это то же самое, что и генетический код для нашего физического тела. В нем заключена самая главная информация, без которой формирование и развитие физического тела невозможно. Даже малейшая ошибка в генетической информации приводит к серьезным нарушениям в работе физического тела. То же самое происходит и с обществом, если необходимая для его развития культурная информация теряется со временем или искажается. Общество в этом случае начинает развиваться неправильно и вместо того, чтобы эволюционировать, начинает деградировать.
Опираясь на данное понимание культуры вообще, определим понятие «духовная культура». Очевидно, что всю культуру в целом можно разделить на материальную и духовную культуру. Материальная культура – это накопленный опыт и знания освоения и совершенствования внешней среды, окружающей человечество. Соответственно, духовная культура – это необходимая для человека информация и накопленный опыт по освоению и совершенствованию себя самого.
1
Это деление культуры обусловлено двойственной природой самого человека, который одновременно живет в двух мирах – внешнем и внутреннем мире: в мире своей души, своих мыслей, чувств, желаний, волевых устремлений и т.д. И это такой же сложный и таинственный для нас мир, как и внешний. Поэтому с древних времен человечество получало необходимые знания об этом мире и указания о том, как управлять своим внутренним миром и совершенствовать его. К этой информации постепенно добавлялся собственный опыт совершенствования своего внутреннего мира.
Итак, духовная культура – это совокупность знаний и опыта по освоению и совершенствованию внутреннего мира человека.
В течение длительного времени роль религии в формировании духовной культуры была приоритетной. Это обусловлено двумя обстоятельствами:
Каким образом религия формирует духовную культуру человека? В религии всегда использовались два универсальных метода:
- теоретическое объяснение,
результатом которого должно
стать формирование
- практическое применение
полученных знаний, результатом
которого должно стать умение
управлять своим внутренним
2
Формирование мировоззрения.
Формирование правильного, т.е. соответствующего реальности, мировоззрения – первое условие развития духовной культуры человека. Невозможно эффективно управлять собой и развивать свои внутренние способности, если представления о себе изначально не соответствуют реальности.
Специфика религии заключается в том, что она объясняет, как устроен мир и человек с учетом тех аспектов реальности, которые человек не может воспринимать в своем обычном состоянии. В этом и заключается «опережающий» характер религиозной информации. Она дает более широкое представление о реальности, чем способен воспринимать обычный человек, и с учетом этого объясняет, что представляет собой сам человек и как он должен развиваться.
Если мы отвлечемся от частных отличий различных религиозных учений друг от друга, то можно увидеть весьма целостную и органично взаимосвязанную картину мира, в которой ясно определено место человека, цель и смысл его жизни.
Религиозная практика.
Вторым условием формирования духовной культуры является развитие практических умений по управлению своим внутренним миром. Для этого в религии существует два уровня религиозной практики, отличающиеся степенью своей сложности:
Освоение нравственных норм – это самый простой, доступный для всех верующих уровень религиозной практики. Человек стремится подчинить свое поведение определенным правилам, которые обеспечат его гармоничное сосуществование с другими людьми. Все религии формулируют примерно одинаковый набор этих правил: запрет на убийство и воровство, осуждение лжи, пустой болтовни, измены своему супругу или супруге и т.д. Многие религии также считают грехом стремление к богатству и выдвигают в качестве идеала скромную жизнь.
Приучая себя подчиняться этим правилам, человек приобретает первые навыки управления собой.
6
Ритуальная практика – это более сложный уровень религиозной практики, которым занимаются не все последователи того или иного учения, а только служители культа и монахи. Суть ее заключается не только в проведении ритуалов в храмах, но и в определенном образе жизни, который предполагает освоение специальных практик: медитации в буддизме, длительной молитвы в христианстве и исламе, состояния транса в шаманизме и т.д.
Освоение этих состояний предполагает очень длительную и тщательную работу над своим внутренним миром: развитие умения контролировать свое состояние сознания, концентрировать мысли, развивать в себе определенные чувства и желания (например, желание служить Богу), убирать ненужные мысли и желания, а также тренировать волю в этом процессе. В каждой религии сложилась своя оригинальная система достижения этой цели, но результат этого процесса, каким бы путем мы не шли, всегда будет одинаковый. В этом тоже проявляется единство всех религий.
Таким образом, каждая религия представляет собой целостную систему формирования и развития духовной культуры человека. Когда в обществе отсутствует религия, то ее функции в полном объеме не может заменить ни одна из других сфер деятельности человека, и общество начинает деградировать в духовном плане.
Очевидно, что в современном обществе религия утратила свое приоритетное положение, что незамедлительно сказалось на общем состоянии духовной культуры людей. Можно выделить несколько причин падения роли религии в современном мире:
- во-первых, у религии
появился серьезный конкурент
– наука, которая к ХХ веку
стала занимать господствующее
положение в обществе и, соответственно,
влиять на формирование
7
На наш взгляд, сегодня есть все основания для решения этой проблемы, т.к. наука второй половины ХХ – начала ХХ1 века обратилась к изучению не
воспринимаемых человеком видов материи. Очень многое в современной научной картине мира аналогично религиозным представлениям. Необходимо это показать и донести в ясной и понятной форме до широких слоев населения. Но, к сожалению, представители существующих религиозных конфессий или равнодушны к этому процессу сближения науки и религии, или хотят увидеть в науке подтверждение только их, конфессиональных представлений. Если они этого не видят, то просто
оставляют без внимания те или иные достижения науки.
- во-вторых, религия в
современном мире остро