Религия как духовная культура и социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.
Прежде, чем говорить о каком-либо значимом аспекте жизни общества (классе социальных явлений), тем более о таком значимом, как социальный институт, всегда полезно дать его максимально строгое определение, т.е. выделить признаки, наличие которых однозначно позволяет отнести какое-либо наблюдаемое явление к рассматриваемому классу (совокупность которых является необходимым и достаточным условием этого отнесения

Оглавление

1. Религия как духовная культура и социальный институт………….. 3
2. Основные документы религии………………………………………. 9
3. Тенденции современной религии…………………………………… 13
4. Религия в России……………………………………………………… 16
5. Список используемой литературы…………………………………... 18

Файлы: 1 файл

К. История религии.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

         4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

         5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью.

         6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

 

         2. Основные документы религии.

 

         Религиозные воззрения первоначально передавались изустно от поколения к поколению. Затем с развитием и усложнением общественной жизни, с появлением письменности возникает необходимость официального закрепления религиозных заповедей. Появляется религиозная литература, в которой излагаются вероучения и мифы. Некоторые из этих религиозных книг приобрели ореол святости, их стали называть священными, т.е. заданными самим Богом. Так появились в разных странах в разное время Веды, Авеста, Коран, Танах, Библия, Тора и другие книги.

          На Западе наиболее распространена Библия — книга, собранная из древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке (XIII в. до н.э. — II в. н.э.). С точки зрения иудаизма, Библия — это книги, написанные до нашей эры, и отобранные в качестве священных из прочей литературы комиссиями древнееврейских ученых-богословов. Таких книг 39. Они объявляются каноническими, т.е. правильными. Христиане и иудеи считают их Ветхим Заветом.

Кроме этого, христиане признают еще 27 книг Нового Завета, которые написаны в I — II вв. н.э. на старогреческом языке. Библия — важный историко-культурный документ, включающий реальные события и большое количество мифов. Библия вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, которые являются национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием.

         Коран — главная священная книга мусульман. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского. Согласно мусульманской мифологии, Коран был передан аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. Коран составлен многочисленными авторами и утвержден при халифе Османе (644 — 656 гг.). По преданию, ученики записывали проповеди, наставления и изречения Мухаммеда на пальмовых листьях, пергаменте, костях, затем переписывали их в одну книгу. При упомянутом халифе специальная редакционная комиссия составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая глава, или сура, имеющая своим назначением передать целое откровение, состоит из стихов, или аятов. Слово «аят» означает «знамение», «чудо».

         Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения на Аравийском полуострове в период VI — VII вв. н.э. В Коране говорится об обязанностях верующих по отношению к правителю, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе — едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность, провозглашает неравенство женщины. С точки зрения мусульман, в Коране «сокрыты величайшие ценности и глубочайшие мысли» для истинно верующих, которым дано проникнуть через внешнюю оболочку коранических слов в недра божественной мудрости.

         В иудаизме главными канонами являются две книги — Танах, ветхозаветная часть Библии, которая создана до появления христианства, и Талмуд. Талмуд представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, которая сложилась с IV в. до н.э. по IV в н.э. Если Ветхий Завет называется писаным законом, Талмуд называется устным законом. Талмуд содержит сведения о культе, много поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел, элементарных сведений по медицине, математике и географии, немало притч, пословиц, сказок, легенд, мифов, басен.

         Буддийскую религиозную литературу, которая насчитывает многие тысячи сочинений, можно условно разделить на две большие категории:

         1. Каноническая литература, выдаваемая за откровения самого Будды, которые якобы были сообщены потомкам его учениками. Сюда относятся и объяснения догматов, обычаев и моральных требований буддизма, сделанные древними авторами. Каноническая литература создавалась в Индии и на Цейлоне в III — II вв. до н.э;

         2. Более поздние произведения, которые комментируют и развивают идеи буддизма. Неканонические произведения написаны на десятках языков самых различных азиатских стран в течение почти двух тысячелетий. Каноническая литература известна под названием Типитака. По преданию, после смерти Будды монахи выслушали сообщения ближайших учеников об основных положениях его учения. Запись этих преданий была произведена лишь в I в. до н.э. на Цейлоне. Затем в 1871 г. в Бирме был созван специальный буддийский собор, на котором 2400 монахов выработали унифицированный текст Типитаки. Этот текст вырезали впоследствии на 729 мраморных плитах, каждая из которых была поставлена в отдельном миниатюрном островерхом храмике. Так был создан своеобразный городок-библиотека, хранилище канона — Кутодо, место, почитаемое сейчас всеми буддистами мира.

         Веды — древнейшие литературные памятники Индии, которые почитаются последователями индуизма как «священные» книги. Хотя Веды стали известны в Европе только в первой половине XI — X вв., начало их сбора относится к середине 2 тысячелетия до н.э. Затем в течение десяти веков они продолжали пополняться и видоизменяться. Веды представляют собой сборники текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга. Некоторые древние мифы в дальнейшем были развиты в индийском героическом эпосе — в знаменитых сборниках Махабхарата и Рамаяна.

         Авеста — сборник священных книг древнеиранской религии, которая господствовала на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII — VIII вв. н.э.). Основное содержание Авесты — учение о непримиримой борьбе доброго божества, светлого начала, добра и злого божества, темного начала, зла. Оба великих божества — равноправные творцы мира. Первый создал все хорошее, разумное и полезное, второй — все дурное и вредное. Это относится и к области этики — правда, добро противостоит лжи, злу, подлости. Между той и другой сторонами идет вечная борьба, в которой принимают участие и люди; жизнь и смерть, небо и ад — важнейшие элементы этой борьбы для людей.

         Основное в учении Авесты — это положение о том, что бог не может отвечать за творящееся в мире зло, так как оно порождено другой, независимой от доброго бога силой. Зло и страдание возможно преодолеть только в будущем.

         Таковы наиболее важные и известные священные книги разных религий. Зачастую они создавались безвестными авторами на протяжении веков асинхронно, в близких и отдаленных странах, в различных исторических условиях. Наряду с религиозными положениями, предписаниями, они содержат материалы о жизни и быте народов, культуре, знания о мире, которые ныне имеют не только историческую, но и социологическую ценность. Наличие некоторых совпадений в священных книгах свидетельствует о возможных контактах народов разных стран древнего мира, о том, что у этих народов были в то время относительно сходные условия жизни.

         Эти книги по своей сути представляют собой один из важных социологических источников, т.е. являются документом, который можно подвергнуть научному анализу. Социологи, как и другие представители обществоведения, считают, что одно из важнейших предназначений религии — придание смысла человеческой жизни, веры в предназначение человека во Вселенной. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить те несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни. Считается, что верующих на земле около 2,5 млрд., при общей численности населения около 6 млрд. человек.

         Социологи разработали несколько способов классификации религий. М. Вебер классифицировал религии в зависимости от их подхода к спасению души, какое поведение может принести после смерти вечное блаженство, а какое поведение обрекает на ад или забвение. В восточных религиях спасение души — в пассивном созерцании, духовном просветлении (медитация, йога). В некоторых направлениях христианства главное — в аскетизме, самопожертвовании и самодисциплине.

         Каковы же конкретные формы религиозной организации? Насчитывается несколько основных типов религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Церковь имеет довольно тесные связи с широкими слоями общества и действует внутри него. Секта, противопоставляя себя обществу, отвергает господствующие ценности. Члены секты часто не участвуют в общественной жизни.           Существует и третья форма религиозной организации — деноминация, которая представляет собой некое промежуточное звено между церковью и сектой. Так, к протестантским деноминациям относятся баптисты, пресвитериане, члены епископальной церкви, методисты, конгрегационалисты и многие другие. Четвертая форма религиозной организации — культ. Это крайняя форма секты. Как правило, он отрывается от господствующей церкви в результате разногласий по поводу специфических религиозных ритуалов, но сторонники культа придерживаются крайних воззрений и призывают к радикальным изменениям личности и общества.

         Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) подробно проанализировал социальные функции религии. Религия, по его мнению, возникает из нашей способности любить и заботиться о других, из осознания не избежности смерти. Ритуалы утешают живых, уменьшают их страх перед смертью. Как уже сказано, религия помогает пережить несправедливости, с которыми человек сталкивается в жизни (бедность, болезни, неравенство). Дюркгейм считал, что людям легче верить в религию, связанную с особым божеством и особыми ритуалами, чем признать власть «общества» над их жизнью. Люди, по его мнению, говорят на языке, придуманном не ими, пользуются инструментами, которые изобрели не они, поскольку эти блага цивилизации они получают от общества. Так как каждое следующее поколение получает эти блага в готовом виде, а не создает их заново, человеку невольно кажется, что существует некая высшая сила, и ей, а не обществу, приписывается божественность. Эта сила милостива и оказывает человеку покровительство, защищает его и гарантирует счастливую судьбу. И конечно, он стремится возвеличить эти силы.

        

         3.Тенденции современной религии.

 

         В развитых цивилизованных странах в XX в. существовали свобода вероисповедания, религиозный плюрализм и высокая степень религиозной терпимости. Эта духовная атмосфера складывалась постепенно и не без труда. Семена религиозной свободы дали всходы прежде всего в Европе и США, где политические деятели в поисках согласия в обществе и преодоления ссор на религиозной почве пришли к решению, исключающему привилегированное положение одной религиозной группы по отношению к другой. В США даже возникла идея об отделении церкви от государства, которая нашла воплощение в первой поправке к конституции США, а затем и в конституциях всех штатов. Эта правовая защита гарантирует «свободную конкуренцию в духовной жизни». Свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма и относительно высокой степени религиозной терпимости. В целом большинство американцев склоняется к вере в Бога и в жизнь после смерти. Здесь число граждан, имеющих разнообразные религиозные убеждения, несколько выше, чем в любой другой западной индустриальной стране .

         Сегодня наука оказывает влияние практически на всю нашу жизнь благодаря высокому уровню развития технологии. Тысячи новых изобретений, механизмов, средств массовой информации за последние сто лет практически изменили облик цивилизации, образ жизни людей. Технология, созданная на основе науки, стала доминировать в нашей жизни, и люди постепенно в какой-то мере перестают принимать на веру те идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.

Информация о работе Религия как духовная культура и социальный институт