Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1.Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;
2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
3. проанализировать организацию досуга в современной семье
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
1.1. Семья как социальный институт 5
1.2. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
1.3. Социальная роль досуга 16
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
2.2. Организация исследования. 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
1.1. Семья как социальный институт 5
1.2. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
1.3. Социальная роль досуга 16
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
2.2. Организация исследования. 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 33
Динамика модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, формируются межэтнические браки, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Как
следствие нарушается многовековая
преемственность народного
В
этой связи закономерным становится
обращение к осмыслению содержательных
характеристик досугового пространства
современной семьи, механизмов взаимодействия
семьи и досуговых учреждений,
особенностей разработки федеральных
и региональных программ семейной политики
в России. Особое значение имеет
анализ социально-культурных условий
развития семейного досуга, которые
представляют собой совокупность технологических
компонентов современной
Научный
интерес к изучению семьи как
социального института
В
современных условиях социально-педагогические
и психологические
аспекты взаимодействия семьи и учреждений
социально-культурной сферы отражены
в исследованиях В.Г.Бочарова, А.И.Вишняк,
В.И.Тарасенко, Б.Грушина, И.Н.Ерошенкова,
Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, В.И.Зацепина,
А.Д.Жаркова, В.Е.Новаторова и др.
Объект исследования — Семья как социально-культурный институт
Предмет исследования – семейный досуг
Цель исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
Объект,
предмет и цель исследования обуславливают
необходимость решения
1.Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;
2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
3. проанализировать организацию досуга в современной семье
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие досуговых интересов современной семьи будет зависеть от соблюдения факторов:
• создания многоуровневой системы организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы, в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и созидания духовных ценностей;
• развития досуговых интересов семьи в контексте взаимодействия с социальной средой;
• соблюдения комплекса социально-культурных условий, необходимых для осуществления социальной адаптации семей.
База исследования: школа № 56 г. Хабаровска
Работа
состоит из введения, 2 глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Социальные
институты (от лат. institutum - установление,
учреждение) - это исторически сложившиеся
устойчивые формы организации совместной
деятельности людей. Термин "социальный
институт" употребляется в самых
разнообразных значениях. Говорят
об институте семьи, институте образования,
здравоохранения, институт государства
и т. д. Первое, чаще всего употребляемое
значение термина "социальный институт"
связано с характеристикой
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1)
Одним из необходимых условий
появления социальных
2)
Социальный институт
Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Внешне
социальный институт представляет собой
совокупность лиц, учреждений, снабженных
определенными материальными
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. [23, с.80]
Cемья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Из
этого определения явствует, что
внутри семьи различаются два
основных вида отношений – супружество
(брачные отношения между
Семья
как своеобразное общность людей, как
социальный институт влияет на все
стороны общественной жизни, с ней
прямо или косвенно связаны все
социальные процессы. В то же время
семья имеет относительную
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
Наиболее
архаичным типом является патриархальная
(традиционная) семья. Это большая
по численности семья, где в одном
"гнезде" проживают разные поколения
родственников и
В
городских семьях большого размаха
достиг процесс нуклеаризации и
сегментации семьи, характерный
для большинства народов
В
нуклеарных семьях (родители и несемейные
дети), то есть в молодых семьях обычно
наблюдается тесное содружество
супругов в быту. Оно выражается
в уважительном отношении друг к
другу, во взаимопомощи, открытом проявлении
заботы друг о друге в отличие
от патриархальных семей, в которых
по обычаю принято вуалировать подобные
отношения. Но распространение нуклеарных
семей чревато ослаблением