Семья как социально-культурный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1.Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;
2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
3. проанализировать организацию досуга в современной семье

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
1.1. Семья как социальный институт 5
1.2. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
1.3. Социальная роль досуга 16
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
2.2. Организация исследования. 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

семья как социально-культурный институт_курс.docx

— 61.17 Кб (Скачать)

Оглавление

      ВВЕДЕНИЕ 3

      Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5

      1.1. Семья как социальный институт 5

      1.2. Функции  и факторы жизнедеятельности современной семьи 9

      1.3. Социальная роль досуга 16

      Глава 2.ОСОБЕННОСТИ  СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22

      2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22

      2.2. Организация исследования. 27

      Заключение 30

      Список использованных источников и литературы 31

      Приложение 33

      ВВЕДЕНИЕ

      Динамика  модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической  и духовной сферах общества. Современный  социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи  по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается  депопуляция, формируются межэтнические  браки, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура  семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских  отношений,  взаимоотношения между  родителями и детьми, отношение к  воспитанию.

      Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического  опыта, утрачиваются многие ценности отечественной  культуры, знание фольклора, являющегося  одной из основ национального  воспитания россиян.

      В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик досугового пространства современной семьи, механизмов взаимодействия семьи и досуговых учреждений, особенностей разработки федеральных  и региональных программ семейной политики в России. Особое значение имеет  анализ социально-культурных условий  развития семейного досуга, которые  представляют собой совокупность технологических  компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих педагогические технологии культуротворчества и рекреации, охраны здоровья, развития просветительства, менеджмента клубной работы.

      Научный интерес к изучению семьи как  социального института воспитания достаточно постоянен и находит  отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях.

      В современных условиях социально-педагогические и психологические  
аспекты взаимодействия семьи и учреждений социально-культурной сферы  отражены в исследованиях В.Г.Бочарова, А.И.Вишняк, В.И.Тарасенко, Б.Грушина, И.Н.Ерошенкова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, В.И.Зацепина, А.Д.Жаркова, В.Е.Новаторова и др.

      Объект  исследования — Семья как социально-культурный институт

      Предмет исследования – семейный досуг

      Цель  исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.

      Объект, предмет и цель исследования обуславливают  необходимость решения следующих  задач:

      1.Определить  сущность современной семьи как социально-культурного института;

      2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;

      3. проанализировать организацию досуга в современной семье

      Гипотеза  исследования состоит в том, что развитие досуговых интересов современной семьи будет зависеть от соблюдения факторов:

      • создания многоуровневой системы организации  семейного досуга в учреждениях  социально-культурной сферы, в зависимости  от типа семьи, ее уровня потребления  и созидания духовных ценностей;

      • развития досуговых интересов семьи  в контексте взаимодействия с  социальной средой;

      • соблюдения комплекса социально-культурных условий, необходимых для осуществления  социальной адаптации семей.

      База  исследования: школа № 56 г. Хабаровска

      Работа  состоит из  введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.  

      Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ

      1.1. Семья как социальный институт

      Социальные  институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства  и т. д. Первое, чаще всего употребляемое  значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

      Процесс институционализации включает в  себя ряд моментов:

      1) Одним из необходимых условий  появления социальных институтов  служит соответствующая социальная  потребность. Институты призваны  организовывать совместную деятельность  людей в целях удовлетворения  тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет  потребность в воспроизводстве  человеческого рода и воспитании  детей, реализует отношения между  полами, поколениями и т. д.  Институт высшего образования  обеспечивает подготовку рабочей  силы, дает возможность человеку  развить свои способности для  того, чтобы реализовать их в  последующей деятельности и обеспечивать  свое существование и т.д. Возникновение  определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения  являются первыми необходимыми  моментами институционализации. 

      2) Социальный институт образуется  на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных  лиц индивидов, социальных групп  и иных общностей. Но он, как  и другие социальные системы,  не может быть сведен к сумме  этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. [8,c.78]

      Прежде  всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.

      Эта система гарантирует сходное  поведение людей, согласовывает  и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает  конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние  равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

      Внешне  социальный институт представляет собой  совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию, характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

      Классическим  примером простого социального института  является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке  и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. [23, с.80]

      Cемья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

      Из  этого определения явствует, что  внутри семьи различаются два  основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем  и женой) и родство (родственные  отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

      Семья как своеобразное общность людей, как  социальный институт влияет на все  стороны общественной жизни, с ней  прямо или косвенно связаны все  социальные процессы. В то же время  семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных устойчивых социальных институтов.

      Каждая  семья уникальна, но при  этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

      Наиболее  архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая  по численности семья, где в одном "гнезде" проживают разные поколения  родственников и свойственников. В семье много детей, которые  зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и  религиозные обычаи. Эмансипация  женщин и все ей сопутствующие  социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые  царили в патриархальной семье. Семьи  с чертами патриархальности сохранились  в сельской местности, в малых  городах.

      В городских семьях большого размаха  достиг процесс нуклеаризации и  сегментации семьи, характерный  для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий  тип семьи) состоят преимущественно  из двух поколений (двухпоколенные) –  из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей  стране распространены семьи, состоящие  из трёх поколений (трёхпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного их них) последних. Такие семьи часто  носят вынужденный характер: молодая  семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия жилья.

      В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), то есть в молодых семьях обычно наблюдается тесное содружество  супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к  другу, во взаимопомощи, открытом проявлении заботы друг о друге в отличие  от патриархальных семей, в которых  по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных  связей между молодыми супругами  и их родителями, в результате снижается  возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том  числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

Информация о работе Семья как социально-культурный институт