Семья как социально-культурный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1.Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;
2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
3. проанализировать организацию досуга в современной семье

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
1.1. Семья как социальный институт 5
1.2. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
1.3. Социальная роль досуга 16
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
2.2. Организация исследования. 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

семья как социально-культурный институт_курс.docx

— 61.17 Кб (Скачать)

      Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

      Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая  определяется гибкостью отношений  родителей и детей, обуславливает  функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная  поддержка способствуют организации  регулярной совместной деятельности в  семье, формированию гуманных семейных традиций.

      Допустимый  уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

      Низкий  уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.

      Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга. [21, c.104]

      Одним из путей совершенствования семейного  воспитания является организация в  учреждениях дополнительного образования  детей педагогического процесса, направленного на решение задач  по обучению родителей и воспитанников  совместным формам проведения развивающей  досугой деятельности в семье  и предоставление возможностей для  экстериоризации результатов данной деятельности.

      Семейный  досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного  досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая  и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к  другу. Совместные беседы и конференции  с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться  терпимости и вниманию по отношению  друг к другу.

      Две трети современных семей в  РФ не имеют увлечений (ими могут  быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть  семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается  никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для  того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно  проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких  семей реже становятся асоциальными элементами.

      Формы работы с семьей

      Беседы  – к ним относятся также  различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие  вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как  для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы  работы с семьей прежде всего состоит  в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

      Игровые досуговые программы – это  способ «взрослым» ненадолго ощутить  себя детьми и окунуться в мир  детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и  родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие  виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)»  и др.

      Рекреативный  семейный отдых – туризм, походы.

      Спортивный  семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

      Семейные  сеансы в кинотеатрах

      Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и  архитектуры, памятных мест.

      Совместное  посещение концертов и массовых праздников

      Семейные  коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень  популярная у зрителей форма культурной деятельности.

      2.2. Организация исследования.

      В исследовании принимали участие  подростки 12-14 лет ( 46 человек), из них полная семья у 38 человек, 8 человек – имеют неполные семьи ( одна мать). Социально-запущенных семей нет.

      База  исследования: исследование было проведено на базе школы № 56 г. Хабаровска в 7-8 классах.

      Подросткам  было предложено выбрать  виды досуга, характерных для их семей.  

      Таблица 1. Результаты  исследования «Структура досуга семьи»

      
Виды досуга Ваш выбор (%)
Посещение библиотеки 5
Посещение клубов 3
Участие в творческих объединениях 5
Посещение кинотеатров, театров, концертов 25
Просмотр телепередач 58
Занятия спортом 22
Выезды за город ( на рыбалку за грибами, на природу, на дачу и т.п.) 38
Посещение ресторанов 6
Домашние вечеринки 78
Поездки в отпуск (за рубеж, на море,  в санатории и т.д.) 44
Туристические походы 14
Чтение 7
Коллекционирование  1
Хобби (фотографирование, компьютерные игры, игра на музыкальных  инструментах и др) 8
Прогулки 43
Вместе досуг  не проводим 0
 

      По  результатам исследования (таблица 1) можно сделать следующие выводы:

      Основные  позиции семейного досуга занимают:

    1. Домашние вечеринки (78%);
    2. просмотр телепередач (58%);
    3. поездки в отпуск (44%);
    4. прогулки – (43 %);
    5. Выезды загород – (38%);
    6. Посещение КПУ – (25%);
    7. Занятия спортом – (22%).

     Отсутствие  совместного  семейного досуга отметили 5 % ре6спондентов.

      Среди опрошенных  Оптимальный уровень семейного досуга был выявлен всего  у 3 % опрашиваемых(. (Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности.)

      Допустимый  уровень  семейного досуга проявился у 25 % респондентов.(Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями.)

      Наиболее значительное место занимают семьи с низким уровнем организации семейного досуга. (Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д.)

      Нулевой уровень  семейного досуга  в нашем исследовании не проявился, так как нами были выбраны для исследования классы  с гимназическим уклоном и дети  с социально-состоявшимися семьями. (Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга).  
 

      Заключение

      Семья, будучи исторически обусловлена, не является застывшим образованием и  претерпевает существенные изменения  в процессе общественного развития российского общества. Практика свидетельствует, что досуговые интересы современной  семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и  утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные  формы семейного досуга.

      Сложившиеся противоречия между традиционными  формами организации семейного  досуга в учреждениях культуры и  духовными потребностями современной  российской семьи обуславливают  необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию  деятельности клубных учреждений в  процессе организации культурно-досуговой  деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной  российской семьи. Учитывая особенности  развития семейного досуга, в исследовании выдвинута проблема выявления социально-культурных условий, необходимых для развития досуговых интересов современной  семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников и литературы

  1. Абдулатипов Н.Г. Человек, нация, общество. М., 1991.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.
  3. Антонов А.И. Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
  4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.
  5. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
  6. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с..
  7. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.
  8. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.
  9. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.
  10. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
  11. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990.-107с.
  12. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
  13. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
  14. Зацепин В.И. Молодая семья. К., 1991.
  15. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
  16. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.
  17. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
  18. Митоян А.А. Потребительское поведение семьи. М., 1990.
  19. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995.-85с.
  20. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1987.-62с.
  21. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108.
  22. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: Просвещение 1988.-С.31-41.
  23. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР/А.Г.Харчев.-2.изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1977. - 214 с

Информация о работе Семья как социально-культурный институт