Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа
Цель  исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
      Объект, предмет и цель исследования обуславливают  необходимость решения следующих  задач:
      1.Определить  сущность современной семьи как социально-культурного института;
      2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
      3. проанализировать организацию досуга в современной семье
ВВЕДЕНИЕ 3
      Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
      1.1. Семья как социальный институт 5
      1.2. Функции  и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
      1.3. Социальная роль досуга 16
      Глава 2.ОСОБЕННОСТИ  СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
      2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
      2.2. Организация исследования. 27
      Заключение 30
      Список использованных источников и литературы 31
Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.
      Атмосфера 
сотрудничества и сотворчества, которая 
определяется гибкостью отношений 
родителей и детей, обуславливает 
функционирование семьи как коллектива. 
Наличие двустороннего 
Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.
Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.
Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга. [21, c.104]
      Одним 
из путей совершенствования 
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
      Две 
трети современных семей в 
РФ не имеют увлечений (ими могут 
быть спорт, туризм, прикладное искусство, 
музыка, танец и др.). Одну треть 
семей вообще называют «неблагополучными», 
воспитанию детей в них не придается 
никакого значения, нередко дети из 
таких семей идут в клуб для 
того, чтобы в лице руководителя 
и товарищей обрести свою вторую 
семью. Но есть семьи, которые активно 
проводят свой досуг вместе: замечено, 
что такие семьи более 
Формы работы с семьей
Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.
Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
Семейные сеансы в кинотеатрах
Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
Совместное посещение концертов и массовых праздников
Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.
В исследовании принимали участие подростки 12-14 лет ( 46 человек), из них полная семья у 38 человек, 8 человек – имеют неполные семьи ( одна мать). Социально-запущенных семей нет.
База исследования: исследование было проведено на базе школы № 56 г. Хабаровска в 7-8 классах.
      Подросткам 
было предложено  выбрать  виды досуга, 
характерных для их семей.  
Таблица 1. Результаты исследования «Структура досуга семьи»
| № | Виды досуга | Ваш выбор (%) | 
| Посещение библиотеки | 5 | |
| Посещение клубов | 3 | |
| Участие в творческих объединениях | 5 | |
| Посещение кинотеатров, театров, концертов | 25 | |
| Просмотр телепередач | 58 | |
| Занятия спортом | 22 | |
| Выезды за город ( на рыбалку за грибами, на природу, на дачу и т.п.) | 38 | |
| Посещение ресторанов | 6 | |
| Домашние вечеринки | 78 | |
| Поездки в отпуск (за рубеж, на море, в санатории и т.д.) | 44 | |
| Туристические походы | 14 | |
| Чтение | 7 | |
| Коллекционирование | 1 | |
| Хобби (фотографирование, компьютерные игры, игра на музыкальных инструментах и др) | 8 | |
| Прогулки | 43 | |
| Вместе досуг не проводим | 0 | 
      По 
результатам исследования (таблица 
1) можно сделать следующие 
Основные позиции семейного досуга занимают:
Отсутствие совместного семейного досуга отметили 5 % ре6спондентов.
Среди опрошенных Оптимальный уровень семейного досуга был выявлен всего у 3 % опрашиваемых(. (Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности.)
Допустимый уровень семейного досуга проявился у 25 % респондентов.(Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями.)
Наиболее значительное место занимают семьи с низким уровнем организации семейного досуга. (Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д.)
      Нулевой 
уровень  семейного досуга  в нашем 
исследовании не проявился, так как нами 
были выбраны для исследования классы  
с гимназическим уклоном и дети  с социально-состоявшимися 
семьями. (Нулевой 
уровень имеет социально отрицательный 
и делинквентный характер досуга).   
 
      Семья, 
будучи исторически обусловлена, не 
является застывшим образованием и 
претерпевает существенные изменения 
в процессе общественного развития 
российского общества. Практика свидетельствует, 
что досуговые интересы современной 
семьи не разрушаются, они видоизменяются, 
обретая новые черты, осваивая и 
утверждая новые ценности, развивая 
и совершенствуя 
      Сложившиеся 
противоречия между традиционными 
формами организации семейного 
досуга в учреждениях культуры и 
духовными потребностями