Семья как социально-культурный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1.Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;
2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
3. проанализировать организацию досуга в современной семье

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
1.1. Семья как социальный институт 5
1.2. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
1.3. Социальная роль досуга 16
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
2.2. Организация исследования. 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

семья как социально-культурный институт_курс.docx

— 61.17 Кб (Скачать)

      В последние десятилетия растёт число  малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, "пустых гнёзд" (супруги, дети которых "вылетели из гнезда"). Печальная примета нынешнего  времени - рост неполных семей, возникших  в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье  один из супругов (чаще мать) воспитывает  ребёнка (детей). Такая же структура  материнской (внебрачной) семьи,  которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика "внебрачной" рождаемости: каждый шестой ребёнок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-17 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребёнка, ни воспитать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор "родить для себя". Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодняшний день каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

      1.2. Функции  и факторы  жизнедеятельности  современной семьи

      Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом  и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. Function – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. [14, c.44]

      Под функциями семьи понимают направления  деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

      На  функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому  на протяжении истории человечества Функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

      В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи  единодушны в определении таких  функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация  досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в  одной из них сказываются и  на выполнении другой. []

      Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

      Хозяйственная функция обеспечивает хозяйственные многообразные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие "домашняя деятельность" входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

      Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня "социального самочувствия" показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

      Особая  роль восстановительной функции  семьи принадлежит умело организованному  досугу. Под досугом понимается в  нерабочее (свободное) время, которым  человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском  языке слово "досуг" появилось  в XV в., произошло от глагола "досягать", буквально означало – время, когда можно что-то достичь.

      Воспитательная  функция – важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, "семья – воспитательная колыбель человека". Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами.

      Каждая семья обладает большими воспитательными возможностями, или, по научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависит результаты домашнего воспитания. Понятие "воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи" появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.

      Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность  семьи по разным параметрам, можно  подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический  и демографический.[14, c.79]

      Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.

      Семья – сложная система взаимоотношений  между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат  семьи, который непосредственно  влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир  и свое место в нем. В зависимости  от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения  проявляются со стороны близких  людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у  него возникает доверие или недоверие  к миру (Э. Эриксон). Это является основой формирования позитивного  самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные  взаимоотношения в семье стимулирует  у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится  на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между  ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

      Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее  подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного  образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами  воспитания часть забот об образовании  и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными  педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают  участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается  ребенок.  

      Социально-экономический  фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие, во многом сопряжены,  с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения необходимого общественного уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий,  пенсий -  все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Производственная деятельность матери негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль за поведением ребенка – на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой "эмансипации" происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.

      Технико-гигиенический  фактор  означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

      Демографический фактор. Полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, – залог успешного воспитания ребенка. В неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают социологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца и матери настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной ("нормальной", как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути  она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние годы в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, "делания" денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются. Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучные (М.И. Буянов). А сами дефекты могут быть разными: от полного эмоционального отторжения (воспитание "по типу Золушки"), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, "сдувают пылинки"… Представление о воспитательных возможностях семьи будут неполными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, лишенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие "сирота" стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях. Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности   в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности. Обратите внимание на то, что сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу – отцу, а девочка -  сухой и строгой матери... В одной семье чутко относятся к потребностям, проявления ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

      1.3. Социальная роль досуга

      Досуг – деятельность в свободное время  вне сферы общественного и  бытового труда, благодаря которой  индивид восстанавливает свою способность  к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать  в сфере трудовой деятельности. Раз  досуг – деятельность, то это  означает, что он не пустое время  провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и  спорт, туризм, путешествия – вот  чем и еще многим другим может  быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый  уровень культуры досуга. [10, c.13]

      От  умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной  программы, развитие и совершенствование  своих сущностных сил, во многом зависит  социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

      Надо  подчеркнуть, что характеристика досуга с точки зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны  данного явления – как личностные, так и общественные.

      Культура  досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие  у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и с пользой проводить свободное  время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания –  все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно  насыщенный и, следовательно, эффективный  по своему воздействию на личность досуг.[9,c.10]

      Культура  досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в  свободное время. Речь идет только о  таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному  воспроизводству способности к  труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них  он должен непременно участвовать сам.

      Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые  центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и  т.д. При этом особое значение имеет  творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг  и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в  средство приобретения не только новых  впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Информация о работе Семья как социально-культурный институт