Семья как социально-культурный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть роль досуга в организации семьи как социально-культурного института.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1.Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;
2. Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;
3. проанализировать организацию досуга в современной семье

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 5
1.1. Семья как социальный институт 5
1.2. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 9
1.3. Социальная роль досуга 16
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 22
2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 22
2.2. Организация исследования. 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

семья как социально-культурный институт_курс.docx

— 61.17 Кб (Скачать)

      Отличным  качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность  привнести в каждую возможность  заниматься любимым делом, встречаться  с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

      У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность  к тем или иным занятиям, у каждого  свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных  возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым  должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

      В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как  общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном  использовании свободного времени  людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг  становится все более широкой  сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного  потенциала общества в целом. 

      Досуг подразумевает свободный выбор  личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается  как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением  и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

      Значение  данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего  развития человека. Надо, что бы и  сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким  образом, активный, содержательный досуг  требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг  должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

      Система организации досуга определяется интересами и потребностями людей в свободное  время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности  порождает обычно новую. Это позволяет  менять вид деятельности и обогащать  досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации  – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей –  к творчеству и т.п.[13,c.14]

      Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу  же происходит изменения и в структуре  досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и  роста культурного уровня. Если молодой  человек не ставит перед собой  задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем  не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры 

      Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга  своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

      Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных  во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

      Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.

      И, тем не менее, такой отдых –  неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

      Активный  отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

      Исследователи выделяют три основные функции активного  отдыха: восстановительную, развития и  гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы  активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое  состоит в способности знать  возможности своего организма и  сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

      Традиционно «развлечениями» именуют такие  виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют  активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может  быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек  восстанавливает свое физиологическое  состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

      С активным отдыхом связана активизация  духовных интересов, которые побуждают  молодого человека к активным поискам  в сфере культуры.

      Познавательная  деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную  ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание  культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко  свойственна каждому человеку, и  тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в  себе многие формы досуга, причем возможность  творить открывается всем без  исключения.

      Поскольку отдых позволяет определить место  и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями.

      Задача  человека всесторонне развивать  свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и  развитие способностей может быть реализовано  на основе удовлетворения потребностей.

      Глава 2.ОСОБЕННОСТИ  СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

      2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений

      Семейный  досуг имеет самостоятельную  педагогическую ценность: с одной  стороны, направлен на поддержание  семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности  ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует  то лучшее, что есть в человеке, позволяет  преодолеть личные недостатки посредством  творческой активности.  
Характер организации семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

      Теоретический анализ работ по проблеме досуга в  семье позволил выделить следующие  его характеристики:

      - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения  которой зависят от уровня  культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных  склонностей и интересов; 

      - выполняет специфическую роль, которая  направлена на поддержание семьи  как целостной системы, коллектива;

      - препятствует проникновению в  нее таких враждебных разрушительных  сил, как алкоголь, скука, взаимное  психологическое пресыщение и  отчуждение;

      - оказывает развивающее воздействие  на всех ее членов: повышает  их образовательный, общекультурный  уровень; 

      - сплачивает общностью интересов,  переживаний; 

      - является действенным средством  семейного воспитания: дети учатся  беречь время, любить природу,  приобретают культуру восприятия  искусства, накапливают опыт общения,  остро осознают общность семьи  и т.д. [6, c.79]

      Таким образом, семейный досуг понимается нами как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в связи  с обучением и воспитанием  личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.

      Досуг в семье - это вид развивающей  деятельности, представляющий возможности  для активного отдыха, потребления  духовных ценностей и личностного  развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов  и потребностей.

      Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение  к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи  определяют уровень организации  семейной досуговой деятельности.

      1. Наличие опыта самореализации  в семейной досуговой деятельности  определяется возможностью родителей  организовать содержательный развивающий  досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков  в различных видах досуговых  занятий.

      2. Отношение к организации досуговой  деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной  позиции каждого члена семьи.  Именно творческая активность  обеспечивает личностно-деятельностную  включенность в данный процесс.

      3. Родительское отношение к ребенку  характеризуется адекватностью  восприятия своего ребенка и  признанием его субъектом воспитания.

      4. Ценностно-ориентационное единство  семьи интерпретируется как наличие  устойчивых семейных традиций, целостность  миропонимания, образа и стиля  жизни, наличие значимой совместной  деятельности.

      Совместная  деятельность формирует систему  ценностей семьи, положительно и  эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально  значимому творчеству и духовному  общению.

      «В  процессе совместной деятельности предстают  в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»

      Нами  выделяются особо значимые для досуговой  деятельности ценности семьи, к которым  относятся такие понятия, как  нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность.

      Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных  отношений на нормах и ценностях  общечеловеческой морали.

      Ответственность трактуется как добровольное принятие семейным коллективом на себя моральных  и других обязательств перед обществом  за судьбу каждого ее члена. Семья  – коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями.

      Под открытостью семьи понимаются добрые отношения с родственниками, с  соседями, с друзьями и знакомыми, с различными общественными организациями, в том числе образовательными учреждениями.

      Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов семьи об его успехах, стремление противостоять тому, что  разобщает, разрушает семейный коллектив. Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность, т.е. хорошие  личные, эмоционально благоприятные  дружеские, доверительные взаимоотношения  членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения  обеспечивают в коллективе благоприятный  психологический климат, спокойную  и дружелюбную обстановку.

      Дифференцированный  подход к оценке организации семейного  досуга позволил выделить следующие  уровни:

Информация о работе Семья как социально-культурный институт