Мусульманская семья как ячейка современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я рассмотрю, какую роль играет этот феномен в Исламе, что представляет собой настоящая мусульманская семья, какие отношения складываются между супругами и какими правилами они регулируются.

Оглавление

Введение - 3 -
Глава I. Мужчина и женщина и их права - 6 -
1.1. Мужчины и женщины - 6 -
1.2. Отношение праведного мужа к жене (о правах женщины в семье) - 8 -
1.3. Подобного женщина никогда не знала до появления ислама. - 11 -
Глава II. Создание Семьи - 13 -
2.1. Методы сохранения семьи - 13 -
2.1.1. Браки по соглашению - 17 -
2.1.2. Приданое - 18 -
2.2. Бракосочетание - 18 -
2.2.1. Полигамия - 19 -
2.2.2. Развод - 21 -
Заключение. - 23 -
Список использованной литературы - 24 -

Файлы: 1 файл

курсовая семья .doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Во время этой великой проповеди,  на которой присутствовало множество  людей, он не забыл указать на необходимость хорошего отношения к женщинам, начав разговор о них с нижеследующего указания, свидетельствующего о большом внимании к ним: "Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их" (Ат-Тирмизи).

      Поистине, этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, салляллаху 'алейхи уа саллям, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье.

          Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что Пророк, салляллаху 'алейхи уа саллям, сказал: "Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам" (Ат-Тирмизи).

      Сообщается, что как-то раз к  жёнам благородного посланника  пришли женщины о жалобами  на своих мужей, после чего  посланник Аллаха, салляллаху 'алейхи  уа саллям,, довёл до сведения  мужчин следующее: "Многие женщины  явились к жёнам Мухаммада  с жалобами на своих мужей, которые не относятся к числу лучших из вас!" (Ат-Тирмизи).

       Истинный ислам побуждает придерживаться  справедливости и проявлять уважение  к женщине, указывая супругу  на то, что он должен поддерживать  хорошие отношения со своей  женой, Даже если что-то в ней ему неприятно.

1.3. Подобного женщина  никогда не знала  до появления ислама.

    В своей Книге Аллах Всевышний говорит: "И живите с ними (оказывая им) благодеяния, а если они станут вам неприятны, то ведь может случиться и так, что в (чём-либо) неприятном для вас Аллах поместит много благого."[Сура "Женщины"- 19]

      Поистине, этот благородный аят  затрагивает самые глубины души  искреннего мусульманина, успокаивает  вспышки его гнева и умеряет  его недовольство женой. Так  ислам оберегает брачные связи от разрыва, защищая эти священные узы от воздействия какой-нибудь прихоти, вызванной непостоянством чувств и склонностей. Как прекрасны слова Умара бин аль-Хаттаба, дa будет доволен им Аллах, которые он сказал одному человеку, пожелавшему дать развод своей жене по той причине, что он нe любит её. Умар сказал ему: "Горе тебе, разве не возводятся дома на одной лишь любви  Где же внимание и стыд"

      Брачный союз в исламе представляет  собой нечто большее, чем мелкие  вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений животных страстей. Дело в том, что истинный мусульманин обладает достаточным мужеством, благородством, терпением, широтой души и возвышенностью нравственных качеств, чтобы во взаимоотношениях со своей женой, в которое ему что-то не нравится, удаляться как можно дальше от вспышек животной ярости, алчности купца и ничтожности пустого человека.

      Более того, истинный мусульманин  не может не выполнить веления  своего Господа, а поэтому он  хорошо обходится со своей  женой, даже если что-то в ней ему не нравится. Объясняется это тем, что он размышляет над словами своего Знающего Господа, которому известно много такого, что остаётся скрытым от него, ведь может быть так, что нечто не понравится ему, он почувствует к этому отвращение и будет стараться удаляться от этого, хотя на самом деле это может быть окружено добром и наполнено благодатью. В силу этого сознательный мусульманин знает, как любить и как ненавидеть, и он не поддаётся слепому увлечению, не поддаваясь также и слепой ненависти, но всегда стараясь придерживаться умеренности и справедливости.

      Великий посланник ислама объясняет,  что даже если муж почувствует  ненависть к своей жене, которая  является верующей мусульманкой, то всё равно она будет продолжать  обладать достойными качествами, которыми этот мужчина будет доволен, а это значит, что ему не следует игнорировать эту сторону, выделяя то, что ему в женщине не нравится, ведь пророк, салляллаху 'алейхи уа саллям, сказал:

    "Верующий  не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой". (Муслим)

 

Глава II. Создание Семьи

2.1. Методы сохранения  семьи

          Даже в самых счастливых семьях  отношения супругов друг к  другу периодически колеблются. А иногда, существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно и в этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране упоминается несколько практических советов для супругов (мужу и жене), если один из них поступает дурно.

        «Мужья – попечители жен (своих), поскольку одним (т.е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т.е. женами) и поскольку расходуют мужья (на содержание жен) из имущества своего. Преданы женщины добродетельные (мужьям своим) и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен непокорности которых вы боитесь, увещевайте (сначала), (потом) избегайте их на супружеском ложе. (Если это не поможет) побивайте их. Если они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. А если вы опасаетесь развода между супругами, то назначьте по справедливому представителю (как) со стороны его семьи (,так) и (со стороны) ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах – знающий, ведающий!» (Коран, 4:34-35).

          Понятие «нушуз», которое пришло  в аяте – буквально: «противление»  - охватывает злонамеренное поведение  жены по отношению к своему мужу или мужа по отношению к своей жене, включая то, что в настоящее время описывается как «душевная жестокость». По отношению к мужчине это означает «жестокое обращение» - в физическом смысле – с женой. В связи с этим злонамеренное поведение жены означает намеренное, постоянное пренебрежение своими брачными обязанностями.

          В выше приведенных аятах имеется  четыре типа решения проблемы:

  1. Наставление.

          Первый метод является наставление,  которое вменяется в обязанность  главе семьи. Мужу необходимо напоминать жене о принципах Ислама и тех обязанностях, которые Аллах возложил на нее по отношению к супругу и о Судном дне. Ей нужно слушаться его, до тех пор, пока он не требует от нее совершения чего-либо запретного. Но поскольку наставление не всегда приносит пользу, за ним следует второй совет.

          2. Избежание супружеского  ложа (по правилу  – минимум одна  ночь).

          Ученые разошлись во мнениях  относительно того, что подразумевается  под «избежанием супружеского  ложа», которое пришло в яте:

          - Сказал ибн Аббас, Саид ибн  Джубейр и аль-Ауф, что под  «избежание супружеского ложа»  имеется в виду, когда супруг  поворачивается спиной и не  вступает в интимные отношения  с супругой.

          - «Когда муж не разговаривает  со своей женой»,- посчитал ас-Саури.

          - «Имелось в виду, что он не  разговаривает в постели»,- сказал  аль-Хасан.

          - Сказал Муджахид и аш-Шагбий, что супруг не спит с супругой  на одной кровати.

          Но как бы, то, ни было эти  действия призваны причинить  эмоциональный дискомфорт. Непокорная жена, как правило, склонна к уступкам, столкнувшись с непоколебимость своего мужа в исключительно чувственной сфере. Но если и это не поможет, то необходимо прибегнуть к более жестким методам.

      3. Наказание.

          Несмотря на  то, что этот метод является весьма суровым, но он все равно лучше, чем подрыв всей системы брака. Поэтому наказание не должно быть местью или удовлетворением своей власти, оно также не должно быть презрением и унижением.

          Как это проистекает из многочисленных  достоверных хадисов, сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, высказывался решительно против мысли о побивании женщины, неоднократно заявляя, что «неужели некоторые из вас действительно могут бить жену, словно она рабыня, а вечером идти к ней» (Бухари и Муслим). И потому во время своего прощального паломничества незадолго до смерти он требовал в своих проповедях, чтобы удары для женщин применялись только  в качестве последнего средства, если женщина «ясно и очевидно аморально себя ведет», и чтобы удары не причиняли боли: хадисы об этом можно найти в большинстве сборников хадисов. На основании этих хадисов, все ученые подчеркивают, что «удары», если к этому средству вообще необходимо прибегать, должны даваться более или менее символично. Некоторые из крупнейших ученых (например, Аш-Шафии) отстаивают мнение, согласно которому удары допустимы, но их всячески следовало бы избегать. Это мнение обосновывается личными чувствами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в этом вопросе. В пользу этого свидетельствует и очередность, предписываемая Кораном: 1) наставление, 2) сексуальное воздержание и лишь затем, 3) наказание.

          Вспыльчивость, колкость, сарказм,  сварливость в присутствии посторонних,  попреки прошлыми ошибками, которые  давно следовало бы простить и забыть – все это запрещается.

          И нужно помнить, что по этому  поводу Пророк, да благословит  его Аллах и приветствует, сказал: «И лучший из вас тот, кто  лучший для своей семьи, и  я лучший среди вас для своей  семьи» (Тирмизи).

          Здесь Ислам предлагает методы для сглаживания разногласий и непонимания между супругами, чтобы брачные узы не расторгались и не распадались бы семьи, ибо семья в Исламе освещена и ей отводится важнейшая роль при создании общества и воспитании новых поколений.

          Это исключительная стратегия  для улаживания семейных конфликтов, причем без привлечения общественности, без копания в грязном белье  и без юридических ухищрений.  Плохо, если этим средством  не пользуются все, как им  это следовало бы. Многие судьи  из таких семейств хорошо знали бы особенности обеих сторон и с помощью Всевышнего были бы в состоянии достичь настоящего примирения. 

          4. Третья сторона.

          Если же первые три способа  не помогли, то наступает второй  этап, который требует привлечения  постороннего вмешательства с целью сохранения семьи.

          Необходимо обратиться к семьям  родственников за помощью в  разрешении конфликта. В аяте  не указывается, кто должен  был бы назначить человека  для примирения, так что каждый  брачный партнер, если он хочет решить свои разногласия, может назначить из своей семьи, но инициативу могут взять на себя и главы обоих семей.

          Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что Ислам предлагает  супружеским парам, испытывающим  трудности и напряжения в браке,  наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

          И вместе с тем, что это  является разводом, даже сам путь  его в Исламе является одним  из самых последних методов,  который дает возможность супругам  сохранить семью.

Информация о работе Мусульманская семья как ячейка современного общества