Мусульманская семья как ячейка современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я рассмотрю, какую роль играет этот феномен в Исламе, что представляет собой настоящая мусульманская семья, какие отношения складываются между супругами и какими правилами они регулируются.

Оглавление

Введение - 3 -
Глава I. Мужчина и женщина и их права - 6 -
1.1. Мужчины и женщины - 6 -
1.2. Отношение праведного мужа к жене (о правах женщины в семье) - 8 -
1.3. Подобного женщина никогда не знала до появления ислама. - 11 -
Глава II. Создание Семьи - 13 -
2.1. Методы сохранения семьи - 13 -
2.1.1. Браки по соглашению - 17 -
2.1.2. Приданое - 18 -
2.2. Бракосочетание - 18 -
2.2.1. Полигамия - 19 -
2.2.2. Развод - 21 -
Заключение. - 23 -
Список использованной литературы - 24 -

Файлы: 1 файл

курсовая семья .doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Для мусульман брак не совершается на небесах между двумя абсолютно «созвучными друг другу душами» и не является таинством. Брак для мусульман – это прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин обязательства и предоставляющий права. И только при обоюдном выполнении всех предписаний, условий, взаимной любви и преданности брак может быть признан успешным.

    Среди мусульман не принято рассматривать  брак просто как законный способ удовлетворения своих сексуальных потребностей, хотя, разумеется, эта сторона брачной  жизни очень важна; мусульмане в жёнах своих видят прежде всего будущих матерей. Именно в этой ипостаси мусульманская женщина обретает истинное величие.

    «Не женитесь ради привлекательной внешности; красота может служить причиной нравственного упадка. Не женитесь ради богатства, ибо оно может стать причиной непослушания. Женитесь во имя религиозного благочестия.» (Тирмизи)

    За  благосостоянием семьи следит, прежде всего, мать и именно на неё возложена ответственность личным своим примером, привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам исламского вероучения. В Исламе главой семьи считается отец, но сердце её – мать. «Лучшее из сокровищ – добрая жена. Она любезна очам мужа своего, послушна его словам и внимательна к имениям его во время отсутствия его. И лучшие из вас те, кто наилучшим образом обращается с женой своей.» (Абу Дауд, Ибн Маджа)

2.1.1. Браки по соглашению

    Мусульманские браки довольно часто создаются  по взаимному уговору родителей  жениха и невесты, желающих своим  детям всяческих благ, счастья и любви в супружеской жизни. Юные мусульмане обычно не спешат воспользоваться теми возможностями, которыми наслаждается западная молодёжь, они не посещают вечеринок и не влюбляются «с первого взгляда»,ибо таковая влюблённость, по мнению мусульман, не что иное, как умственное опьянение.

    По  исламским обычаям не принято  принуждать своих детей к нежелательному для них браку. Для первого  знакомства возможных супругов устраивается нечто вроде тайных смотрин, которые  довольно часто проводятся во время семейных торжеств или свадеб. Если какой-то из заинтересованных сторон не понравился предполагаемый суженый или суженая, то отказ должен быть сделан тактично и осторожно.

    Айша  сообщила нам о том, как однажды она спросила у Пророка, салляллаху 'алейхи уа саллям:

    «Требуется  ли от девушки, в интересах которой опекунами устраивается брак по сговору, согласие?» Он ответил: «Да, требуется». (Муслим)

2.1.2. Приданое

    Ислам обязывает мужчину выплачивать  каждой из своих жён приданое, остающееся в их собственности. Если, например, впоследствии брак будет сочтён неудачным, то жена сможет развестись с несогласным на развод мужем только в том случае, если она вернёт приданое. Ежели инициатором развода выступит муж, то жене позволяется сохранить в своей собственности полученное приданое.

    В некоторых странах, однако, именно семья  невесты обязана снабдить её приданым, однако это не исламская традиция. Выплата приданого ни в коем случае не считается тягостным обязательством для мужчин, это знак искреннего уважения к женщине, воздаваемого ей по справедливости.

2.2. Бракосочетание

    Истинно исламское бракосочетание представляет собой весьма простой обряд, совершаемый  иной раз и в отсутствие невесты, которая по своему согласию может  послать двух свидетелей в знак согласия на проведение брачной церемонии. Эта церемония заключается в чтении Корана и завершается обменом клятвенными заверениями в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Для проведения обряда не требуется специальное присутствие духовных особ, хотя довольно часто приглашается имам местной мечети. Существование многих, несхожих между собой свадебных обычаев и традиций, касающихся, например, одеяния невесты, довольно часто зависит от особо сложившегося уклада духовной и культурной жизни той или иной страны.

       Свадебное торжество называется "валима" и отмечается либо в день бракосочетания, либо в один из трёх последующих дней. Посему поводу устраивается нередко довольно разорительный для семейного бюджета роскошный пир, на который созывают многочисленных гостей. Впрочем, деньги, издержанные на проведение этого торжества, частично возвращаются в виде денежных подарков, сумма которых тщательно фиксируется для того, чтобы при случае одарить гостя равноценным подарком.

    Важно всё же заметить, что эти обычаи не считаются частью Ислама, являясь по сути своей народными. В действительности тщеславие и мотовство, связанные с проведением свадебных торжеств, явно противоречат духу Ислама, и многим семьям приходится совершенно напрасно тратить огромные деньги. Главный смысл проведения семейного праздника валима заключается в обнародовании того факта, что жених и невеста, сочетавшись законным браком, призваны отныне к совместной жизни.

    В исламском браке главой семьи  всегда считается муж, однако это  ещё не значит, что жена обязательно занимает низшее, зависимое положение. «Мужчина – глава своей семьи, и в Судный день ему предстоит держать ответ за то, что возложено на него. Женщина – глава в доме своего мужа, и в Судный день ей предстоит держать ответ за то, что возложено на неё». (Бухари)

    Нередко жена бывает более умной, более образованной или более духовно и нравственно  одарённой, нежели её муж, и лишь забота о благополучии домашнего очага  способна склонить мусульманскую женщину  к безоговорочному признанию  мужа главой семьи. Вследствие этого, мусульманке приходится проявлять крайнюю осторожность в выборе супруга, действительно достойного как её самой, так и её уважения. И даже если это не совсем так, она всё равно будет подчиняться распоряжениям мужа, пока находятся они в полном соответствии с принципами Ислама. Как только его требования войдут в какое-либо противоречие с канонами Ислама, долг жены призывает её не к подчинению мужа, но к послушанию Аллаху.

2.2.1. Полигамия

      В любом обществе с преобладающим женским населением строгая приверженность моногамии приводит к тому, что многие женщины, лишаясь даже малейшей возможности выйти замуж, легко поддаются беззастенчивым посулам и легко вовлекаются во всякого рода безнравственные связи.

    В исламском обществе, где супружеская  неверность, считаясь очень серьёзным преступлением, карается смертной казнью, мужчинам-мусульманам дозволено иметь четырёх, но не более, жён на строго определённых условиях.

    С каждой из жён необходимо обращаться честно, не забывая справедливо распределять между ними не только обязанности по дому, но и положенные им пропитание, одежду, подарки и т.д. Ночи необходимо проводить со всеми жёнами поочерёдно, если, конечно, кто-то из них не уступит по тем или иным причинам своего права.

    Существование полигамии в Исламе не объясняется, как полагают некоторые, тем, что мужчинам просто нравится иметь при себе достаточное количество самых разных женщин, из которых при желании всегда можно отобрать для утех ту или иную. Этим, наверное, можно объяснить существование полигамии до возникновения Ислама, наделившего женщину правами, положив тем самым конец подобной практике.

    Полигамия считается проявлением особой милости, особенно во времена, когда огромное количество женщин остаётся без мужского покровительства и защиты, например, после разрушительных войн. Многие женщины скорее предпочтут разделить с другой женщиной мужа, нежели долгие годы прозябать во вдовстве и одиночестве. Однако женщина, согласившаяся разделить с другой женщиной своего мужа, безусловно, весьма великодушна, терпима и умна.

    Вне всякого сомнения, учение Ислама последовательно  призывает мусульман всесторонне  защищать слабого и не оставлять  женщин наедине с жизненными трудностями, если они того не желают.(Разумеется, женщина, отдавшая предпочтение одиночеству, имеет полное право на такой выбор и несёт полную за него ответственность).

    Полигамия также дозволена мужчине, жена которого, вследствие телесного или умственного  заболевания, утрачивает всяческую  способность к ведению домашних дел. Нужно ли требовать от мужчины, чтобы он остаток дней провёл без привычных ему брачных утех? А может, ему просто необходимо развестись с неудачной женой? Или же ему следует жениться на другой женщине?

    И, хотя, при желании, буквально во всём можно обнаружить различные недостатки и злоупотребления, нужно помнить, что истинная полигамия, полностью согласующаяся с духом и принципами Ислама, возможна лишь с одобрения и по соизволению жены.

2.2.2. Развод

    «Самым  отвратительным деянием из всех, дозволенных  Аллахом, является развод» (Абу Дауд, Ибн Маджа)

    Законы  Ислама не обрекают супругов на совместную жизнь, если их брак давно уже дал  трещину, и все старания друзей и  родственников, искренне желавших скорейшего примирения между мужем и женой, оказались абсолютно тщетными и  никчемными. Развод считается делом весьма серьёзным и ответственным, так как при этом могут быть затронуты интересы многих семейных кланов.

    Существующая  процедура развода умеренна и  необременительна, по сравнению с той, что принята на Западе. Муж, желающий развестись со своей женой, должен троекратно объявить ей о своём намерении в трёхмесячный срок. Если за это время между супругами произошло примирение, и они возобновили брачные отношения, то развод считается недействительным. Однако, если по завершении трёхмесячного срока и после троекратного провозглашения формулы развода супругам не удалось возобновить брачные отношения, то развод объявляется действительным.

    Если  супруги, после развода, желают «воссоединиться»,то по исламским законам, они не имеют  право сделать этого до тех пор, пока жена официально не выйдет замуж за другого человека и не получит от него официальный развод. После этого, она, по желанию, может снова выйти замуж за первого своего супруга.(Фиктивные браки запрещены шариатским законом).

    Женщина может требовать формального развода в шариатском суде, если муж её бесплоден или страдает половым бессилием, если он отказывает ей в содержании, если он оскорбляет и унижает её, если он заболевает какой-либо неизлечимой, отвратительной болезнью или сходит с ума, если он бросил её или, уехав куда-либо, не подаёт долго о себе вестей, если его приговаривают к длительному тюремному сроку или же становится явным, что он солгал ей либо скрыл от неё нечто важное при составлении брачного контракта.3

    «И  при разводе с  жёнами своими,Когда назначенный им срок истёк,

    Верните их с достоинством обратно.Или с достоинством их отпустите.

    Но  против воли не удерживайте  их,Чиня им зло и  непристойность.

    А кто поступит так  –зло причинит своей  душе. Знамений Господа не обращайте в шутку,С признаньем помните Господню милость к вам,

    И то, что ниспослал  Он Книгу вам и  мудрость,чтобы наставить вас на верный путь. А потому страшитесь Господа И знайте – Он всеведущ!»

    (Сура  «Корова» -  231)

    Расторжение брака, так же как и заключение оного, подвержено многочисленным истолкованиям в силу тех или иных, не имеющих никакого отношения к Исламу, традиционных предпочтений, сложившихся в различных мусульманских обществах. В некоторых странах, например, женщине практически невозможно выжить после развод; в других же мужчина наделяется правом легко, в любое время и безо всяких оснований развестись со своей женой. Всё это абсолютно противоречит исламским принципам.

    По  исламским законам для признания  развода муж должен быть в здравом  уме, ясно осознавать свои действия и не испытывать давления со стороны; он должен быть в спокойном состоянии ума и духа и полностью воспринимать смысл сказанных им слов.

    Развод  категорически воспрещён в период женских регул и послеродовой слабости, ибо неудовлетворённость  сексуальных желаний может, вероятно, вызвать в мужчине излишнюю раздражительность и подвигнуть его к поспешным и необдуманным решениям.

    При этих обстоятельствах время ожидания, известное как «идда», длится обычно три месяца, хотя может быть продлено и до девяти месяцев, если женщина беременна.

Заключение.

       В заключение я хотел бы  сделать вывод о проделанной  работе. Во время написания курсовой  работы основная моя задача  заключалось в том, чтобы как  можно наиболее полно раскрыть  брачно – семейное право мусульман,  показать какую роль семья играет в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами она регулируется, показать неразрывную связь норм шариата которые регулируют брачно – семейные отношения с исламом, описать их источники, выделить те аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению многих людей, праву жестокому, отжившему свой век, патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.

Информация о работе Мусульманская семья как ячейка современного общества