Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:59, реферат
История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается будд. традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисл. сект, к-рая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этои общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями.
Гораздо более
спорной является такой труд Ф.И.
Щербатского, как «Концепция буддийской
нирваны», который сам автор рассматривал
как продолжение труда о
Ф.И. Щербатской
совершенно справедливо и весьма
едко критикует де ла Валле-Пуссена
и его понимание йоги, чрезвычайно
точно указывая на удивительные совпадения
в позиции буддистов и
Однако самым
главным в рассматриваемом
Ф.И. Щербатской
был не только ученым-исследователем,
но и блестящим педагогом, воспитавшим
целую плеяду ученых, образовавших
российскую (петербургскую, ленинградскую)
буддологическую школу. Самым крупным
ученым из воспитанников Ф.И. Щербатского
был, несомненно, Е.Е. Обермиллер.
Е.Е. Обермиллер
(1901-1935 гг.) продолжал традиции классической
буддологии, принципы которой разработал
Ф.И. Щербатской. Особое внимание Обермиллер
уделял изучению текстов Майтреи-Асанги
- Абхисамаяланкары и Ратнаготравибхаги.
Таким образом, Обермиллер был первым
европейским ученым, занявшимся этим текстом,
базовым для теории Татхагатагарбхи. Большинство
опубликованных работ Обермиллера написано
по-английски [ 7]. К сожалению, его жизнь
оказалась краткой: в 34 года Е.Е. Обермиллер
скончался после тяжелой и изнурительной
болезни. Последние годы жизни он провел
в Бурятии, занимаясь буддийской философией
с учеными ламами.
Академик Щербатской
создал блестящую школу, но она, увы, не
пережила своего создателя, погубленная
сталинскими репрессиями. После смерти
Щербатского в 1942 г. буддология в России
(СССР) исчезает как минимум на 15 лет.
С началом так
называемой «хрущевской оттепели»
буддологические исследования в нашей
стране робко возрождаются, однако до
сих пор им не удалось превзойти довоенный
уровень. Важную роль в процессе этого
возрождения сыграло возвращение на родину
известного тибетолога и буддолога Ю.Н.
Рериха, сына знаменитого художника. Ю.Н.
Рерих много сделал для возрождения Библиотеки
Буддики, опубликовав в 1960 г. под ее грифом
перевод одного из важнейших памятников
раннего палийского буддизма - Дхаммападу
(в переводе В.Н. Топорова). Публикация
перевода вызвала скандал - академические
чиновники обвинили ученого в проповеди
«поповщины»; Ю.Н. Рерих с трудом переносит
травлю и вскоре умирает. Однако в 1963 г.
опять-таки под грифом Библиотеки Буддики
Б.И. Панкратов и Э.Н. Темкин публикуют
подготовленную к изданию еще Е.Е. Обермиллером
главу из «Пурва бхавана крама» Камалашилы.
После этого Библиотека Буддика опять
замирает на десятилетия.
На рубеже 60-70-х
годов начинается второй период расцвета
отечественной буддологии. Он не набрал
мощи первого, но тем не менее поначалу
обещал многое. Важную роль в нем сыграли
издания Тартуского государственного
университета «Труды по знаковым системам»
и «Труды по востоковедению». В них регулярно
публиковались такие деятели «буддологического
ренессанса», как А.М. Пятигорский (методологические
вопросы буддологии, буддийская психология
и феноменология сознания; его беседы
о природе сознания с М. Мамардашвили,
задуманные как введение в изучение виджнянавады,
имели не только буддологическую, но и
собственно философскую ценность), О.Ф.
Волкова (классический индийский буддизм),
Л.Э. Мялль (праджня-парамитская литература),
Б.Д. Дандарон (Ваджраяна, традиции Дзог-чэн
и Маха-мудра) и другие ученые.
Однако этот
«ренессанс» оказался весьма кратковременным.
В 1972 г. подвергается аресту Б.Д. Дандарон
(дважды репрессировавшийся в сталинское
время), бывший не только буддологом, но
и практикующим буддистом и даже более
того - тантрическим йогином (он происходил
из старого рода, давшего Бурятии многих
выдающихся лам). Ему инкриминируется
создание некоей секты. В качестве свидетелей
защиты приглашаются многие буддологи,
поддерживавшие тесный контакт с группой
Дандарона. Суд осуждает Дандарона, вскоре
умершего в заключении, и выносит частные
определения в адрес некоторых свидетелей.
Последствия «дела Дандарона» оказываются
поистине трагическими для буддологии:
в глазах властей и академических чиновников
она становится занятием подозрительным,
почти крамольным. Буддологические исследования
сворачиваются, большинство исследовательских
тем собственно буддологического характера
закрывается. Эмигрируют в Англию А.М.
Пятигорский и в Израиль - А.Я. Сыркин, фактически
отстраняется от научной жизни О.Ф. Волкова,
отходит от научной деятельности Л.Э. Мялль
(именно в эти годы, по-видимому, в нем нарастает
озлобление, приведшее его позднее, в начале
90-х годов, в лагерь радикальных эстонских
националистов и русофобов).
Тем не менее
жизнь в отечественной
Особо хотелось
бы отметить книгу московского
Во второй половине
70-х и в начале 80-х годов число
буддологических исследований возрастает.
Хотя в целом их уровень остается
достаточно скромным по мировым стандартам,
само оживление буддологии было весьма
обнадеживающим фактом. Важно также отметить,
что в это время традиционная для России
ориентация буддологических работ на
индологическую и тибетологическую тематику
дополняется возникновением и развитием
исследований в области истории китайского
и японского буддизма. Такие молодые ученые
из Бурятии, как Н.В. Абаев, Л.Е. Янгутов,
С.Ю. Лепехов, С.П. Нестеркин и другие активно
занялись изучением Чань и других направлений
дальневосточного буддизма.
Очень важны для
понимания современного состояния буддологии
в России 80-е годы, когда активно заявили
о себе как об участниках научного процесса
представители нового поколения, определившие
лицо российской буддологии 90-х годов.
Это А.Н. Игнатович (история буддизма в
Японии, школы Тэндай и Нитирэн), Л.Н. Меньшиков
(буддийские тексты из Дуньхуана; дидактическая
литература бяньвэнь), В.Н. Андросов (учение
Нагарджуны), В.Г. Лысенко (ранний палийский
буддизм), А.В. Парибок (палийский буддизм),
А.М. Кабанов (Дзэн и классическая японская
литература), М.Е. Кравцова (буддизм и общество
в раннесредневековом Китае), С.Д. Серебряный
(индийская религиозно-философская литература;
махаянские сутры), М.Е. Ермаков (буддийская
агиография в Китае; простонародный китайский
буддизм) и многие другие.
Особо следует
сказать о группе В.И. Рудого, ученого,
активно работавшего еще в 70-е
годы. Она позднее (на рубеже 80-90-х
годов) организационно оформилась в
виде группы буддологии СПб Филиала
Института востоковедения РАН. Эту
группу можно считать первой после
Ф.И. Щербатского оформленной отечественной
буддологической школой с четко определенными
методологическими принципами. Наиболее
активными и последовательными членами
этой школы, помимо самого В.И. Рудого,
могут считаться Е.П. Островская и Т.В.
Ермакова. Основным и практически единственным
предметом изучения этой группы является
классическая буддийская Абхидхарма,
причем даже не вся Абхидхарма, а трактат
Васубандху «Абхидхармакоша». На основе
всестороннего анализа этого памятника
группа В.И. Рудого делает широкие выводы
общебуддологического характера. Как
чрезвычайно важный положительный фактор
деятельности школы В.И. Рудого, должно
быть названо: 1) обращение к классической
буддологической проблематике и возрождение
традиций школы Ф.И. Щербатского; 2) наличие
разработанной теоретико-методологической
базы исследований и герменевтической
процедуры, а также 3) высокий уровень как
филологического, так и историко-философского
анализа текста. Вместе с тем абсолютизация
учения трактата Васубандху и порой некритическое
распространение полученных выводов на
буддизм вообще (в том числе и не только
на индийские формы этой религии), а порой
и просто отождествление «нормативного
буддизма» или «классического буддизма»
с философией Васубандху его «хинаянского»
периода существенно снижает ценность
полученных результатов. В целом группа
В.И. Рудого вполне может быть названа
«группой Абхидхармакоши».
В начале 90-х
годов постепенно формируется буддологическая
школа философского факультета Санкт-Петербургского
государственного университета (Е.А. Торчинов,
К.Ю. Солонин и ряд начинающих молодых
ученых). Генетически эта школа, базирующаяся
в настоящее время на кафедре философии
и культурологии Востока философского
факультета СПбГУ, восходит к школе В.И.
Рудого, однако отличается от нее как по
предмету своих занятий, так и по ряду
подходов. Во-первых, университетские
буддологи работают прежде всего на материале
китайских текстов, во-вторых, они склонны
рассматривать буддизм как принципиально
плюралистическую традицию, отказываясь
от попыток найти некий «эталонный», «нормативный»
или даже «классический» буддизм.
Подводя итог обзору
тернистого пути российской буддологии,
необходимо с сожалением констатировать
тот факт, что, несмотря на быстро идущий
процесс возрождения
Перенесемся на
Запад и посмотрим, как развивались
буддологические исследования в
Западной Европе и Америке. Отметим,
что выделение Запада в особое «буддологическое
пространство», отличное от российского,
в известной степени условно, поскольку
от своего возникновения и, как минимум,
до смерти Ф.И. Щербатского российская
буддология развивалась в тесном взаимодействии
с западной в рамках единого историко-научного
процесса. С такими российскими буддологами,
как Палладий Кафаров, В.П. Васильев, Ф.И.
Щербатской, на Западе считались, к их
авторитету апеллировали и их мнение ценили.
Достаточно вспомнить, что такая книга,
как «Концепция буддийской нирваны» Щербатского,
была написана как полемический ответ
де ла Валле-Пуссену, а одну из рецензий
на этот труд написала классик британской
буддологии С.А.Ф. Рис-Дэвидс. Только позднее
«железный занавес» отделил отечественную
буддологию от западной, а когда он пал,
оказалось, что наша буддология отстала
настолько, что уже не является равноправным
субъектом мирового научного процесса.
Основателями
европейской буддологии могут с
полным правом считаться венгерский
тибетолог Александер Чома де Кёрёши
[ 9] (1784-1842 гг.) и французский индолог Эжен
Бюрнуф (1801-1852 гг.), но если Чома де Кёрёши
остался исследователем-одиночкой, то
Э. Бюрнуф создал одну из самых мощных
буддологических школ в мире.
Хотя начинал
Бюрнуф свою научную деятельность как
специалист по языку пали и южному буддизму,
позднее он перешел к исследованиям Махаяны,
переведя и опубликовав в 1852 г. с санскрита
«Саддхарма пундарика сутру». Его главный
труд - «Введение в историю индийского
буддизма» (L’Introduction a l’Histoire du Bouddhisme Indien
- 1844 г.); этот труд содержит переводы фрагментов
многочисленных санскритских текстов,
а также первые характеристики праджня-парамитских
сутр и Ланкаватара сутры. Рассматривая
цель буддизма (нирвану) как абсолютное
небытие, что, конечно, совершенно неверно,
Бюрнуф делает определенный мировоззренческий
вывод, в котором очень четко проявился
присущий французской науке европоцентризм
с конфессиональной (католической) окраской.
А его ученик Б. Сент-Илер уже прямо пишет,
что главная польза от изучения буддизма
состоит в том, что по контрасту с ним мы
лучше понимаем все преимущества нашей
(христианской) религии. Позднее буддологи
или воздерживались от подобных оценочных
суждений как академические ученые, или,
если они сами были буддистами, что случалось
нередко, склонны были делать прямо противоположный
вывод.