Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:59, реферат
История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается будд. традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисл. сект, к-рая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этои общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями.
Имея в виду
историческую ретроспективу, можно
сказать, что для англо-германской
школы до середины XX века было характерно
особое внимание к Тхераваде и
палийскому Канону в рамках противопоставления
его Махаяне как более поздней
и неаутентичной форме буддизма; для
франко-бельгийской школы типичен интерес
к истории индийского буддизма и его философии,
но в рамках довольно отчетливо выраженной
европоцентристской парадигмы с определенными
католическими коннотациями, тогда как
для российской школы (особенно со времен
О.О. Розенберга и Ф.И. Щербатского) свойственен
преобладающий интерес к философским
аспектам буддийской традиции. Американскую
и японскую школы я охарактеризую несколько
позднее.
Начало изучения
буддизма в России можно отнести
к 20-м - 30-м годам XIX века, когда член Петербургской
Академии Наук немец Я.И. Шмидт (1779-1847 гг.)
опубликовал ряд буддологических исследований
(на немецком языке), а также первую русскую
грамматику тибетского языка. Его работы,
написанные на основе изучения монгольских
и тибетских источников, имели широкий
резонанс в Европе, а на его статью о праджня-парамите
даже сослался А. Шопенгауэр в конце первого
тома своего основного труда «Мир как
воля и представление».
Но подлинно
научное изучение буддизма в России
связано с именами о. Палладия Кафарова
(1817-1878 гг.) и академика В.П. Васильева (1818-1900
гг.). Палладий (в миру - Петр Иванович) Кафаров
в течение многих лет был главой Русской
Духовной миссии в Пекине, занимаясь, однако,
не столько миссионерской деятельностью,
сколько наукой. Он был китаеведом высочайшего
класса, причем занятия историей буддизма
занимали очень важное место в его исследованиях.
К сожалению, многие его труды не опубликованы
и по сей день.
В.П. Васильев был
академическим ученым в полном смысле
этого слова и буддологом прежде всего,
хотя ему принадлежат также важные труды
по истории китайской литературы, даосизму
и конфуцианству и другим направлениям
синологии. Помимо санскрита, китайского
и тибетского языков В.П. Васильев владел
также маньчжурским, монгольским и другими
восточными языками, что чрезвычайно расширяло
источниковедческую базу его исследований.
Труды В.П. Васильева еще при его жизни
приобрели европейскую известность. Его
основной труд - «Буддизм, его догматы,
история и литература» (1857-1869 гг.) был вскоре
после его выхода в свет переведен на немецкий
язык [ 1]. Принципиальным методологическим
(хотя исторически и вполне объяснимым)
недостатком трудов этого ученого был
его откровенный европоцентризм, подчас
переходящий в пренебрежительное отношение
к феноменам изучавшихся им культур.
Родоначальником
индологической буддологии в России
стал И.П. Минаев (1840-1890 гг.). До него буддизм
в России изучался прежде всего по
китайским и тибетским
Кроме этих крупнейших
буддологов-теоретиков нельзя не упомянуть
ученых, занимавшихся прежде всего полевыми
наблюдениями и этнографическими изысканиями.
Они оставили нам бесценные сведения о
жизни, быте и религиозной практике монахов
и мирян современных им Бурятии, Монголии
и отчасти Тибета. К этим ученым относятся,
прежде всего, А.М. Позднеев [ 2], Г.Ц. Цыбиков
и Б.Б. Барайдин.
В 1897 г. С.Ф. Ольденбург
(1863-1934 гг.) основал серию Bibliotheca Buddhica
(«Библиотека Буддика»), сыгравшую
огромную роль в истории не только
российской, но и мировой буддологии; очень
скоро серия приобрела огромный международный
авторитет, благодаря которому она переиздается
за рубежом вплоть до настоящего времени,
хотя в конце 30-х годов серия фактически
прекратила свое существование (попытки
реанимировать ее в 60-80-е годы не привели
к существенным результатам). Целью серии
была, прежде всего научная публикация
классических буддийских текстов (главным
образом санскритских и тибетских; китайский
буддизм был представлен в серии весьма
слабо), снабженных серьезным справочным
аппаратом, академическими комментариями
и предисловиями. Печатались в серии (хотя
и не очень часто) и переводы буддийских
текстов. Во многом появление Bibliotheca Buddhica
знаменовало собой начало нового, «классического»
этапа развития отечественной буддологии,
связанного прежде всего с именем академика
Ф.И. Щербатского (1869-1942 гг.). Но прежде чем
говорить об этом ученом и его школе, необходимо
рассказать о другом великом исследователе
буддизма, ярким, но, увы, мгновенным метеором
блеснувшем на небе отечественного востоковедения.
Я имею в виду О.О. Розенберга (1888-1919 гг.).
Обычно О.О. Розенберга
называют учеником Ф.И. Щербатского, но
это не совсем так. Формально являясь
учеником Щербатского, Розенберг тем
не менее был вполне независимым и самостоятельным
исследователем, выводы и подходы которого
значительно отличались от выводов и методологических
принципов великого академика. Собственно,
Розенберг - автор одной книги, и именно
как автор этой книги он и стал знаменит.
Речь идет о его магистерской диссертации
«Проблемы буддийской философии». Она
была написана после стажировки автора
в Японии и опубликована в Петрограде
в бурном революционном 1918 году [ 3]. Строго
говоря, «Проблемы» являются второй частью
единого труда под названием «Введение
в изучение буддизма по китайским и японским
источникам» [ 4]. Розенберг планировал
и третью часть, посвященную школам китайского
и японского буддизма, но написать ее ему
было не суждено. Уже обращение по преимуществу
к китайским и японским источникам отделяет
Розенберга от Щербатского и «птенцов
его гнезда», ограничивавшихся почти исключительно
изучением индо-тибетских источников.
Книга О.О. Розенберга
поистине ознаменовала собой переворот
в буддологии. В чем же он состоял?
Розенберг показал
наличие нескольких уровней в буддизме
и принципиальное отличие популярного,
народного, буддизма от философского буддизма.
Он показал
необходимость изучения буддийского
учения не только по сутрам, но и по
систематическим философским
О.О. Розенберг
впервые доказал, что именно Абхидхарма
является основой философии буддизма,
а главный предмет Абхидхармы
- теория дхарм, рассмотренная Розенбергом
детально и всесторонне.
И, наконец, О.О.
Розенберг показал, что никакого
буддизма «вообще» нет. Буддизм исторически
существовал и существует только
в виде отдельных школ и направлений.
Вместе с тем
одно положение теории дхарм в интерпретации
Розенберга длительное время представлялось
достаточно загадочным. Дело в том, что
российский буддолог рассматривает дхармы
как некие трансцендентные и непознаваемые
носители, лишь манифестирующие себя мгновенными
вспышками в эмпирическом «бывании». Между
тем классические абхидхармистские тексты,
включая и «Абхидхармакошу» Васубандху,
на которой прежде всего базировались
разработки Розенберга, не содержат в
себе никаких оснований для подобной интерпретации:
дхармы в них вполне «имманентные» элементарные
психофизические состояния. Для понимания
интерпретации Розенберга важно помнить,
что работал он прежде всего по китайским
и японским источникам, прежде всего йогачаринской
школы Хоссо-сю (кит. фа сян цзун). Между
тем на Дальнем Востоке со времен полемики
Фа-цзана против Сюань-цзана проводилось
разделение между сущностью, или природой
дхарм (фа син; дхармата) и проявлениями,
или феноменами этой сущности - фа сян
(дхармалакшана). Первое в интерпретации
Розенберга превратилось в «трансцендентный»
носитель, второе - в его эмпирическую
манифестацию.
В том же году
О.О. Розенберг принял участие (вместе
с Ф.И. Щербатским, монголистом Б.Я.
Владимирцевым и другими
Как бы ни были велики
научные заслуги О.О. Розенберга, основателем
отечественной буддологической школы
стал все-таки не он, а его старший современник,
коллега и отчасти учитель академик Ф.И.
Щербатской (1866-1942 гг.). Щербатской получил
превосходное санскритологическое образование
в Петербургском и Венском университетах.
В Вене он стажировался у крупнейшего
европейского санскритолога Г. Бюлера,
учебник которого он позднее (Стокгольм,
1923) перевел на русский язык; по нему и
сейчас занимаются все студенты-индологи
в российских востоковедных вузах (переиздан
петербургским издательством «Лань» в
1999 г.). В 1893 г. Щербатской вернулся в Россию,
но первоначально занимался не научной,
а общественной деятельностью (был земским
гласным и уездным предводителем дворянства).
Только в 1899 г. он возвращается в науку
и работает в Бонне с немецким буддологом
Якоби. В 1900 г. он становится приват-доцентом
кафедры санскритологии факультета восточных
языков Петербургского университета,
оставшись преподавателем университета
на всю свою жизнь. В 1918 г. он становится
действительным членом Российской Академии
Наук. В 1928 г. Ф.И. Щербатской становится
директором Института буддийской культуры
(ИНБУК) АН СССР, просуществовавшего, к
сожалению, только два года и растворенного
в 1930 г. в только что созданном Институте
востоковедения, в котором Ф.И. Щербатской
стал заведующим индо-тибетским кабинетом.
Последние годы жизни Щербатского были
очень тяжелыми. Большинство его учеников
и коллег было репрессировано и казнено
по нелепым обвинениям. Его самый выдающийся
ученик Е.Е. Обермиллер умер от рассеянного
склероза. Сам академик подвергся настоящей
травле как идеалист-неокантианец, проповедующий
реакционные взгляды и занимающийся реакционной
«индийской поповщиной». Его работы издаются
в России, но только по-английски. После
начала войны Щербатской вместе с другими
академиками оказывается в эвакуации
в Боровом (Казахстан), где он и умер 18 марта
1942 г. А вместе с ним умирает и классическая
отечественная буддология, уже никогда
не оправившаяся от ударов, нанесенных
ей сталинскими репрессиями.
Крупнейшими трудами
Ф.И. Щербатского являются монографии
«Теория познания и логика по учению
позднейших буддистов» (т. 1-2. СПб., 1903-1909
гг.), «The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the
Word Dharma» («Центральная концепция буддизма
и значение слова "дхарма"». Лондон,
1923 г.), «The Conception of Buddhist Nirvana» («Концепция
буддийской нирваны». Ленинград, 1927 г.)
и «The Buddhist Logic» («Буддийская логика», т.
1-2. Ленинград, 1930-1932 г.). Кроме этого Щербатской
был автором многочисленных статей, переводов
небольших буддийских текстов и публикаций
в серии «Bibliotheca Buddhica».
Первая из названных
выше монографий посвящена учению логико-эпистемологической
ветви школы йогачара (Дхармакирти
и Дхармоттара), вторая - философии мадхьямаки
и пониманию мадхьямиками нирваны, третья
- опять логико-эпистемологическому направлению
йогачары.
Уже из этого
видно, что Щербатской и его школа
занимались по преимуществу буддийской
философией в ее самых рафинированных
формах, причем подчас значение философского
уровня буддийской традиции этой школой
даже абсолютизировалось, рассматриваясь
вне религиозно-доктринального и йогического
контекста буддизма. Для описания буддийской
философии Ф.И. Щербатской использовал
терминологию и инструментарий неокантианской
философии, представленной в России прежде
всего такими мыслителями, как А. Введенский
(один из учителей Ф.И. Щербатского) и И.
Лапшин (интересно, что с Лапшиным по философским
вопросам консультировался и О.О. Розенберг).
Одновременно Ф.И. Щербатской продемонстрировал
принципиально новый подход к переводу
буддийского философского текста, отвергнув
традиционный филологический перевод
и обосновав необходимость философски
адекватного перевода классических буддийских
текстов. Не филологи, а философы должны
изучать буддийскую мысль, утверждал академик.
Еще одним важным методологическим положением
школы Щербатского стало требование рассматривать
историю буддийской философии в контексте
ее полемики с оппонентами, прежде всего
с философскими школами брахманизма, поскольку
вне конкретного историко-философского
контекста многое в развитии буддийской
мысли не может быть понято.
Прежде всего,
конечно, Ф.И. Щербатской прославился
как исследователь логико-