История буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:59, реферат

Краткое описание

История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается будд. традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисл. сект, к-рая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этои общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями.

Файлы: 1 файл

буддизм.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

Можно сказать  совершенно тотвердо, что ланкийским монахам принадлежит заслуга сохранения традиции Тхеравады. Хотя и говорят, что она распространилась из Индии по всей юговосточной Азии, но она почти погибла в конкуренции с Индуизмом и Исламом, а также в войне и кололнизации. Монахи Тхеравады распространили сою традицию от Шри Ланки в Бирму, Тайланд, Малайзию, Камбоджу и Лаос, а из этих стран- на Европу и Запад вообще. 
 

Махаяна 

Махаяна появилась  в первом веке нашей эры, как продолжение  восстания Махасангхи. Их более либеральное  отношение к монастырским традициям  позвололо обычному обществу получить больший голос в природе Буддизма. На благо или нет, Махаянистам было проще соотвествовать более простым требованиям обычного народа. Например, люди привыкли к героям и богам. ТАк возникла доктрина Трикая (трех тел): не просто жил Будда, достигший Просветления, он также представлен различными богоподобными Буддами во множестве небес, так же, ккак и Дхарма сама по себе, и Шуньята (пустота), и Сознание Будды, в зависимомти от интерпретации - это разновидность Бога - Отца, Сына и Святого Духа! 

Однако более  важноым было увеличение значимости Бодхисаттвы. Бодхисаттва - это тот, кто достигает Просветления, но принимает  решение оставаться в этом мире или  Сансаре чтобы вести других к  Просветлению. Он во многом похож на святого, или духовного героя. 

Вместе с новыми идеями пришли и новые писания. Их также называют сутрами и по этой причине приписывают самому Будде, иногда - особым передачам, которые  Будда предположительно посчитал слишком  сложными для своих первоначальных слушателей и потому спрятал в ожидании лучших времен. Наиболее значительными среди этих сутр были: 

Праджняпарамита, или Совершенство в Мудрости, обширное собрание частых эзотерических текстов, включая знаменитую Сердечную и  Алмазную сутры. Первый из известных  печатных вариантов - это, фактически, копия Алмазной Сутры, напечатанная в Китае в 868 году н.э. 

Саддхарма - Пундарика  Сутра, Белый Лотос Истинной Дхармы, также во многом эзотерическая, включает Авалокитешвара - сутру, молитву к  этому Бодхисаттве. 

Вималакирти - Нирдеша, или изложение Вималакирти - это учения и истории о просветленном домовладельце Вималакирти. 

Шурангама - Самадхи, или сутра Героя, представляет путеводитель по таким понятиям, как медитации, шуньята и Бодхисаттва. Наиболее популярна среди дзен буддистов. 

Сукхавати - вьюха  или Сутра Чистой Земли - это наиболее важная сутра среди буддийских школ чистой земли. Будда рассказывает Ананде об Амитабе и его Чистой Земле, или Небесах и о том, как  там перевоплотиться. 

Есть и много, очень много других. Итак, Махаяна основана на двух новых философических интерпретациях Буддизма: Мадхъямика и Йогачара. 

Мадхъямика 

Мадхъямика означает "средний путь" ("срединный  путь"). Вы наверняка помните, что  Будда сам называл свой путь срединным  в своей самой первой проповеди. В то время он подразумевал, что он - средний между конкурирующими философскими школами - этернализм и аннигиляционизм, то есть, верой в то, что душа вечна и в то, что в момент смерти душа исчезает. В книге Муламадхъямика - карика, написанной ы 150 г. до н.э. индийский монах по имени Нагарджуна расширил эту идею, создав на ее основе философию, которая известна под названием Мадхъямика. 

В основном основываясь  на логических аргументах, он заключает, что ничто не абсолютно, что все  относительно, что ничего не существует само по себе, что все взаимозависимо. Все системы, начиная с идеи о том, что каждая отдельная вещь (объект)- это только она и ничто другое (закон Аристотеля об исключенной середине), приходят к тому, что противоречат сами себе. Скрупулезная логика ведет человкаа прочь ото всяких систем к концепции шуньяты. 

Шуньята означает "пустота". Это не означает, что  ничего не сществует, это означает, что ничего не существует ни в себе, ни само по себе, но лишь как часть  вселенской паутины бытия. Это станет центральной концепцией всех ветвей Махаяны. Конечно, это - в действительности подтверждение цетнральных буддийских концепций атман, анитья, дуккха. 

Йогачара 

торое философское  изобретение, йогачара, принадлежит  двум братьям, Асанга и ВасубандхуЮ  жившим в Индии в 300м году н.э. Они усовершенствовали ранние движения в направлении философии идеализма, или читта - матра. Читта матра буквально означает "только сознание". Асанга и Васубандху полагали, что все, что существует - это лишь ум или же сознание. То, о чем мы обычно думаем как о физических вещах - это лишь проекции наших сознаний, иллюзий и галлюцинаций. Чтобы избавиться от них, необходимо медитировать, что в школе Йогачара означало создать чистое сознание, свободное ото всякого содержания. ТАким образом мы покидаем свои погрязшие в иллюзиях отдельные умы и присоединяемся ко вселенскому разуму, или сознанию Будды. 

Тантра и Ваджраяна 

Уже в начале I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна ("алмазная колесница"), которая  вскоре становится третьим основным направлением в буддизме. Другое название этого направления -тантрический буддизм происходит от слова "тантра", имеющего в санскрите много значений, в т. ч. "тайное знание", "хитросплетение", "поток", "непрерывность". Вероятно, совокупность этих значений может помочь в уяснении того, что такое тайное эзотерическое учение в сочетаниис ритуальной практикой, веками хранимое в секрете от непосвященных его последователями. 

Последнее изобретение  было менее философским и более  практичным: тантра. Тантра относится к писаниям, сосредоточенным не на философских изысках, но на практических подсказках на пути к просветлению, но не просто на просветлении через нескольуо перерождений, но на "просветлении здесь и сейчас!" 

Чтобы совершить  этот подвиг, нужны драматические методы, которые для непосвященного могут показаться довольно странными. Тантра - это сфера сиддху, адепт - некто, кто знает секреты, волшебник в смысле способов [обретения] Просветления. В Тантре используется множество техник, включая хорошо известные мандалы, мантры и мудры. Мандалы - это рисунки либо другие отображения высшего знания, обычно в форме кругового набора образов, которые могут давать фокус (цель) для однонапрвленной медитации. Мантры - это слова или фразы, которые могут служить той же цели, к примеру, знаменитая "ом мнаи падме хум". Мудры - это позиции рук, которые символизируют определенные качества просветления. 

Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно затрагивать три стороны  живого существа: тело, речь и мысль. 

Менее известны йидамы. Йидам - это образ юожества или богини, или другого духовного  существа, которое представлено физически  либо, чаще, ясно представляется глазами  разума. Опять же, они представляют архетипные качества просветления, и  однонаправленная медитация на этих сложных образах ведет адепта к его (ее) цели. 

Эти идеи возымиели  огромное влияние на махаяну, приячем  не обошлось без критики. Но при этом: Мадхъямику иногда критикуют за игру слов, Йогачару за очередное внедрение [понятия] атмана, вечной души или же сущности, в буддизм. Тантру критикуют наиболее часто, особенно за ее акцент на секретных методах и сильной приверженности гуру. Тем не менее, эти изобретения вызвали новый шквал активности в первой половине тысячелетия и положили начало тем типам буддизма, которые можно найти в Китае, Тибете, Японии, Корее, Въетнаме и в прочих странах восточной Азии. 

О концепции  Калачакры 

Ее суть - во взаимосвязи  и взаимозависимости вселенной  и человека. Как все, что происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит. Калачакра это также "колесо времени" в его циклическом восприятии, которое охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные временные единицы - 60-летние циклы. 

Китай 

Легенда рассказывает о том, как китайскому императору Минг Ти приснился сон, и он послал своих агентов на Шелковый Путь - древнюю дорогу, связывавшую Китай с Западом - для ого, чтобы понять его значение. Агенты вернулись с изображением Будды и копией сутр в сорока двух частях. Эта сутра и стала в 68 году н.э. первой сутрой, переведенной на китайский язык. Считается, что первое из буддийских сообществ Китая находилось в Лоянг. Его основали "иностранцы" в 150-м году н.э., во времена династии Хань. К 589 году количество буддийских монахов и монахинь увеличилось до двух миллионов. 

Фактически, в  Китае существовали три соревнующихся  направления мыслей - Конфуцианство, Даосизм и народная религия При  этом следует учитывать, что Конфуцианство  и Даосизм не менее сложны, чем  буддизм. Хотя эти различные потоки иногда и конкурировали между собой, в то же время, они подпитывали друг друга, обогощали друг друга и переплетались друг с другом. Со времением индийская Махаяна стала Китайской, а затем и корейской, японской, въетнамской. 

Хронология дальнейшего  распространения Буддизма 

В IV в. буддизм проникает в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме, Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии — буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и Америку. 

Тибет 

Впервые тибет  встретился с буддизмом в 700-е  годы, когда тантрический мастер Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) пришел из Индии и победил демонов. Демоны были подчинены, но навсегда остались частью Тибетского Буддизма - как его защитники! 

Будда в своем  учении никогда не отвергал богов  других религий и не запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то временное облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели — просветлению, нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов добуддийской Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель мира 

Брахма; бог грома и молнии Индра, олицетворение энергии, благоустраивающей мир, Вишну; предводитель низших божеств, имеющий тело человека и голову слона, Ганеша; полубоги гандхарвы, хранители сторон света локапалы и др. Параллельно шел процесс мифологизации 

реальных исторических лиц, сыгравших важную роль в создании и распространении учения. Прежде всего это касается самого Будды Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились настоятели наиболее значительных монастырей, учителя веры, отшельники и т. д. 
 

В 800 - 900-е годыв  Тибет пришли "Темные времена", буддизм пришел в упадок. Но в 1000-е  годы он энергично возродился. В 1578 году монгольские правители назвали  главу школы Гелуг "Далай Лама", что означает "великий как океан". Отмечено, что пятый Далай Лама установил над Тибетом религиозный и политический контроль. 

Как известно, линия  передачи Далай Лам продолжается и поныне. 

Буддизм сегодня 

Буддизм — самая  древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а  ислам — на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. 
 
 
 
 
 
 
 

Очерк истории  изучения буддизма в России и за рубежом 

Научное изучение буддизма началось в Европе в начале XIX века. В течение этого столетия постепенно складываются основные буддологические  школы, продолжавшие играть важную роль в течение первой половины XX века, а отчасти продолжающие существовать и в настоящее время. Это франко-бельгийская школа, англо-германская школа и российская (петербургская) школа. В XX веке к ним добавились американская и японская школы, лидирующие и в настоящее время практически во всех основных областях буддологических исследований. 

Информация о работе История буддизма