Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:59, реферат
История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается будд. традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисл. сект, к-рая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этои общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями.
Можно сказать
совершенно тотвердо, что ланкийским
монахам принадлежит заслуга сохранения
традиции Тхеравады. Хотя и говорят, что
она распространилась из Индии по всей
юговосточной Азии, но она почти погибла
в конкуренции с Индуизмом и Исламом, а
также в войне и кололнизации. Монахи Тхеравады
распространили сою традицию от Шри Ланки
в Бирму, Тайланд, Малайзию, Камбоджу и
Лаос, а из этих стран- на Европу и Запад
вообще.
Махаяна
Махаяна появилась
в первом веке нашей эры, как продолжение
восстания Махасангхи. Их более либеральное
отношение к монастырским традициям
позвололо обычному обществу получить
больший голос в природе Буддизма. На благо
или нет, Махаянистам было проще соотвествовать
более простым требованиям обычного народа.
Например, люди привыкли к героям и богам.
ТАк возникла доктрина Трикая (трех тел):
не просто жил Будда, достигший Просветления,
он также представлен различными богоподобными
Буддами во множестве небес, так же, ккак
и Дхарма сама по себе, и Шуньята (пустота),
и Сознание Будды, в зависимомти от интерпретации
- это разновидность Бога - Отца, Сына и
Святого Духа!
Однако более
важноым было увеличение значимости
Бодхисаттвы. Бодхисаттва - это тот,
кто достигает Просветления, но принимает
решение оставаться в этом мире или
Сансаре чтобы вести других к
Просветлению. Он во многом похож на
святого, или духовного героя.
Вместе с новыми
идеями пришли и новые писания. Их
также называют сутрами и по этой
причине приписывают самому Будде,
иногда - особым передачам, которые
Будда предположительно посчитал слишком
сложными для своих первоначальных
слушателей и потому спрятал в ожидании
лучших времен. Наиболее значительными
среди этих сутр были:
Праджняпарамита,
или Совершенство в Мудрости, обширное
собрание частых эзотерических текстов,
включая знаменитую Сердечную и
Алмазную сутры. Первый из известных
печатных вариантов - это, фактически,
копия Алмазной Сутры, напечатанная в
Китае в 868 году н.э.
Саддхарма - Пундарика
Сутра, Белый Лотос Истинной Дхармы,
также во многом эзотерическая, включает
Авалокитешвара - сутру, молитву к
этому Бодхисаттве.
Вималакирти - Нирдеша,
или изложение Вималакирти - это учения
и истории о просветленном домовладельце
Вималакирти.
Шурангама - Самадхи,
или сутра Героя, представляет путеводитель
по таким понятиям, как медитации,
шуньята и Бодхисаттва. Наиболее
популярна среди дзен буддистов.
Сукхавати - вьюха
или Сутра Чистой Земли - это наиболее
важная сутра среди буддийских школ
чистой земли. Будда рассказывает Ананде
об Амитабе и его Чистой Земле,
или Небесах и о том, как
там перевоплотиться.
Есть и много,
очень много других. Итак, Махаяна
основана на двух новых философических
интерпретациях Буддизма: Мадхъямика
и Йогачара.
Мадхъямика
Мадхъямика означает
"средний путь" ("срединный
путь"). Вы наверняка помните, что
Будда сам называл свой путь срединным
в своей самой первой проповеди.
В то время он подразумевал, что он - средний
между конкурирующими философскими школами
- этернализм и аннигиляционизм, то есть,
верой в то, что душа вечна и в то, что в
момент смерти душа исчезает. В книге Муламадхъямика
- карика, написанной ы 150 г. до н.э. индийский
монах по имени Нагарджуна расширил эту
идею, создав на ее основе философию, которая
известна под названием Мадхъямика.
В основном основываясь
на логических аргументах, он заключает,
что ничто не абсолютно, что все
относительно, что ничего не существует
само по себе, что все взаимозависимо.
Все системы, начиная с идеи о том, что
каждая отдельная вещь (объект)- это только
она и ничто другое (закон Аристотеля об
исключенной середине), приходят к тому,
что противоречат сами себе. Скрупулезная
логика ведет человкаа прочь ото всяких
систем к концепции шуньяты.
Шуньята означает
"пустота". Это не означает, что
ничего не сществует, это означает,
что ничего не существует ни в себе,
ни само по себе, но лишь как часть
вселенской паутины бытия. Это станет
центральной концепцией всех ветвей Махаяны.
Конечно, это - в действительности подтверждение
цетнральных буддийских концепций атман,
анитья, дуккха.
Йогачара
торое философское
изобретение, йогачара, принадлежит
двум братьям, Асанга и ВасубандхуЮ
жившим в Индии в 300м году н.э. Они усовершенствовали
ранние движения в направлении философии
идеализма, или читта - матра. Читта матра
буквально означает "только сознание".
Асанга и Васубандху полагали, что все,
что существует - это лишь ум или же сознание.
То, о чем мы обычно думаем как о физических
вещах - это лишь проекции наших сознаний,
иллюзий и галлюцинаций. Чтобы избавиться
от них, необходимо медитировать, что в
школе Йогачара означало создать чистое
сознание, свободное ото всякого содержания.
ТАким образом мы покидаем свои погрязшие
в иллюзиях отдельные умы и присоединяемся
ко вселенскому разуму, или сознанию Будды.
Тантра и Ваджраяна
Уже в начале
I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна
("алмазная колесница"), которая
вскоре становится третьим основным
направлением в буддизме. Другое название
этого направления -тантрический буддизм
происходит от слова "тантра", имеющего
в санскрите много значений, в т. ч. "тайное
знание", "хитросплетение", "поток",
"непрерывность". Вероятно, совокупность
этих значений может помочь в уяснении
того, что такое тайное эзотерическое
учение в сочетаниис ритуальной практикой,
веками хранимое в секрете от непосвященных
его последователями.
Последнее изобретение
было менее философским и более
практичным: тантра. Тантра относится
к писаниям, сосредоточенным не на философских
изысках, но на практических подсказках
на пути к просветлению, но не просто на
просветлении через нескольуо перерождений,
но на "просветлении здесь и сейчас!"
Чтобы совершить
этот подвиг, нужны драматические методы,
которые для непосвященного могут показаться
довольно странными. Тантра - это сфера
сиддху, адепт - некто, кто знает секреты,
волшебник в смысле способов [обретения]
Просветления. В Тантре используется множество
техник, включая хорошо известные мандалы,
мантры и мудры. Мандалы - это рисунки либо
другие отображения высшего знания, обычно
в форме кругового набора образов, которые
могут давать фокус (цель) для однонапрвленной
медитации. Мантры - это слова или фразы,
которые могут служить той же цели, к примеру,
знаменитая "ом мнаи падме хум". Мудры
- это позиции рук, которые символизируют
определенные качества просветления.
Согласно тантрической
теории, главное ритуальное действие
должно затрагивать три стороны
живого существа: тело, речь и мысль.
Менее известны
йидамы. Йидам - это образ юожества
или богини, или другого духовного
существа, которое представлено физически
либо, чаще, ясно представляется глазами
разума. Опять же, они представляют
архетипные качества просветления, и
однонаправленная медитация на этих сложных
образах ведет адепта к его (ее) цели.
Эти идеи возымиели
огромное влияние на махаяну, приячем
не обошлось без критики. Но при этом:
Мадхъямику иногда критикуют за игру
слов, Йогачару за очередное внедрение
[понятия] атмана, вечной души или же сущности,
в буддизм. Тантру критикуют наиболее
часто, особенно за ее акцент на секретных
методах и сильной приверженности гуру.
Тем не менее, эти изобретения вызвали
новый шквал активности в первой половине
тысячелетия и положили начало тем типам
буддизма, которые можно найти в Китае,
Тибете, Японии, Корее, Въетнаме и в прочих
странах восточной Азии.
О концепции
Калачакры
Ее суть - во взаимосвязи
и взаимозависимости вселенной
и человека. Как все, что происходит
во вселенной, влияет на человека, так
все, что происходит в человеке, его психике
и теле, способно, согласно этой концепции,
повлиять на вселенную. Именно поэтому
так важно осознание каждой личностью
своего места в мироздании и чувства ответственности
за все, что в нем происходит. Калачакра
это также "колесо времени" в его
циклическом восприятии, которое охватывает
собою малые 12-летние циклы, объединенные
в более крупные временные единицы - 60-летние
циклы.
Китай
Легенда рассказывает
о том, как китайскому императору
Минг Ти приснился сон, и он послал своих
агентов на Шелковый Путь - древнюю дорогу,
связывавшую Китай с Западом - для ого,
чтобы понять его значение. Агенты вернулись
с изображением Будды и копией сутр в сорока
двух частях. Эта сутра и стала в 68 году
н.э. первой сутрой, переведенной на китайский
язык. Считается, что первое из буддийских
сообществ Китая находилось в Лоянг. Его
основали "иностранцы" в 150-м году
н.э., во времена династии Хань. К 589 году
количество буддийских монахов и монахинь
увеличилось до двух миллионов.
Фактически, в
Китае существовали три соревнующихся
направления мыслей - Конфуцианство,
Даосизм и народная религия При
этом следует учитывать, что Конфуцианство
и Даосизм не менее сложны, чем
буддизм. Хотя эти различные потоки
иногда и конкурировали между собой,
в то же время, они подпитывали друг друга,
обогощали друг друга и переплетались
друг с другом. Со времением индийская
Махаяна стала Китайской, а затем и корейской,
японской, въетнамской.
Хронология дальнейшего
распространения Буддизма
В IV в. буддизм проникает
в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет,
с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в
Бурятию и Туву. В странах Индокитайского
полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме,
Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной
части Юго-Восточной Азии — буддизм стал
завоевывать позиции, начиная со II в., и
к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В
конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу
и Америку.
Тибет
Впервые тибет
встретился с буддизмом в 700-е
годы, когда тантрический мастер Гуру
Ринпоче (Падмасамбхава) пришел из Индии
и победил демонов. Демоны были подчинены,
но навсегда остались частью Тибетского
Буддизма - как его защитники!
Будда в своем
учении никогда не отвергал богов
других религий и не запрещал им
молиться. Он просто пояснял, что это может
дать какое-то временное облегчение, но
никак не приблизит человека к конечной
цели — просветлению, нирване, спасению.
Именно поэтому значительное число богов
добуддийской Индии тут же вошли в пантеон
богов буддизма. Это создатель мира
Брахма; бог грома
и молнии Индра, олицетворение энергии,
благоустраивающей мир, Вишну; предводитель
низших божеств, имеющий тело человека
и голову слона, Ганеша; полубоги гандхарвы,
хранители сторон света локапалы и др.
Параллельно шел процесс мифологизации
реальных исторических
лиц, сыгравших важную роль в создании
и распространении учения. Прежде всего
это касается самого Будды Шакьямуни и
его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились
настоятели наиболее значительных монастырей,
учителя веры, отшельники и т. д.
В 800 - 900-е годыв
Тибет пришли "Темные времена",
буддизм пришел в упадок. Но в 1000-е
годы он энергично возродился. В 1578
году монгольские правители назвали
главу школы Гелуг "Далай Лама",
что означает "великий как океан".
Отмечено, что пятый Далай Лама установил
над Тибетом религиозный и политический
контроль.
Как известно, линия
передачи Далай Лам продолжается
и поныне.
Буддизм сегодня
Буддизм — самая
древняя из трех мировых религий.
Христианство моложе его на пять, а
ислам — на целых двенадцать столетий.
Основное число его последователей живет
в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной
Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,
Китае (а также китайское население Сингапура
и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме,
Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде,
Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно
исповедуют жители Бурятии, Калмыкии,
Тувы, а в последние годы буддийские общины
возникли в Москве, С-Петербурге и во всех
крупных городах России. С конца XIX — начала
XX в. последователи буддизма появились
в странах Европы и в США: на сегодняшний
день там представлены практически все
сколько-нибудь значительные направления
и школы, существующие на Востоке. Общую
численность буддистов в мире определить
трудно: такого рода переписи не проводились
нигде, да они и противоречат этическим
и правовым нормам многих стран. Однако
весьма приблизительно можно сказать,
что в мире сегодня насчитывается около
400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около
1 млн монахов и монахинь.
Очерк истории
изучения буддизма в России и за рубежом
Научное изучение
буддизма началось в Европе в начале
XIX века. В течение этого столетия
постепенно складываются основные буддологические
школы, продолжавшие играть важную роль
в течение первой половины XX века,
а отчасти продолжающие существовать
и в настоящее время. Это франко-бельгийская
школа, англо-германская школа и российская
(петербургская) школа. В XX веке к ним добавились
американская и японская школы, лидирующие
и в настоящее время практически во всех
основных областях буддологических исследований.