Функции религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:30, реферат

Краткое описание

В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
религиозного сознания;
религиозной деятельности;
религиозных отношений;
религиозных институтов и организаций.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 225.47 Кб (Скачать)

Говоря об условиях и причинах распространения нетрадиционных религий в современной России, нельзя не коснуться двух утопических  иллюзий, свойственных советской идеологии  и наложивших, в свою очередь, определенный отпечаток “совковости” на религиозные искания в постсоветский период. Одна из этих иллюзий заключалась в представлении о скором, через считанные десятилетия, построении коммунистического общества, которое полностью освободится от “религиозных предрассудков” и станет целиком атеистическим. Эта просветительская иллюзия во многом основывалась на сведении содержания и культурно-исторического значения религии к идеологии эксплуататорского строя, тогда как изучение нетрадиционных религий показывает, что одним из факторов их распространениея в частности в России, является выраженное в них стремление к социальному освобождению, к раскрытию могучих потенциалов человеческой личности и их плодотворной реализации.

Другая иллюзия  советской идеологии заключалась  в ее собственной идентификации  с атеизмом да еще “научным”. Несмотря на то, что Ленин подверг сокрушительной критике богоискательские и богостроительские настроения в рядах социал-демократов, рупором которых были одно время Луначарский, Богданов и Горький, официальная идеология советского строя представляла собой по своему смыслу и ориентациям разновидность светской религии. Ее содержание внешне выглядело секулярным, гражданско-этическим, а по существу было псевдорелигиозным. К тому же идеология большевизма обладала, по справедливому замечанию Н.Бердяева, всеми соответствующими атрибутами: своими непререкаемыми авторитетами, догмами, писаниями, обрядами и святыми [2, 7]. Современный исследователь этой проблемы А.Пименов прямо говорит о “советской религии” [3, 276-291] нашего недавнего прошлого и на примере поэзии В.Маяковского и А.Вознесенского показывает, как “внутри идеологической системы советского общества шло — хотя, скорее всего, и не завершилось — формирование своеобразных религиозных представлений, в структуре которых воспроизводились многие черты классических нетеистических религий” [3, 290]. Касаясь этой темы, А.Мень отмечает, что за годы советской власти произошел “отход от принципа секулярного государства” [4, 106], Сталин посчитал, что “сохранять религию даже в “прирученном” виде было рискованно. Бог должен быть один — тот, что в Кремле, и вера в него призвана стать господствующей государственной идеологией. Вождь — единственный оракул и носитель истины. Его не лимитирует даже формально исповедуемый им марксизм, ибо сам Вождь полностью олицетворяет его доктрину” [4, 106]. А.Мень считает, что с приходом к власти Сталина можно говорить о начале в стране “истории новой религии, рецидиве языческого человекобожия” [4, 104].

При рассмотрении причин распространения  нетрадиционных религий в стране следует говорить не только об активности новых религиозных организаций  и слабости влияния православия, но и о поисках современным  человеком своей идентичности, смысла и целей существования, о его стремлении к самореализации, к изменению и совершенствованию своего онтологического статуса и сакрально-нравственного уровня, о его потребности в реализации своего творческого потенциала, пусть даже в форме надежды обрести христианское обожение или достичь буддистских Святых Небес. Нельзя не заметить потребности современного человека в надежной референтной группе, служащей критерием его поведения, в непоколебимых императивах, пусть даже в форме представлений о своей связи с абсолютным, трансцендентным началом, определяющим направленность жизнедеятельности.

Каждое из новых  религиозно-сектантских объединений  представляет собой своеобразную субкультурную общность, в которой особым образом преломляются наиболее острые проблемы сегодняшнего дня и даются ответы на запросы времени, убедительные для приверженцев этих религий. Однако нетрадиционные религии вовсе не всегда несут в себе инновационное социокультурное содержание. Часто они содержат архаизированные пласты культуры: реликты древних фетишистских и оккультных представлений, синкретическое объединение новых и старых мифов (вроде парадоксального симбиоза культов Ленина и Христа в одной из подмосковных сект), наследие давних автохтонных традиций (например, славянского язычества) либо плоды чужеземных заимствований (преимущественно буддизма и индуизма). Не чужды им, конечно, духовные прозрения, но также (увы, и пустые домыслы. Иногда дело оборачивается значительно хуже, поскольку нетрадиционные религии вовсе не застрахованы от проявлений фанатизма, экстремизма и нарушений прав человека (впрочем, носителями подобных настроений являются подчас и представители традиционных религий, не говоря уже о проявлениях несправедливости и насилия, преступности и терроризма в экономической, политической и частной сферах нашего секуляризированного общества).

Анализируя причины  распространения нетрадиционных религий, нельзя не обратить внимания на то, что  они часто привлекают к себе внимание популяризацией тех или иных физиопсихотехник, которые по праву считаются действенным средством изменения сознания человека, его самочувствия и соответствующих физических (соматических) показателей. Наличие в новых культах и сектах подобной религиозной практики служит действенным аргументом в пользу утверждений об их преимуществах перед традиционными религиями, которые призывают своих верующих пассивно ожидать милости свыше. Напротив, нетрадиционные религии обещают своим приверженцам действенное преобразование личности и радикальное изменение условий повседневного существования здесь и сейчас. Конечно, за всем этим стоит главенствующая ориентация на сакральную цель, провозглашаемую религией, хотя нельзя не учитывать, что помимо обретения новых религиозных установок и чаяний происходят и позитивные изменения личности, связанные с обретением уверенности и перспективы (а это еще один из факторов притягательности новых религиозных объединений для людей, растерявшихся в наше смутное время). Вопрос об усиливающемся при этом отчуждении от секулярного окружения также нельзя трактовать однозначно: во-первых, это отчужденность избирательна, действует только в отношении иноверцев, “чужих” (и только при условии их отказа прислушаться к новым религиозным идеям), к тому же она с лихвой компенсируется многократным усилением общения в кругу своих единоверцев. Как отмечает С.Аверинцев, “за выбором христианского, парахристианского или внехристианского сектантства чаще всего стоит жажда почувствовать себя в общине. В приходе человек зачастую в достаточной степени не ощущает солидарности и братских уз... Любая секта дает им ощущение участия в малом микрокосмосе, где все друг друга знают и все солидарны” [5, 11]. Во-вторых, сегодня трудно оспаривать правомерность отстранения сектантов от пагубной во многих отношениях среды их повседневного существования, в которой все возрастает влияние преступности, коррупции, наркомании, проституции, финансовых махинаций, голода и разрухи.

Основной мотив  обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы  нетрадиционных религий надеются, что  предлагаемые последними утопические  программы сакрального совершенствования  человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной  цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им лично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ  ПУТЕМ."

В Украине на сегодняшний  день представлены почти все формы  нетрадиционной религии. Среди новых  религиозных течений — неохристианство. Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционного христианства с учетом требований времени. Основним веропроповедническим источником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигурой религиозных доктрин — Иисус Христос. Неохристианство от исторического христианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы, сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианським движениям относятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианская миссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа Святих Последних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”, Христианская церковь “Хвала и поклонение”, пророссийское неохристианськое образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие), христианские объединения украинского происхождения —Союз христианского межконфессийного договора “Логос” и Собор евангельских церквей и др.

Религии ориенталистского направления представлены в Украине неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениями синтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений является опора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений других культур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских течениях популярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей к Богу. В Украине неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного Сообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”, Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы, последователями Трансцендентальной медитации и другими.

Буддистские течения представлены в Украине преимущественно их модернистскими отраслями, которые  в своей совокупности получили название необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеи различных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в Украине представлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,).

Нетрадиционными являются также  искусственные религии, которые  хотят объединить элементы восточных  и западных традиций древних и  современных культур, философских, экзотерических и религиозных учений и вывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением, философией, социальными  установками, однако все они пропагандируют сотворение системы этического оздоровления государства. Объединение элементов  христианства и буддизма, христианства и ислама, ведических учений наблюдаются  в религиозных новообразованиях , которые действуют сейчас на Украине, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, Церковь Унификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство.

Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерические группировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант, Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значение мистическому опыту . Достигнуть непосредственного контакта с духовной реальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или других измененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультным явлениям. Она признает только одно начало дух или разум.

Интересно также неоязычество, которое на Украине представлено многими течениями (Ридна Вера, РУНВера, Ладовера, Ягновера и другие), которые объединены идеею дохристианских верований украинцев. Эти религиозные направления не реконструируют давние верования украинцев, а дают новую модель тех религиозных проявлений, к которым пришли бы украинцы в религиозном развитии без влияния других религий. Среди неоязычников одни проповедуют пантеизм, другие монотеизм. Основной контингент неоязычников - национально ориентированная интеллигенция, которая расценивает христианство как чуждую религию, а процесс возрождения язычества как основную возможность возрождения Украины.

Языческие церкви возродились  в Украине несколько лет назад, но силу набрали только сейчас. Судя по высказываниям их "отцов", они  вполне уверенно идут к своей основной цели - изгнанию "захватнической христианской церкви" со всей исконной территории Киевской Руси. Руководимые из далекого американского центра, они неплохо  материально обеспечены и в свои ряды пускают людей с хорошим  положением и, предпочтительно, высшим образованием. В их рядах - писатели, художники и прочий цвет интеллигенции  страны. В сферу интересов "поборников исторической правды на Киевской Руси" входят и Россия, и Белоруссия, где  они пытаются создать свои представительства. Церковный отец РУНВиры ("Родной украинской национальной веры" так расшифровывается название наиболее мощной из неоязыческих церквей) писатель и доктор наук Степан Пинчук. Художники, поэты и писатели стали костяком неоязыческой церкви, сформировавшейся в Киеве на основе Союза писателей Украины.

Еще одним представителем новых религиозных течений на Украине является Саентология (от английского science — наука і греческого logos — учение). Саентология пытается объединить в себе науку и религию. Большинство действующих на Украине движений (Дианетика-ФондХаббарда, Наука разума, Христианская наука и другие) имеют иностранное происхождение, однако находят большое количество последователей в нашей стране , например действует, “Международный альянс нового мышления”, в который входит Киевский центр Науки Разума, существуют общества в Донецке, Крыму.

Кроме названных нетрадиционных религиозных течений, существующих в Украине , есть группа верующих, которую тяжело идентифицировать с какой-либо из них. Речь идет о сатанистах. Сатанисты поклоняются не Богу, а Сатане, читают Библию превратно, проводят так называемые “черные мессы” с использованием черных свечек, перевернутых распятий, ритуальных жертвоприношений. Моральная программа сатанистов отличается крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом , утверждают культ силы.

Особое внимание надо уделить  Белому Братству. "Белые братья" возникли как организация в 199О  году в Киеве, создав независимую  религиозную общину Посвященных. Поставили они себе задачу собрать под свои знамена 144 тысячи единоверцев, которые должны противостать грядущему антихристу и спасти "заблудших овец". А чтобы не возникало никаких сомнений в правомочности этой организации, они объявили о воплощении среди них самой Матери Мира и Бога Отца. "Действуют они довольно напористо, убежденно. Трудно с ними не согласиться и не принять их:для последователей учения Агни Йоги бальзамом для сердца звучат слова из Живой Этики, а для церковных христиан и тут найдутся столь родные и близкие слова об антихристе и Страшном Суде.

В области идеологии Белое  братство считает себя "Единой вселенской Религией ,белые братья – ярые расисты, антисемиты, проповедующие превосходство славянской расы, считающие, что "Бог - русский". Организатор этой секты: о том, как кандидат технических наук Юрий Кривоногов с конца 70-х гг. увлекался оккультизмом, психологией и религиозными учениями. Кривоногов со своей женой Марией Цвигун объявили себя божествами и разработали обственное эклектическое религиозное учение "Юсмалос". Важнейшим элементом этого учения стало напряженное ожидание конца света, когда "дети Сатаны - эммануиловцы" должны погибнуть, а юсмалиане будут вести бесконечную жизнь в раю, который воцарится на земле.

Создавая и формулируя юсмалианское учение, Ю.Кривоногов использовал некоторые христианские сюжеты, рериховские, буддийские и кришнаитские духовные практики, которыми сам занимался в течение нескольких лет. Таким образом, учение "Юсмалос" представляет собой набор из четырех блюд: йоги (диета), кришнаизма (медитационная практика), учения Рерихов (этика и мифология, связанная с Шамбалой, таинственным Белым братством и с "Матерью мира"), христианства. Из христианства Кривоногов взял и проэксплуатировал имена собственные и идею троичности, которую наполнил иным смыслом, а также идею Воскресения Бога на третий день и Страшного суда. Учение и секта стали расти и развиваться . За Цвигун закрепилось окончательное имя: Матерь Мира Мария Дэви Христос, сокращенно МММ-ДХ. "Божественная дуада" разработала особую "программу", рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). Согласно этой "программе", дуада и верные последователи должны были проповедовать в течение этого срока юсмалианское учение, призывать всех к покаянию и признанию Марии Дэви "живым Богом". На осень 1993 г., когда Марина Цвигун уже должна была достигнуть полных 33 лет, был назначен конец света. В октябре 1993 г. практически все члены секты съехались в Киев, где ожидали встретить конец света, захватили Св. Софию. Кривоногов и Цвигун, а также наиболее активные члены секты были арестованы киевской милицией. Члены секты вели себя в заключении мужественно, от своих убеждений не отказывались, голодали. Большинство из них было отпущено, а "божественная дуада" была в 1996 г. приговорена к длительным срокам тюремного заключения: Ю.Кривоногов получил 7 лет, а М.Цвигун - 4 года.

Информация о работе Функции религии