Функции религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:30, реферат

Краткое описание

В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
религиозного сознания;
религиозной деятельности;
религиозных отношений;
религиозных институтов и организаций.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 225.47 Кб (Скачать)

 

    В структурном плане  религия представляет собой целостное  единство:

 религиозного сознания;

 религиозной деятельности;

 религиозных отношений;

 религиозных институтов и  организаций.

 

    а) Религиозное сознание.

      Религиозному  сознанию  присущи  чувственная наглядность,   созданные

воображением  образы,  религиозная  вера,  языковое  выражение   с   помощью

религиозной лексики и других специальных  знаков.  Все  эти  свойства  тесно

взаимосвязаны и взаимодействуют друг  с другом.  Религиозная вера  -  это

интегративная  черта  религиозного  сознания.  Это  особое   психологическое

состояние  уверенности   в   достижении   цели,   наступлении   события,   в

предполагаемом  поведении  человека,  в   истинности   идей   при   нехватке

достоверной информации. В ней содержится ожидание  осуществления  желаемого.

Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы,  стимулом

решимости и активности людей.

 

    б) Религиозная деятельность

    Религиозная  деятельность  занимает  своеобразное   место   в   системе

общественной  деятельности.  Существует  два   основных   вида   религиозной

деятельности: внекультовая и культовая.

    Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Некоторые

разновидности  внекультовой  деятельности:  производство   средств   культа,

преподавание  в  религиозных  учебных  заведениях,  а   также   преподавание

богословия в нерелигиозных  учебных заведениях, участие в  миссиях,  в  работе

соборов, пропаганда религиозных взглядов в  средствах  массовой  информации.

Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой.

    Культ - важнейший вид   религиозной  деятельности,  содержание  которого

определяется   соответствующими   религиозными   представлениями,    идеями,

догмами.

    Предметом культовой  деятельности становятся различные  объекты  и  силы,

воплощенные в некоторые религиозные  образы  (например,  предметы,  животные,

растения, Солнце,  Луна,  а  также  ритуальные  действия  -  пляски,  пения,

богослужения, религиозные праздники).

    Субъектом культа могут  быть как  религиозная  группа  верующих,  так  и

одиночный верующий индивид.

  

 

    в) Религиозные отношения

    Религиозные отношения   представляют  собой  вид   отношений  в  духовной

сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием,  реализующиеся

посредством религиозной деятельности.

    Также как и религиозная  деятельность, религиозные отношения  разделяются

на  культовые  и  внекультовые.  Внекультовые  возникают   во   внекультовой

деятельности.   Это   непосредственные   действительные   отношения    между

индивидами,  организациями  (в  духовном  училище  -   “учитель-ученик”,   в

миссионерской деятельности - “миссионер - индивиды” и т.д.).

    Аналогично,  культовые   отношения  формируются  в   процессе   культовой

деятельности.  Например,  обряд  венчания  вовлекает  жениха  и  невесту  во

взаимные отношения, принятые в  церкви; крещение  устанавливает  связь  между

“крестным сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.

    Религиозные отношения   могут  иметь  разный  характер  -  солидарности,

терпимости,  нейтралитета,  а  также   конфликта   и   борьбы   (религиозный

фанатизм).  Однако,  даже  при  мирном   сосуществовании,   обычно   имеется

представление  о  превосходстве  данного  направления  религии   над   всеми

другими.

 

    г) Религиозные организации

    Религиозные  организации   создаются  для   упорядочивания   религиозной

деятельности и религиозных  отношений. Они  также  складываются  культовые  и

внекультовые. Внекультовые  призваны  управлять внекультовой  деятельностью

(церковные  советы,  ректораты   духовных  учебных  заведений,   департаменты

религиозной прессы и др.), культовые  -  в  культовой  деятельности  (причт,

клир, диаконат, епископат).

    По мере развития общественного  строя, разделения труда, стали  возникать

определенные религиозные сословия (жрецы), а вместе  с  ними  и  религиозные

организации.   Религия   разделилась   на   вероисповедания,   последователи

определенного   вероисповедания   составили    религиозную    общность,    а

существование и функционирование общности обеспечивалось организацией.

 

Заключение

 

    Успехи в овладении  природой с помощью техники,  достигнутые в ХХ веке на

основе гигантского приращения научных знаний, оказали  глубокое  воздействие

на  религиозное  сознание.  Однако  типичные  для  прошлого  века   ожидания

близкого конца религии в  результате развития  науки  не  сбылись.  Наука  не

вытеснила религию, но она вызвала  глубокие перемены в  религиозном  сознании

- в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы  познания  мира  и

овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к  еще

более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла  далеко  за  пределы

чувственно  доступного  человеку,  наглядного.  Это дает  новый шанс   для

религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски  возросшая  на

научно-технической основе мощь человеческого  деяния ставит нас теперь  перед

проблемой  последствий  научно-технического  прогресса  и  его  нравственной

состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе  наука

и техника - без религии - еще не дают  решения  современных  проблем,  когда

человечество оказалось перед  угрозой самоуничтожения.

   

    В  настоящее   время   большинство   церковных   иерархов   и   рядовых

священнослужителей  стоят  на   позициях   нового   осмысления   современных

социально-экономических  и общественно-политических  проблем,  возникающих  в

процессе развития  и  изменения  нашего  общества,  ориентируют  церковь  на

повышение нравственного  потенциала человека.

 

                                 Литература

 

     1. А.А.Радугин, К.А.  Радугин “Социология” М. “Центр”, 1997 г.

 

     2. М.П.Мчедлов “Религия и современность” М.  Издательство  политической

        литературы, 1982 г.

 

     3. И.А. Крывелев “История религий” М. “Мысль”, 1975 г.

 

     4. В.И. Гараджа “Религиеведение” М. “Аспект Пресс”, 1994 г.

 

     5. “Основы религиоведения”  под ред. И.Н. Яблокова  М.  “Высшая  школа”,

        1994 г.

 

 

 

 

Долгое время наша страна была атеистическим государством. Декретом совета народных комиссаров от 23 января 1918г. было установлено,что: "Церковь отделяется от государства. Школа отделяется от церкви."

Власти Советского Союза  изменили свое отношение к Церкви лишь тогда, когда под угрозой  оказалось существование страны. Во время Великой Отечественной  войны ряд ограничений на религиозную  деятельность был снят, прямые гонения  затихли. За короткое время открылось около 10 тыс. новых приходов. В 1943г. Русская церковь вновь обрела Патриарха.

ЗАЧЕМ НАМ ВЕРА ?

Вера является важнейшей  частью мировоззрения человека, его  жизненной позицией, убеждением, этическим  и нравственным правилом, нормой, обычаем, по которым, точнее внутри которых - он живет, действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы.

В любом достаточно стабильном обществе всегда существует некая общепризнанная социальная "философия жизни", или система мировоззрения, которая основывается на общности определенных политических и иных интересов, целевых и ценностных установках.

НАУКА И РЕЛИГИЯ.

Многие ученые обращают внимание на то, что сугубо научный подход недостаточен для  понимания материального мира, космоса, Вселенной, есть нечто духовное, стоящее  гораздо выше материальных процессов  и закономерностей. К подобной мысли приходили многие отечественные и зарубежные ученые.

Сегодня у нас нет противоречий между государственными организациями, религиозными конфессиями, наукой и обществом в целом. Одной из первоочередных задач науки, образования и религии является формирование нравственной личности.

 

Сегодня этот вопрос чаще всего связывают с религиозными чувствами индивида, однако в целом в

социологии сложилось  несколько подходов. Так, функционалисты припи-

сывают каждому человеку склонность к религиозности и стремление к то-

му, чтобы эта склонность была так или иначе реализована. Марксисты рас-

сматривают религиозность как “ложную потребность”, формируемую об-

ществом для использования в качестве инструмента социального контроля.

Столь диаметрально противоположными подходами соответственно под-

разумевается, что либо, будучи неотъемлемым качеством человеческой

природы, религия не может  исчезнуть, поскольку потребность  в ней будет

существовать всегда, либо, в случае если религиозное чувство  порождает-

ся обществом, теоретически могут существовать общества без религии [14,

с. 391]. Главным критерием религиозности все чаще предлагается считать

веру. По мнению В. Соловьева, вера означает признание чего-либо истин-

ным с такой решительностью, которая превышает силу внешних объектив-

ных факторов. Сила веры зависит от особенного самостоятельного психо-

логического акта, который  не определяется исключительно эмпирически-

ми и логическими данными.

 

Современная светская культура диктует нам правила, при которых

религия является самостоятельным  выбором каждого индивида. Религиоз-

ная идентичность определяется не национальными или культурными тра-

дициями, а желанием и волей самого индивида. Поэтому для современного

человека понятия “религиозный”  и “светский” не взаимоисключают друг

друга, что противоречит принципу “полярности”. “Линейное” понимание

религиозности также ставится под сомнение в связи с тем, что религиоз-

ность теперь обретает два измерения. Качество и уровень религиозности

зависят от личностной установки  человека и от внешнего влияния окру-

жающего социума. Также для общества позднего модерна нет четких и не-

рушимых требований к религиозному субъекту. Зачастую он может сов-

мещать в себе как религиозные, так и нерелигиозные качества и совсем не

стремится к религиозному “полюсу”. Современный человек  привыкает лю-

бить себя таким, каков  он есть, оставаться верующим, но не изменять сво-

им качествам, которые  не всегда соответствуют религиозным  нормам или

правилам. То есть, он привыкает  оставаться собой. Именно этот подход

сейчас наиболее широко проповедуется  в массовой культуре и одновре-

менно он дискредитирует принцип “минимакса”_.

 

 

Поскольку в Украине отмечается достаточно высокий уровень религиозности  населения, значит, проблемы в религиозном  поле могут иметь гораздо боль-

шую силу влияния, чем во многих других странах Европы. В этой связи

любые непродуманные действия государства в этом поле могут  провоци-

ровать рост напряженности и углубление дисфункций самого института

религии. Одним из аргументов может служить выявленный нами некий

парадокс, связанный с  высоким уровнем доверия к  церкви в целом, но

снижением религиозности, который затрудняет определение места инсти-

тута религии в современной  Украине. А изменения в области  понимания

самого феномена религиозности  приводят нас к выводу о том, что  инсти-

тут религии нуждается  в качественном преобразовании как  теоретической

базы, так и практических инструментов анализа института  религии на сов-

ременном этапе развития украинского общества.

 

Литература

1. Рязанова Л. Ортодоксальні імплікації в православ’ї /Л. Рязанова // Субкульту-

рна варіативність українського соціуму / за ред. Н. Костенко, А. Ручки. – К. : Ін-т соці-

ології НАН Укріїни, 2010. – C. 237–241.

2. Тезаурус социологии : темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М. :

ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с.

3. Яблоков И.Н. Социология  религии / И.Н. Яблоков. – М. : Мысль, 1979. – 182 с.

4. Релігія і влада в Україні: проблеми взаємовідносин : інформаційно-аналітичні

матеріали до Круглого столу на тему: “Державно-конфесійні відносини в Україні, їх

особливості і тенденції розвитку”, Київ, 8 лютого 2011 р. [Електронний ресурс]. – Ре-

жим доступу: http://risu.org.ua/ua/index/resourses/sociology/40664/.

5. Encyclopedia Britannica [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.

britannica.com/.

6. Горобец А.Л. Религия  как фактор дезинтеграции современного украинского

общества / А.Л. Горобец // Вісник Одеського національного університету імені І.І. Мєч-

нікова. – Одеса : Вид-во Одеського національного університету, 2008. – Т. 13. – Вип. 5.

“Соціологія і політичні науки”. –С. 59–63.

7. Грабовець О. Релігія як соціальна технологія консолідації соціуму / О. Грабо-

вець, Ю. Яковенко // Соціологія: теорія_______, методи, маркетинг. – 2001. – № 3. – С. 111–121.

8. Здіорук С.І. Суспільно-релігійні відносини: виклики Україні XXI століття :

[монографія] / С.І. Здіорук. – К. : Знання України, 2005. – 552 с.

9. Українське суспільство 1992–2009. Динаміка соціальних змін / за ред. В. Во-

рони, М. Шульги. – К. : Інститут соціології НАН України, 2009. – 560 с.

10. Рязанова Л. Релігійне життя України: сучасні тенденції пристосування /

Л. Рязанова // Українське суспільство 1992–2009. Динаміка соціальних змін / за ред.

Информация о работе Функции религии