Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:30, реферат
В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
религиозного сознания;
религиозной деятельности;
религиозных отношений;
религиозных институтов и организаций.
В. Ворони, М. Шульги. – К. : Інститут соціології НАН України, 2009. – С. 338–357.
11. Головаха Є. Українське суспільство 1992–2010: Соціологічній моніторинг /
Є. Головаха, Н. Паніна. – К., 2011. – 518 с.
12. Головаха Є. Соціальні зміни в Україні та Європі: за результатами “Євро-
пейського соціального дослідження” 2005–2007 рр. / Є. Головаха, А. Горбачик. – К. :
Інститут соціології НАН України, 2008. – 133 с.
13. Европейское социальное исследование (четвертая волна) [Электронный ре-
сурс]. – Режим доступа: http://www.
14. Лоусон Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод ;
пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М. : ФАИР_ПРЕСС, 2000. – 604 с.
15. Соловьев В.С. Вера / В.С. Соловьев // Християнство : энциклопедический
словарь. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 352.
16. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна /
С.Д. Лебедев // Социологические исследования. – 2010. – № 12. – С. 85–94.
Религия (от лат. religio - благочестие, святыня) - особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающееся на вере в священное. Священное - вид сверхъестественного, выходящего за рамки естественного, природного хода событий, «чудо». Но священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает в себя признание его безусловной ценности для человека.
Религия, на протяжении большей части человеческой истории, играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством реализации социального контроля в обществе.
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии. Поддержание веры выражается в вероисповедании, молитвам, походом в места служения, где собираются люди с таким же вероисповеданием.
Религия предполагает
наличие таинственной (мистической)
связи между человеком и Богом
(или другими
Религия - один из способов жизнедеятельности людей, связанный с признанием существования бога и других сверхъестественных явлений, возможностью их положительно или отрицательно воздействовать на человека, необязательностью какой-либо аргументации сверхъестественного, заменой знания верой.
Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.
Специфика религии -- в особом характере ее «второго мира» и его смысловой роли для человека, в признании возможности человека обращаться к Богу, устанавливать с ним особое взаимодействие на основе озарения, видения, откровения с целью спасения человека от греховности или облегчения его жизни.
Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. Религия отличается от суеверий прежде всего тем, что в суевериях отсутствует Бог.
Вера является ядром религии, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Вера - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека. Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры - убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее
существенных положений
3) признания и
следования нормам
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни.
Она закрепляется в символе веры, догматике и религиозных культурах. Символ веры оформлен в рамках различным образом: это или перечисление богов в язычестве их признаков и сфер «ответственности», или совокупность основных догматов веры. Наиболее развит символ веры у христиан, он включает двенадцать основных догматов в отношении Бога и церкви, принятых на Вселенском Соборе 525 г. и переработанных на Соборах 362 и 374 гг. Религиозная догматика содержится, как правило, в письменных источниках: священных писаниях, учениях (созданных самим богом или богами), священных приданиях -- письменных документах веры, составленных церковными руководителями и их собраниями. Религиозные культы закрепляют веру в практических отношениях и действиях верующих. В христианстве, например, важными культами выступают таинства: обряды пречищения, крещения, покаяния, бракосочетания, челосвящения (исцеление больного) и др.
Религиозные верования невозможно вывести из сферы чувств, переживаний отдельного человека. Они есть продукт исторического развития общества. Религиозная культура представляет собой существенный элемент духовной культуры всякого общества. Исторически длительно существующие общества как цивилизации оцениваются и по религиозно-духовному основанию. Религия -- социально организованная и организующая сфера человеческих сообществ, способ выражения своей духовной культуры и наиболее почитаемых ценностей.
Функции религии - это различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общества. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н.Яблокова. - М.: Гардарика, 2002. - С.299-301.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.
Регулятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, выраженном в заповедях, моральных канонах. В рамках различных религиозных вероучений формировались символы веры, единые образцы (каноны), нормирующие образ чувств, мыслей, поведения людей. Благодаря этому религия выступает мощным средством социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев.
Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется ее воспитательная функция.
Компенсаторская функция - снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе. Особенно отчетливо эта функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил.
Религия выполняет коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.
Интегрирующая функция - направление объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению нового. Известно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества: вспомним роль иерархов Русской православной церкви, например преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских земель, борьбе с захватчиками.
Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.
Гуманистическая функция - религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.
Религия как тип духовно-практической деятельности, представляющий неразрывное единство мировоззренческой установки и переживания, действия, основывающееся на вере в священное. Религия в современном мире, ее функции. Мировые религии и свобода совести.
Содержание
Введение
1. Религии в современном мире
1.1 Религия как
элемент духовной жизни
1.2 Функции религии
1.3 Место религии в системе отношений человека и окружающего мира
2. Мировые религии в современном мире
3. Свобода совести
1. Религии в современном мире
1.1 Религия как элемент духовной жизни общества
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры.
Для религиозного мировоззрения характерно разделение всего сущего на мир земной и небесный, а также признание бессмертия души.
Религия предполагает
наличие таинственной (мистической)
связи между человеком и Богом
(или другими
Религия - один из способов жизнедеятельности людей, связанный с признанием существования бога и других сверхъестественных явлений, возможностью их положительно или отрицательно воздействовать на человека, необязательностью какой-либо аргументации сверхъестественного, заменой знания верой.
Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.
Специфика религии -- в особом характере ее «второго мира» и его смысловой роли для человека, в признании возможности человека обращаться к Богу, устанавливать с ним особое взаимодействие на основе озарения, видения, откровения с целью спасения человека от греховности или облегчения его жизни.
Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. Религия отличается от суеверий прежде всего тем, что в суевериях отсутствует Бог.
Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов (рис.1): Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - С.39.
- вера - религиозные чувства, настроения, эмоции;
- учение - систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий;
- религиозный культ - совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т.е. система утвердившихся ритуалов, догматов, обряды, молитвы, проповеди и т.п.
Рисунок 1 - Отличительные признаки религии
Вера является ядром религии, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Вера - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека. Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры - убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее
существенных положений
3) признания и
следования нормам
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни.
Она закрепляется в символе веры, догматике и религиозных культурах. Символ веры оформлен в рамках различным образом: это или перечисление богов в язычестве их признаков и сфер «ответственности», или совокупность основных догматов веры. Наиболее развит символ веры у христиан, он включает двенадцать основных догматов в отношении Бога и церкви, принятых на Вселенском Соборе 525 г. и переработанных на Соборах 362 и 374 гг. Религиозная догматика содержится, как правило, в письменных источниках: священных писаниях, учениях (созданных самим богом или богами), священных приданиях -- письменных документах веры, составленных церковными руководителями и их собраниями. Религиозные культы закрепляют веру в практических отношениях и действиях верующих. В христианстве, например, важными культами выступают таинства: обряды пречищения, крещения, покаяния, бракосочетания, челосвящения (исцеление больного) и др.
Религиозные верования
невозможно вывести из сферы чувств,
переживаний отдельного человека. Они
есть продукт исторического развития
общества. Религиозная культура представляет
собой существенный элемент духовной
культуры всякого общества. Исторически
длительно существующие общества как
цивилизации оцениваются и по
религиозно-духовному
Поклонение «высшим силам» приводит к формированию образа бога -- высшего существа, абсолюта, достойного поклонения.