Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:30, реферат
В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
религиозного сознания;
религиозной деятельности;
религиозных отношений;
религиозных институтов и организаций.
Католицизм в Европе преобладает в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Франции, Бельгии, Австрии, Люксембурге, на Мальте, в Венгрии, Чехии и Польше. Католической веры придерживается также примерно половина населения Германии, Швейцарии, Нидерландов, часть населения Балканского полуострова, западные украинцы (униатская церковь) и др. В Азии преимущественно католическая страна - Филиппины, но католицизм исповедуют и многие граждане Ливана, Сирии, Иордании, Индии и Индонезии. В Африке католиками являются многие жители Габона, Анголы, Конго, островных государств Маврикия, Кабо-Верде. Католичество распространено также в США, Канаде, странах Латинской Америки.
Протестантизм очень не однороден, он представляет собой совокупность многих течений и церквей, наиболее влиятельные из которых - лютеранство (в основном страны Северной Европы), кальвинизм (в отдельных странах Западной Европы и Северной Америке) и англиканство, половину приверженцев которого составляют англичане.
Православие традиционно исповедуется в России, на Украине, в Белоруссии и в некоторых других странах Восточной Европы (Болгарии, Сербии, Венгрии, Молдавии, Румынии).
Ислам - в отличие от христианства ислам распространен более компактно: преимущественно на Ближнем и Среднем Востоке (название регионов, расположенных в Западной Азии до Пакистана, и Северной Африке), а также в Африке. В таких странах как Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и других ислам является государственной религией. В Европе ислам широко исповедуется в таких странах как, Албания, Македония, Босния и Герцеговина и Россия. Кроме того, небольшие мусульманские общины имеются также в Китае, Великобритании, Франции, Германии, США и др.
В современной России ислам
традиционно распространен
Индуизм - распространен в основном среди жителей Индии и Непала. Другие страны, в которых индуисты составляют значительную часть населения - Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания и Канада.
Родоплеменные религии - распространены среди неписьменных народов Африки, Австралии, Океании, Сибири, индейцев Северной и Южной Америки и др.
Традиционные китайские религии (прежде всего даосизм и конфуцианство) - распространены в КНР, на Тайване, в Гонконге, Корее и в общинах китайских эмигрантов в США.
Буддизм хинаянистского направления распространен преимущественно в Южной Азии (южный буддизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Махаяна распространилась севернее (северный буддизм): в Китае, Корее, Японии Вьетнаме. Одна из разновидностей махаяны - ламаизм - господствует в Тибете, Монголии, Бутане, а также некоторых регионах России - Бурятии, Туве, Калмыкии, Читинской и Иркутской области.
Таким образом, религия -- явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества, зависит от них.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные:
- огромное большинство
людей, живущих на Земле,
- во многих странах
мира религиозные объединения
отделены от государства, тем
не менее, влияние религии на
политическую жизнь
- религия как
форма культуры является одним
из важнейших источников
К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма; религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Одним из путей
преодоления религиозных
Список используемой литературы
1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.
2. Зубов А.Б. История религии. Курс лекций / А.Б.Зубов. - М.: МГИМО-Университет, 2006. - 436 с.
3. Ильин В.В. Религиоведение / В.В.Ильин, А.С.Кармин, Н.В.Носович. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
4. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - 199 с.
5. Религиоведение:
Учебное пособие и учебный
словарь-минимум по
Роль религии в жизни современного общества:
Введение
Проблемы,
влияющие на религиозность современной
российской молодежи.
Первичные социализации:
1. Атеизм среди близких родственников
2. Наличие религиозного воспитания
3. Морально-психологическое состояние
в семье
4. Отношение к религии в семье
5. Религиозные традиции в семье
6. Традиции чтения молитв в семье
Личностные убеждения:
1. Посещение церкви
2. Наличие религиозной литературы дома
3. Наличие предметов культа в домашнем
обиходе
4. Заинтересованность в религии
5. Вера в экстрасенсов и в сверхъестественное
Возможные причины отсутствия религиозной
литературы дома:
1. Атеизм среди родителей
Возможные причины отсутствия предметов
культа дома:
1. Атеизм среди родителей
2. Отсутствие сочетания с интерьером дома
Религиозность современной молодежи определяют
следующие позиции:
- Моральная удовлетворенность после общения
с духовными лицами
- Воспитание
- Семейные молитвы
- Традиции религиозных праздников в семье
- Доступность религиозной литературы
- Наличие предметов культа дома
- Потребность в вере
Факторы, влияющие на религиозность современной
молодежи можно разделить на объективные
и субъективные.
К объективным относится религиозность
родителей, воспитание ребенка, ведение
курса истории религии в учебных заведениях,
компания сверстников, семейные религиозные
традиции и т.д.
К субъективным – личные внутренние убеждения
индивида.
Всех верующих людей можно разделить на
две группы: активные и пассивные.
Активные верующие это те, кто, прежде
всего, ходят в церковь, соблюдают пост,
чтят заповеди и т.д.
Пассивные – просто верят в Бога не соблюдая
при этом каких-либо религиозных традиций.
Анализ объекта данного исследования
позволяет сформулировать следующие гипотезы.
Общая гипотеза.
Религиозность современной молодежи
определяется религиозностью семьи.
Общая гипотеза
раскрывается через ряд частных гипотез
:
1. Молодые люди в современном мире все
реже обращаются за помощью и поддержкой
к родителям
2. Родительский авторитет падает, отчего
и доверие к религии уменьшается
3. Исчезают традиции религиозных праздников
в семьях
4. Запрет на религию во времена социализма
так же накладывает отпечаток атеизма
в современном мире
5. Отсутствие курса истории религии в
учебных заведениях не позволяет получать
дополнительные знания о Вере
6. Современная молодежь все чаще занимается
личными делами. Посещение церкви не входит
в их планы.
7. Молодые люди не привыкли обращаться
за помощью к Богу, так как не получили
религиозного воспитания дома
8. Всевозможные научные теории происхождения
человека всячески доказывают, что человек
произошел не от Бога. Тем самым опровергают
достоверность Библии.
В современном же мире, когда наука и техника идут впереди, вся духовность отходит на второй план. А это порождает другие проблемы: молодые люди рано взрослеют, родительский авторитет падает, традиции устаревают, доверие к религии падает, молодые люди все реже обращаются за помощью и поддержкой к родителям, отсутствие курса истории религии в учебных заведениях не позволяет получать дополнительные знания о вере, современная молодежь все чаще занимается личными делами, посещение церкви не входит в их планы, всевозможные научные теории происхождения человека всячески доказывают, что человек произошел не от Бога, тем самым опровергают достоверность Библии.
Проблема
религиозности и духовности является
очень важной проблемой нашего века
– века информации. Когда все
чаще люди ставят материальное выше духовного.
Тема религии потому и изучена
не до конца, потому что является одной
из самых интимных тем. Не каждый человек
сможет поведать свои переживания.
Тема «религии» одна из основных тем на
протяжении всей человеческой жизни, ведь
религия – это вера. Это то что со времен
появления жизни на Земле помогало, давало
силы и было опорой для всего человечества.
Вера всегда сподвигала людей на великие
подвиги. В наш век высоких технологий,
особенно у молодежи, вера встает на второй
план. А это верный путь к бездуховности.
Именно поэтому изучение отношения современной
молодежи к религии особенно важно. Вера
– интимная сторона жизни человека, не
каждый станет «выкладывать» свою душу
перед социологом. От этого изучение религии
во все времена являлось неполным и недостаточным.
По традиции, любая религия всегда следовала довольно предсказуемому циклу. В начале, небольшая группа людей, искренне желает обнаружить в своей жизни Божью волю и улучшить благополучие человека. Каждый член представляет важность для группы и вместе они преданы учению и практическому проявлению индивидуальной веры. Между членами группы складываются доверительные взаимоотношения. Если один член сталкивается с трудностями, другие помогут. Это очень привлекает других людей, и вскоре эта малая группа начинает все больше и больше расти. Особый интерес представляет форма богослужения с целью сохранения подобающей традиции. Время проходит, и меньше внимания уделяется индивидуальным нуждам, индивидуальной ответственности и личному росту.
Со временем, отдельные члены начинают испытывать недовольство организацией, которая слишком велика и уже не способна реагировать на их личные нужды. Постепенно они уходят из основной группы и заявляют о своей независимости. Их желание - возобновить личную преданность Богу и обеспечить заботу об отдельном человеке. Эта новая малая группа привлекает в свои ряды других, и вскоре она увеличивается. Таким образом, цикл снова повторяется.
Если мы будем объективны, мы сможем заметить подобные стадии в развитии любого как человеческого, так и божественного института. Такие имена, как Уэсли и Лютер ассоциируются с переменами в Западной религии. Были и многие другие, которые выступали инициаторами реформ. Подобным образом, экономические и политические реформы обычно начинаются из лучших побуждений и с большим энтузиазмом, однако вскоре нужды отдельного человека либо не замечают, либо забывают. Мы предлагаем искусно продуманные богослужения, большие здания с прекрасной архитектурой и обсуждаем различные вопросы религиозных доктрин, а обычный человек хочет знать, как это поможет ему в его повседневной жизни.
При всех изменениях, которые уже произошли и еще произойдут, религия должна демонстрировать, что она занимает ценное место в современной эпохе. Я верю, что этим местом должен быть отдельный человек.
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: