Жизненные сценарии в судьбе человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:30, статья

Краткое описание

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии

Файлы: 1 файл

Жизненные сценарии в судьбе человека.docx

— 15.51 Кб (Скачать)

85. Жизненные сценарии  в судьбе человека

Каждый человек  еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий –  это постепенно развертывающийся жизненный  план, который формируется еще  в раннем детстве в основном под  влияние родителей. Этот психологический  импульс толкает с большой  силой человека вперед, навстречу  его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев  на родительском программировании, которое  ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую  в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать  свое время (т.е. приемлемо для его  родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично  учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что  научились). Если родители – неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат  предопределен родительским программированием  в добрую или иную сторону, ребенок  может избрать свой собственный  сюжет.

Согласно концепции  трансакционного анализа Э. Берна, сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Если сценарием  считается то, что человек еще  в детстве планирует совершить  в будущем, то жизненный путь –  это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени  предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч.Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо, и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

Возможны четыре основных жизненные сценария:

"Я" – хороший, "Все ОНИ – хорошие, жизнь  – хороша" – сценарий "победителя";

"Я" – плохой, "ОНИ – плохи, жизнь –  плоха" – сценарий "побежденного", неудачника;

"Я" – хороший,  но "ОНИ – плохие, жизнь –  плоха" – сценарий "озлобленного  пессимиста",

"Я" – плохой, а "ОНИ" – хорошие –  сценарий "комплекса неполноценности".

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке. В сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций: 1) идеализация действительности, 2) крушение, 3) вызов всему (неповиновение), 4) уход от дел, 5) осознание, 6) решительность, 7) убежденность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типологичесая теория Д. Холланда

Эта теория занимает особое место в ряду теорий профессионального  развития. Вслед за Э. Шпрангером Д. Холланд обращается, по сути дела, к анализу связи личности и экологии. Процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа к которому он относится, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу, в-третьих, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти           Д. Холланд приводит следующее описание типов, которые понимаются как комплексные ориентации личности.

1. Реалистическая ориентация: мужской тип, активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение конкретной работы, конвенциональность в политике, экономике; в профессиональном выборе — ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство. 2. Интеллектуальная ориентация: отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, неконвенциональные ценности; в выборе — естественнонаучные дисциплины, математика. 3. Социальная ориентация: социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем; в выборе — педагогика, социальное обеспечение, клиническая психология, профконсультация. 4. Конвенциональная ориентация: предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса; в выборе — банковская служба, бухгалтерия, статистика. 5. Предпринимательская ориентация: сила, руководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций и монотонной умственной работы; в выборе — служба в гостинице, предпринимательство, промышленное консультирование. 6. Ориентация на искусство: чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы, неуверенность в себе, женственность; в выборе профессии — искусство, культура. Как средство выявления основного типа личности используется Vocational Preference Inventory [12; 2].

Наиболее уязвимым моментом в типологических теориях  является сам принцип, на основании  которого априори осуществляется построение типов. Кроме того, реальный индивид  зачастую не соответствует ни одному из личностных типов, связанных с  определенными профессиональными  сферами.

Рассмотренные выше концепции профессионального развития, на наш взгляд, в отдельных своих  моментах соответствуют направлениям отечественных исследований. Мы полагаем, что использование этого опыта  будет полезным в процессе разработки теории профессионального развития в нашей стране.

Информация о работе Жизненные сценарии в судьбе человека