Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:30, статья
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии
85. Жизненные сценарии в судьбе человека
Каждый человек
еще в детстве, чаще всего бессознательно,
думает о своей будущей жизни,
как бы прокручивает в голове свои
жизненные сценарии. Сценарий –
это постепенно развертывающийся жизненный
план, который формируется еще
в раннем детстве в основном под
влияние родителей. Этот психологический
импульс толкает с большой
силой человека вперед, навстречу
его судьбе, и очень часто независимо
от его сопротивления или
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (т.е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители – неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
Согласно концепции трансакционного анализа Э. Берна, сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч.Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо, и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.
Возможны четыре основных жизненные сценария:
"Я" – хороший, "Все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша" – сценарий "победителя";
"Я" – плохой, "ОНИ – плохи, жизнь – плоха" – сценарий "побежденного", неудачника;
"Я" – хороший, но "ОНИ – плохие, жизнь – плоха" – сценарий "озлобленного пессимиста",
"Я" – плохой, а "ОНИ" – хорошие – сценарий "комплекса неполноценности".
Жизненный сценарий
оказывает свое влияние на те жизненные
позиции, которые проявляет человек в
карьере, работе, в браке. В сфере человеческих
отношений. Жизненные позиции, или отношение
человека к определенной своей жизни,
могут быть позитивны, негативны, можно
выделить семь вариантов жизненных позиций:
1) идеализация действительности, 2) крушение,
3) вызов всему (неповиновение), 4) уход от
дел, 5) осознание, 6) решительность, 7) убежденность.
Типологичесая теория Д. Холланда
Эта теория занимает особое место в ряду теорий профессионального развития. Вслед за Э. Шпрангером Д. Холланд обращается, по сути дела, к анализу связи личности и экологии. Процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа к которому он относится, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу, в-третьих, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти Д. Холланд приводит следующее описание типов, которые понимаются как комплексные ориентации личности.
1. Реалистическая ориентация: мужской тип, активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение конкретной работы, конвенциональность в политике, экономике; в профессиональном выборе — ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство. 2. Интеллектуальная ориентация: отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, неконвенциональные ценности; в выборе — естественнонаучные дисциплины, математика. 3. Социальная ориентация: социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем; в выборе — педагогика, социальное обеспечение, клиническая психология, профконсультация. 4. Конвенциональная ориентация: предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса; в выборе — банковская служба, бухгалтерия, статистика. 5. Предпринимательская ориентация: сила, руководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций и монотонной умственной работы; в выборе — служба в гостинице, предпринимательство, промышленное консультирование. 6. Ориентация на искусство: чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы, неуверенность в себе, женственность; в выборе профессии — искусство, культура. Как средство выявления основного типа личности используется Vocational Preference Inventory [12; 2].
Наиболее уязвимым
моментом в типологических теориях
является сам принцип, на основании
которого априори осуществляется построение
типов. Кроме того, реальный индивид
зачастую не соответствует ни одному
из личностных типов, связанных с
определенными
Рассмотренные выше
концепции профессионального