Жизненный сценарий личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Объект научного исследования: жизненный сценарий индивида.
Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.
Цель исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.
Задачи исследования:
1.изучить процесс развития жизненного сценария;
2.рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
3.изучить сексуальный жизненный сценарий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ…………………………………………………………………… 3
1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3
1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5
1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8
1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
1.5. Жизненные сценарии в судьбе человека……………………….......11
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14
2.1.Развитие сценария………………………………………………… 17
2.2. Директивы…………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

     РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ……………………………………………………………………  3

     1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3

         1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5

        1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8

       1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10

     1.5. Жизненные сценарии в судьбе  человека……………………….......11

           РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14 

     2.1.Развитие сценария…………………………………………………  17

     2.2. Директивы…………………………………………………………..17

     РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

     Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики, жизненного сценария личности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики жизненных сценариев.

     Жизненный сценарий – одна из научных проблем  активно исследуемой в психологии. Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Она помогает ему узнавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения. Первая социализация ребенка происходит в семье. Именно из нее он выносит основные стереотипы поведения и отношения, принятые в обществе, представления человека о том, как сложится его жизнь, чего он добьется. В общем случае человек может написать жизненный сценарий совершенно сознательно и реализовать его на практике.

           В работе будут рассмотрены теоретический подход психологии к проблеме жизненного сценария, директивы и сексуальные сценарии.

       В первой главе рассмотрены  общетеоретические вопросы Жизненный  сценарий. Определяются основные  понятия, обуславливается актуальность.

     Во  второй главе рассмотрены директивы  а также развитие жизненного сценария.

     В третьей главе рассматривается  сексуальные жизненные сценарии.

     Объект  научного исследования:  жизненный сценарий индивида.

     Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.

     Цель  исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.

     Задачи  исследования:

  1. изучить процесс  развития жизненного сценария;
  2. рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
  3. изучить сексуальный жизненный сценарий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1 ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 

     1.1 Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии

     В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников выступил с инициативой  развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для  Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х  гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в  Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим  вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности  личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе  человека и его развитию.

     Б. Г. Ананьев [3] обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

     В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту  Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что  жизненный путь есть некая целостность  и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать  поворотным в жизни личности. Жизненный  путь для Рубинштейна - не сумма жизненных  событий, отдельных действий, продуктов  творчества. Жизненный путь - это  целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет  свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! [8] Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий  и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной  неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать  субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. [1. С.28.] Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Индивид становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.

     К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни  Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую  и личностную зрелость человека: "Последняя  проявляется в умении соединять  свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию. [1.С.67] Абульханова-Славская (вслед за Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни. (Абульханова-Славская рассматривает нравственные ценности, этические ценности). [1]  

     1.2 Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии

     В современной зарубежной психологической  науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как  Ш.Бюлер, Г.Олпорт, У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они  предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.

          Первое систематическое изучение  закономерностей жизненного пути  было предпринято Ш. Бюлер и  ее сотрудниками в Венском  психологическом институте в  20-30-е годы. Она провела аналогию  между процессом жизни и процессом  истории и объявила жизнь личности  индивидуальной историей. На большом  эмпирическом материале было  установлено, что, несмотря на  индивидуальное своеобразие, существуют  закономерности регулярности в  сроках наступления оптимумов  жизни в зависимости от соотношения  духовных, ментальных" и биологических  витальных тенденций. Так же  были обнаружены различные типы  жизненного развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.

          Выделился ряд аспектов, составляющих  объективную логику жизни: 

     • последовательность внешних событий;

     • смена переживаний, ценностей, как  эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;

     • результат его деятельности.

       Ш. Бюлер, как и многие другие  психологи абсолютизировала роль  детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой  стадии развития закладывается  проект всей жизни.

          А. Адлер для обозначения понятия  жизненного пути использовал  понятие жизненный стиль, который  ввел в 1926 году.

          На его взгляд стиль жизни  это значение, которое человек  придает миру и самому себе, его цели направленность его  устремлений.

          А. Адлер считал, что значение  жизни постигается впервые четыре  или пять лет жизни и подходит  к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни  ребенок достигает единого паттерна  поведения, собственного стиля  в подходе к проблемам и  задачам.

          А.Адлер выделил четыре типа  жизненных стилей:

     - полезный;

     - правильный;

     - избегающий;

     - получающий.

          По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся  теми знаниями, которые мы придаем  происходящему с нами. И все  это выражается в ранних воспоминаниях.  Так как для запоминания человек  выбирает то, что ощущается, хотя  и очень смутно им, как связанное  с его нынешней жизнью.

          Трансакционный анализ показывает  как "устроены" психологически  люди, как они выражают свою  индивидуальность в поведении.  Ключевыми его идеями являются  понятие о модели эго-состояний  и сценарии жизни.

          Впервые теория сценария была  разработана Э. Берном и его  коллегами, особенно Клодом Стайнером,  в середине 60-ых годов. С тех  пор концепция сценария стала  одной из важных частей теория  трансакционного анализа и в  настоящее время является центральной.  Э.Берн в понятие судьбы вкладывал  понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека  определяется в первую очередь  им самим, его умением мыслить  и разумно относиться ко всему  происходящему в его жизни  и окружающем его мире. Каждый  человек, еще в детстве, в  принципе часто бессознательно  думает о своей будущей жизни,  прокручивает в голове свои  жизненные сценарии. Сценарий - "это  постепенно развертывающийся жизненный  план, который формируется еще  в раннем детстве в основном  под влиянием родителей. Э.Берн  разграничивает понятия жизненного  пути и жизненного сценария  человека. Он говорит, что жизненный  путь- это то, что происходит в  действительности.

     Продуктом действия различных сил оказываются  различные типы жизненного пути, которые  могут смешиваться и вести  к одному или другому типу судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный  насильственный или независимый.

          Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор  одного из направлений глубинной  психологии - психологии судьбы и  оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром  своей психологии, найдя в нем  самое подходящее выражение, которое  охватывает все, что касается  человеческой жизни.

Информация о работе Жизненный сценарий личности