Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:15, курсовая работа
Объект  научного исследования:  жизненный сценарий индивида.
     Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.
     Цель  исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.
     Задачи  исследования:
1.изучить процесс  развития жизненного сценария;
2.рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
3.изучить сексуальный жизненный сценарий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ……………………………………………………………………  3
1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3
         1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5
   1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8
 1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
1.5. Жизненные сценарии в судьбе человека……………………….......11
           РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14  
2.1.Развитие сценария…………………………………………………  17
2.2. Директивы…………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27
СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
     РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ 
СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ………………………………………………………
     1.1. 
Жизненный путь человека как проблема 
в отечественной психологии……………………………………………………
         
1.2. Теории и концепции жизненного сценария 
в зарубежной психологии……………………………………………………
        1.3 
Определение и происхождение 
жизненного сценария 
в теории Э.Берна……………………………………………………………
1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
           РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО 
СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ………………………………………………………
2.1.Развитие сценария………………………………………………… 17
     2.2. 
Директивы………………………………………………………
     РАЗДЕЛ 
3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ…………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 
ЛИТЕРАТУРЫ……………..............2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
     Характеризуя 
степень научной 
     Жизненный 
сценарий – одна из научных проблем 
активно исследуемой в 
В работе будут рассмотрены теоретический подход психологии к проблеме жизненного сценария, директивы и сексуальные сценарии.
      
В первой главе рассмотрены 
общетеоретические вопросы 
Во второй главе рассмотрены директивы а также развитие жизненного сценария.
     В 
третьей главе рассматривается 
сексуальные жизненные 
РАЗДЕЛ 
1 ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ И 
КОНЦЕПЦИИ 
1.1 Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии
В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
Б. Г. Ананьев [3] обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.
В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! [8] Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. [1. С.28.] Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Индивид становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.
     К.А. 
Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. 
Рубинштейна, считает, что разрешение 
противоречий жизни способствует развитию 
личности. Разрешение противоречий жизни 
Абульханова-Славская видит в способах 
отношений людей друг с другом. 
Способ решения жизненных противоречий 
характеризует социально-
1.2 Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии
В современной зарубежной психологической науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш.Бюлер, Г.Олпорт, У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.
          
Первое систематическое 
Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни:
• последовательность внешних событий;
• смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;
• результат его деятельности.
      
Ш. Бюлер, как и многие другие 
психологи абсолютизировала 
          
А. Адлер для обозначения 
На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений.
          
А. Адлер считал, что значение 
жизни постигается впервые 
А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:
- полезный;
- правильный;
- избегающий;
- получающий.
          
По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся 
теми знаниями, которые мы придаем 
происходящему с нами. И все 
это выражается в ранних 
          
Трансакционный анализ 
          
Впервые теория сценария была 
разработана Э. Берном и его 
коллегами, особенно Клодом 
Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный насильственный или независимый.
          
Леопольд Зонди, швейцарский