Жизненный сценарий личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Объект научного исследования: жизненный сценарий индивида.
Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.
Цель исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.
Задачи исследования:
1.изучить процесс развития жизненного сценария;
2.рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
3.изучить сексуальный жизненный сценарий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ…………………………………………………………………… 3
1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3
1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5
1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8
1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
1.5. Жизненные сценарии в судьбе человека……………………….......11
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14
2.1.Развитие сценария………………………………………………… 17
2.2. Директивы…………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

     Интонации: Голос отрывистый, напоминает пулеметные очереди. Иногда человек, выполняя эту  директиву, говорит так быстро, что  проглатывает слова.

     Жесты: Постукивает пальцами, притопывает  или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы.

     Положение тела: Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто  человек находится в непрерывном  движении.

     Выражение лица: Направление взгляда часто  и быстро меняется.

     Отдельный ключ сам по себе не является признаком  директивы 

     Чтобы с уверенностью диагностировать  директиву, нужно обнаружить одновременное  присутствие нескольких характерных  для нее признаков. Нельзя делать выводы на основании одного признака [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 3 СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ  

     Наиболее  плодотворной с точки зрения возможностей интеграции психологических и социологических  данных представляется теория "сексуального сценария", предложенная Уильямом Саймоном и Джоном Ганьоном. Понятие "сценария", близкое к понятиям "плана", "схемы" или "поведенческой  программы", обозначает достаточно широкую когнитивную структуру, соединяющую многообразные символические  и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный поведенческий ряд, на основе которой  люди могут одновременно предвосхищать  свое поведение и оценивать его  в данный момент.    Нормативные компоненты сексуального сценария - кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане - в общих чертах задаются соответствующей культурой. Однако это не исключает больших индивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка. Как всякая сложная диспозиционная система, предрасполагающая индивида к определенного рода поведению, сексуальный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня - представления, понятия, оценочные суждения и т.д. Индивид имеет обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые субъект никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать, во-вторых, планы реального поведения, которые субъект более или менее последовательно осуществляет, в-третьих, промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия ("если он сделает так, я сделаю это"), в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое. 

     Сексуальные сценарии можно изучать и классифицировать по ряду измерений.

  1. По их сложности, т.е. по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого: какой круг мотивов, партнеров, мест и времен действия представлен в сценарии; чем отличается когнитивная программа от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сценария и т.д.
  2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности; насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и последовательность действия субъекта и как он отнесется к нарушению принятого порядка.
  3. По их обыденности, конвенциональности: насколько данный сценарий или его компоненты соответствуют принятым в обществе нормам поведения.
  4. По их удовлетворительности для субъекта: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т.п. Хотя понятие сценария теоретически слабо разработано, оно имеет большую эвристическую ценность для изучения когнитивных аспектов сексуального поведения и мотивации, включая эротическое воображение. [6. С. 176].

     Связь индивидуального "сексуального сценария" с ценностными ориентациями культуры и ее отношением к сексуальности  яснее всего проявляется в  таких механизмах морального контроля, как чувства стыда и вины. Хотя психологическое и культурологическое содержание этих понятий и их соотношение  достаточно проблематичны, они всегда присутствуют в сексуальной сфере. Стыд ограничивает внешние проявления сексуальности, которые могут быть осуждены окружающими, вина распространяется и на самые интимные, внутренние переживания. Развитость сексуального стыда и вины зависит прежде всего  от характера культуры: чем настороженнее  ее отношение к сексуальности, тем сильнее будут у членов общества чувства, тормозящие ее проявления. Однако здесь есть значительные индивидуальные вариации. Как показывают специальные исследования, развитое чувство "сексуальной вины" затрудняет вербализацию эротических переживаний, иногда снижает половое возбуждение, сильно влияет на восприятие эротических материалов. Никаких статистических норм и нормативов тут нет, но избыток "сексуальной вины", обычно коррелирующий с общей эмоциональной скованностью, отрицательно влияет на сексуальность и может полностью парализовать ее. Напротив, отсутствие такого контрольного механизма нередко ведет к распущенности и деиндивидуализации половых отношений, так что здесь, как и всюду, желательно какое-то равновесие [6. С.180].

     В мужском сексуальном сценарии "секс" - не столько удовольствие, порой  запретное и стыдное (например, при  мастурбации), сколько работа, которая  обязательно требует успеха, завершения, достижения чего-то (например, оргазма). Мужское тело - своего рода "сексуальная  машина", которая оценивается  по ее работоспособности и эффективности [5. С.4].

     Сексуальное поведение - сложное образование, его  нельзя свести ни к физиологическим  потребностям, ни к эмоциональным  реакциям, ни к ситуативным воздействиям. "Сексуальный сценарий" надо рассматривать  не только в единстве его собственных  компонентов, но и в системе общих  регуляторных механизмов личности [6. С.219]. 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

  1. Теоретиками ТА (Т. Кейлер, Э. Берн) введено шесть схем развития сценария, где в каждой из них соответствует определённая тема, описывающая, как индивид проживает свой сценарий.
  2. Схема «Прежде» Заключается в том, что человек не может перейти к другим делам, прежде чем не сделает какое-либо невыполненное действие, таким образом он прерывает свои высказывания вставляя ещё одну приходящую на ум мысль.
  3. Схема «После» противоположна схеме «После». Индивид считает, что после совершившего действия за это будет нести какую-либо ответственность.
  4. Схема Никогда» проявляется в том, что индивид часто в разговоре может повторяться, рассказывая об отрицательных особенностях своего сценария.
  5. Схема «Всегда». Люди, которые живут по схеме "Всегда", могут все время менять одни неудовлетворяющие их отношения, работу, место жительства и т.д. на другие, удовлетворяющие их не в большей степени.
  6. Схема «Почти». Индивид начинает дело, но может не до конца его закончить.
  7. Неопределённый сценарий. Эта схема развития сценария напоминает схемы "Прежде" и "После", так как в ней присутствует поворотный пункт, после которого все меняется. Достигнув какой-либо цели, после индивид не будет знать, что дальше с собой делать. У индивида будет присутствовать чувство нехватки чего-либо.
  8. Следуя идее Э.Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение промежутков времени, Т.Кейлер в ходе своих исследований обнаружил существование серий поведенческих реакций, которые люди неизменно демонстрировали перед включением в сценарное поведение. Директивами Т.Кейлер назвал поведенческие последовательности, стереотипы поведения. В целом существует 5 директив. Где каждая из них даёт о себе знать определённой совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица.
  9. Будь совершенным. Слова индивида играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному.
  10. Нравься другим. Человек с такой директивой часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы. Эта же директива служит к схеме развития сценария «После».
  11. Упорно пытайся. Индивид, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова "пытаться", "пробовать". Также индивид может часто переспрашивать или вставлять вопросительные междометия.
  12. Будь сильным. Человек, который выполняет эту директиву, считает что он  не несёт ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами. При разговоре может использовать обезличивающие слова.
  13. Торопись. Часто использует слова: торопись, быстрее, вперед, пошли. Индивид в состоянии напряженности, посещают мысли о том, что не хватает времени на что-либо, что может что-то не успеть.
  14. Нормативные компоненты сексуального сценария - кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане - в общих чертах задаются соответствующей культурой. Как всякая сложная диспозиционная система, предрасполагающая индивида к определенного рода поведению, сексуальный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня - представления, понятия, оценочные суждения и т.д.
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.– 301 с.
  2. Адлер А. Что такое жизненный сценарий. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.kalitva.ru.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ. - 1968. - 339 с.
  4. Жизненные сценарии в судьбе человека [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.0wt.ru/93-zhiznennye-scenarii-v-sudbe-cheloveka.html
  5. Кон. И.С. Мужская и женская сексуальность. 2000 - 13 с.
  6. Кон И.С. Психология сексуальности (поведение и воображение). Введение в сексологию. - М., 1988 - 219 c.
  7. Летова И. Жизненные сценарии [Электронный ресурс] режим доступа http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=593
  8. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. 4-изд. СПб.: Питер, 2004 – 641 с.
  9. Стюарт Й., Джойнс В. Д. Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни: Пер. с англ. - В. Данченко. 2000 – 59 c.
  10. Фролова Е.О. Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/pros.htm.

Информация о работе Жизненный сценарий личности